Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитание любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, аула, кишлака с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного краяШкольные музеи и музейная педагогика призваны сыграть важнейшую роль в деле возрождения высокой нравственности и патриотизма. Вряд ли сегодня много школ, в который есть музей, но практически в каждой школе можно выпустить историческую газету или провести неделю истории. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины, конкурсы по истории, экскурсии практически проводил каждый учитель
ИСТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
Научный руководитель: д.п.н., профессор
А.В. Миронов
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИЗУЧЕНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», В
РАЗРАБОТКАХ УРОКОВ И
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, И ИХ
АПРОБАЦИЯ.
Объект исследования: историческое
образование младших школьников при
изучении «Окружающего мира»
Предмет исследования: историческое
образование младших школьников в
процессе изучения «Окружающего
мира» в системе развивающего
обучения Л. В. Занкова.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНОМУ
ИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА» БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ
СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
1) СОЧЕТАНИЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ
ИСТОРИИ;
2) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЗАДАНИЙ
ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА;
3) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА
В ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;
4) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) ВЫЯВИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ПОНИМАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИСТОРИКО-
ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА;
2) ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕТОДИКУ ОРГАНИЗАЦИИ
УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ИМЕЮЩИЙСЯ
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В
ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ;
3) ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ
ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ;
4) В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ПРОВЕРИТЬ ВЫДЕЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ;
5) ВЫПОЛНИТЬ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЮ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Уровни
Класс
Общее кол
во учащихся
Низкий
Кол во
Средний
%
учся
%
Кол во учся
Высокий
%
Колво учся
4В
4Г
27
26
37
42,4
10
11
59,3
50
16
13
3,7
7,6
1
2
Уровень
исторических
знаний младших
школьников
на констатирующем
этапе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРУЮЩЕМ
ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Интегрированные
Экскурсии
Работа в школьном
уроки
музее
Внеклассная работа
по краеведению
Внедрение заданий
исторического
характера на уроках
Результаты изучения уровня исторических знаний образования младших
на основе школьной краеведческой работы (контрольный этап).
школьников
Общее
Уровни
Класс
количество
Низкий
Количество
Средний
Количество
Высокий
учащихся
%
учащихся
%
учащихся
%
Колво учся
4В
4Г
27
26
11,1
34,6
3
9
55,5
53,8
15
14
33,4
11,5
9
3
4 В
4 Г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Историческое образование школьников – приоритетное
направление в работе школы, осуществляющееся с
учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью
формирование позитивного отношения к базовым
общественным ценностям
2. Теоретические основы исторического образования
младших школьников достаточно разработаны в научной
и методической литературе.
Несмотря на оживление работы по историческому
образованию в школах, ее уровень, как правило, остается
достаточно низким.
3. При проведении эксперимента у школьников не только
повысился уровень исторических знаний, но и в
значительной степени изменились также интересы
учащихся.
4. Изменяется уровень исторических знаний, это, по-
нашему мнению указывает, что работа исторического
образования способствует повышению интереса к
истории.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Включение в программу начального образования элементов знаний и умений,
способствующих по воспитанию чувства ответственности за будущее своего города, своей
республики, своей страны.
Введение элементов знаний и умений во все общеобразовательные предметы начального
образования, хотя бы за счет системы межпредметных учебных заданий историко-
краеведческого содержания.
Выделение в учебных планах и программах начального образования узаконенного времени
на общественно полезную деятельность младших школьников по изучению истории родного
края.
Введение в школьный образовательный процесс предмета «Краеведение».
Повышение квалификационного уровня преподавателей начального образования по
вопросам историко- краеведческого образования младших школьников путем проведения
различных курсов.
Разработка достаточного количества изданий методической литературы для
преподавателей начального звена включая популярную и художественную литературу по
современным историко- краеведческим вопросам, возможно издание детских журналов и
газет по той же теме.
Укрепление материальной базы и внешкольных учреждений для возможностей реализации
целей и задач историко- краеведческого образования.
Сочетание различных методов и приемов работы преподавателей на уроках, а так же
установление взаимосвязи основной учебной работы с различными формами внеклассной.