Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.
Содержимое презентации направлено на формирование у учеников о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Материал построен по плану:
1. Детство Ломоносова
2. Путь в науку.
3. Ломоносов – ученый.
Город на Неве
Александро – Невская лавра
Главная улица СанктПетербурга
«Ведомости»
Построена в честь Александра
Невского
Петропавловская крепость
Первая русская газета
Санкт Петербург
Самое высокое здание в России в
XVII веке
С нее началось строительство
Петербурга
Первый музей
Кунсткамера
ботик
Невский проспект
Россия стала империей
Петропавловский собор
Дедушка русского флота
1721год
Город на Неве
Главная улица СанктПетербурга
Построена в честь Александра
Невского
Санкт Петербург
Невский проспект
Александро – Невская лавра
Первая русская газета
«Ведомости»
Самое высокое здание в России в
Петропавловский собор
XVII веке
С нее началось строительство
Петербурга
Первый музей
Россия стала империей
Дедушка русского флота
Петропавловская крепость
Кунсткамера
1721год
ботик
1. Днскй
2. Нвскй
3. Птр
4. Лмнсв
•Днскй
Донской
•Нвскй
Невский
•Птр Пётр I
•Лмнсв
Ломоносов
Пётр I дал сильный тол-
чок развитию русского
народа. Потребность в
образовании стала ощу-
щаться всё сильнее и
сильнее. Образованные
люди стали выходить
не только из высших
слоёв общества, но и из
низ-ших. Самым лучшим
до-казательством этого
слу-жит появление
Ломоно-сова, который
будучи крестьянином,
стал величайшим
русским учёным и
поэтом.
Михаил Васильевич
Ломоносов родился
в 1711 году в
деревне Денисовка
около села
Холмогоры
Архангель-ской
губернии, в семье
крестьянина-помора,
занимавшегося
морским промыслом
на собственных
судах.
"Быт поморской семьи 18
в."
художник Румянцев А. Я.
Мальчик начал
помогать отцу с
десяти лет. Вместе
они ходили рыбачить
в Белое море и до
Соловецких островов.
Нередкие опасности
плавания закаляли
физические силы
юноши и обогащали
его ум
разнообразными
наблюдениями.
В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту.
Первым его учителем стал дьячок местной церкви.
Ломоносов прочитал всё, что было под рукой:
Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.
У соседа нашлись славянская грамматика и
арифметика, напечатанная для школ по велению
Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и
с таким усердием читал, что выучил наизусть.
Ломоносов рано лишился матери, а мачеха стала
преследовать и укорять пасынка за то, что он всё
читает и не занимается делом, не помогает отцу
ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке
день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал
рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях
Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.
Ломоносов решил
покинуть дом и
пробраться в Москву,
чтобы там поступить в
школу.
Он тайком от отца
выхлопотал себе паспорт,
выпросил у знакомого
крестьянина китайский
полукафтан и немного
денег. И в одну морозную
ночь он бежал, взяв с
собой книги. Путь до
Москвы Ломоносов
прошёл с рыбным обозом
своих земляков. В ту пору
было ему 19 лет.
крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не
было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни
копейки. Первую ночь он провёл в санях под
Неприветливо встретила Москва молодого
открытым небом.
На другой день он
встретил земляка,
который взял его к себе
и обещал определить в
школу при монастыре.
Это было устроено.
Ломоносова, несмотря
на его взрослые лета,
определили в самый
низший класс, так как
он не знал латинского
языка.
Нелегко пришлось Ломоносову на первых
порах. По возрасту он был гораздо старше
других учеников, кото-рые потешались над ним
и высмеивали его. Он терпел большую нужду:
школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего
едва хватало на хлеб и квас. Но талантли-вый и
трудолюбивый юноша упорно постигал науки.
Киево-Могиляя́нская акадея́мия
Но вот уже и московская школа не
удовлетворяет его. Он просится в Киев, где, по
слухам, учили лучше и больше. С котомкой за
плечами и полкой в руках прибыл учёный
крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он
действительно нашёл много книг и с жадностью
прочитал их все.
