Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС: 1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях. 2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; 3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
В режиме повседневной деятельности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС
В режиме повышенной готовности :
- организации защиты населения;
-выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
Силы и средства ликвидации ЧС
1.Войска гражданской обороны; 2. Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); 3. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд, 4. Поисково-спасательные службы (ПСС); 5. Центр специального назначения (Москва); 6. Авиация МЧС России; 7. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; 8. Силы и средства органов внутренних дел; 9. Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.
Силы и средства постоянно готовности
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников. Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса- тельных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан. Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием. Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам
Центр специального назначения («Лидер») создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ. На Центр возложены следующие задачи: • проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности; • проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения; • оказание пораженным медицинской помощи; • выполнение подрывных и пиротехнических работ;
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
В отдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайству руководства соответствующего уровня.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС в том случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
К нынешнему времени РСЧС находиться на высоком уровне подготовки. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.