В 1735 году Ломоносова, как одного из лучших
учени-ков, отправили на учёбу в Петербург, где по
плану Петра Великого была учреждена Академия
наук. При Академии находилась гимназия,
где учили молодых людей.
В Петербурге он проучился год, а потом, как
лучший ученик, был отправлен за границу –
учиться у немец-ких профессоров. Ломоносов
прожил за границей около четырёх лет и всё это
время неустанно работал. Профессора
удивлялись его трудолюбию, его успехам и
дарованиям.
Учеба за границей
Россия в то время
остро нуждалась в
специалистах горного
дела. И в сентябре
1736 года Михаил
Ломоносов в числе
трёх лучших
студентов (был
направлен на учёбу в
Германию в Марбург
для изучения химии,
физике, математике,
философии, и
металлургии.
Студент немецкого
университета
НАУК
А
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в
Петербургской Академии наук. Получает должность
профессора химии.
Диплом профессора химии
В самых различных
областях знаний
раскрылся талант
Ломоносова.
Он прославился как
физик, химик, геолог,
поэт, художник,
астроном, географ,
историк.
Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы.
• Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью
изобретённых им приборов.
• Учёный организовал при Академии первую в России
Химическую лабораторию.
• Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Портрет Петра I
Ломоносов открывает мастерскую для набора
мозаичных картин и сам становится первым в России
человеком, который начал на собственном опыте и
своими руками осваивать технику мозаичного набора.
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
Первым в
России
автором
многих
мозаик
стал сам
М.В.Ломоно
сов. «Образ
Божией
Матери»
-над
которым
трудился
пять с
половиной
месяцев- он
приподнёс
Великий учёный много сделал для развития и
образования России. По его предложению в 1755
году был открыт Московский университет, который
по праву носит имя Ломоносова.
ЛОМОНОСОВ в свое время был самым образованным
- Знал несколько языков
человеком в России
- Создатель русской оды, автор поэм,
поэтических посланий, трагедий
- Автор научной грамматики русского
языка.
КИСЛОРОД,ГОРИЗОНТ,КВАДРАТ,
ГРАДУСНИК, ДИАМЕТР,
МИКРОСКОП, ЧЕРТЕЖ, МИНУС,
НЕЛЕПЫЙ – все эти и многие другие
слова придуманы и введены в русский
язык Михаилом Васильевичем!
- Написал учебник русской истории
- Первый объяснил русским людям
откуда берется тепло и дожди,
что такое планеты и кометы , от
чего происходит северное сияние и
многое другое.
В наши дни российским и иностранным учёным за
выдающиеся работы в области естественных наук
присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова.
Подведём итоги:
1. Какие качества
характера позволили
Ломоносову пройти с
честью все испытания?
1.Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?
Источники:
• http://www.sfu-kras.ru/staff/9069
• http://ivmk.net/lithos-gotkr15.htm
• http://lomonosov300.ru/pictkonkurs_showfotos_pager-pictkonkurs_set_472
.9.html
• http://www.labirint.ru/screenshot/goods/49887/5/
• http://blog.rgub.ru/blog/2011/09/k-300-letiyu-m-v-lomonosova/
• http://museum-old.lomic.ru/zal1.html
• http://fourline.ru/zagadki_istorii/mify_o_rossiia_dikaya_moskoviya.html
• http://works.tarefer.ru/44/100409/index.html
• http://virtmuseum.aonb.ru/z6/z6_gram2.html
• http://proznanie.ru/teacher/?class=7historyRus&content=c31b25414c5
1abd61127629c52325916
e-sochineniy/
• http://lomonosov.aonb.ru/?id=14
• http://nnm.ru/blogs/spiridonn/mihail-vasilevich-lomonosov-polnoe-sobrani
• http://www.ukma.kiev.ua/subsite/390rokiv/nekropol/index.php
• http://syt.edu.severodvinsk.ru/web/2011/francyzova/index.htm
• https://www.russian-belgium.be/node/53633
• http://news.emind.ru/news/show/1720
• http://img12.nnm.ru/0/0/8/8/0/00880fb0920af660ea656f6094c96f57_full.j
pg
• http://lenta.ru/news/2010/11/30/prize/
Панова
Оксана
учитель
Владимировна
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail:
panowa.ox@yandex.ru