Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)
Оценка 4.9

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
окружающий мир
3 кл
29.03.2018
Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)
Урок окружающего мира ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ 3 класс.docx
Урок окружающего мира. Тема:          Полезные ископаемые. Цели: 1. Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых.            2. Формировать представления у учащихся о подземных богатствах.            3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным  материалом.            4. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.            5. Воспитывать любовь к родному краю. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые,  объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной  деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам,  анализировать, делать выводы. Оборудование:          образцы полезных ископаемых;  карта Тульского края;  рабочие листы, таблицы;  мультимедийный проектор, экран, ноутбук;  презентация «Полезные ископаемые»;  карточки с условными обозначениями полезных ископаемых на карте;  коллекция минералов. Ход урока. Организационный момент. I. 1. Учитель приветствует учащихся. 2. – Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что нужно, ­ под рукой! ­ Проверим готовность к уроку. II. Актуализация знаний. ­ Что называют горными породами? (Различные вещества, которые залегают на  поверхности и в толще Земли большими массами.) ­ Какие горные породы вам известны?  (Песок, глина, мел, галька на берегу реки, уголь…) ­ Где встречаются горные породы?    (Горные породы встречаются не только в горах, они  лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озёр, морей и океанов.) ­ Из чего состоят горные породы?      (Они состоят из минералов. Одни горные породы  состоят из одного минерала, другие – из нескольких. Например, кварцевый песок состоит только из кварца, гранит – из трёх различных минералов: полевого шпата, кварца, слюды.) ­ Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?   (Это продукты  человеческого труда, деятельности человека.) III. Самоопределение к деятельности. ­ Из чего изготовляют автомобили, самолёты, поезда? (Из стали, металла.) ­ Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не  полетят. Что ещё надо для них? (Бензин, горючее.) ­ Из чего делается горючее?  (Из нефти.) Учитель записывает на доске: сталь, нефть. ­ Дополните предложение: сталь, нефть, …, …, … .  (Соль, гранит, каменный уголь и т.д.) ­ Как их назвать общим словом?  (Полезные ископаемые.) ­ Назовите тему сегодняшнего урока. Слайд № 2.          Хозяйка подземных богатств В своё царство приглашает нас. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте найдёте вы. ­ Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? О чём должны узнать  на уроке?  (Ответы детей.) Слайд № 3.  Задачи урока:    Познакомиться  с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;  со способами их добычи;  с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.    Узнать  Важную роль полезных ископаемых в экономике страны. IV. Работа по теме урока. Слайд № 4.   – Как вы понимаете слова «ПОЛЕЗНЫЕ» и «ИСКОПАЕМЫЕ»?     ­ Подберите синонимы к каждому из слов.      ПОЛЕЗНЫЕ                           ИСКОПАЕМЫЕ необходимые,                                          доставать,                     нужные                                                 извлекать              ­ Попробуйте сделать вывод, что называют полезными  ископаемыми? Слайд № 5.   Полезные ископаемые – это горные породы и минералы,  которые                      добывают из недр Земли и её поверхности и используют в  хозяйстве. Слайды № 6 – 15. Хозяйка подземных богатств предлагает вам отгадать    загадки о полезных ископаемых. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит.) Этот мастер белый­белый В школе не лежит без дела: Пробегают по доске, Оставляют белый след.  (Известняк.) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.  (Песок.) На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.  (Газ.) Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл,  Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?  (Нефть.) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.  (Глина.) Он чёрный, блестящий. Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.  (Каменный уголь.) Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи…  (Железная руда.) Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.  (Торф.) Слайд № 16.  ­ Какая наука  изучает полезные ископаемые? (Ответы детей.) ­ Полезные ископаемые изучает наука ГЕОЛОГИЯ. ГЕОЛОГИЯ  –  это  наука  о строении  и истории  развития земной  коры, о  методах поиска полезных ископаемых. Её название происходит от двух греческих слов: «ГЕО» ­ земля и «ЛОГОС» ­ учение. Поиском месторождений занимаются ГЕОЛОГИ.  Полезные ископаемые добывают из месторождений – мест, где полезные ископаемые залегают в достаточно большом количестве. (слайд № 17) ­ И сегодня в царстве подземных богатств вы будете в роли геологов. 1­я группа будет изучать песок; 2­я группа – глину; 3­я группа – гранит; 4­я группа – известняк; 5­я группа – каменный уголь; 6­я группа – каменную соль. V. Исследование в малых группах. ­ На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых, учебники, тексты о данном полезном   ископаемом   и   таблица,  которую   надо   заполнить,  а  также   карточка   с условным обозначением полезного ископаемого на карте и карта Тульского края. (В   каждой   группе   назначается   консультант,   который   будет   направлять   деятельность   всей команды.) ­ Вам необходимо исследовать полезное ископаемое по плану: Слайд № 18.                            План. 1. Название полезного ископаемого. 2. Образование (состав). 3. Свойства: а) цвет; б) состояние (твёрдое, жидкое, газообразное); в) основное свойство; г) другие свойства (прозрачность, плотность…)       4.   Способы добычи.       5.   Значение и применение.       6.   Условное обозначение на карте. ­ Как настоящие учёные, составим  план  работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответы на вопросы? 1. Прочитать текст. (Рабочие листы + учебник стр.61­62, 63­65.) 2. Рассмотреть образец полезного ископаемого. 3.   Заполнить   таблицу,   отметив   какие   свойства   имеет   данное полезное   ископаемое;   где   применяется,   используется,   способы добычи. 4.   Найдите   среди   условных   знаков   на   карте   Тульского   края,   на карте   России   знак,   обозначающий   месторождение   данного полезного ископаемого. ­   Прежде   чем   вы   приступите   к   исследовательской   работе,   давайте   вспомним правила работы в группах. Слайд № 19.   Правила работы в группах. 1. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. 2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3. Не бойся высказывать своё мнение. 4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы. 5. Работай сам, не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко и кратко. 7. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку. 8. Если   вы   не   можете   выбрать   того,   кто   будет   представлять   вашу группу у доски, то используйте  считалку или жребий. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу: Паспорт гранита. 1. Образование (состав). 2. Цвет. 3. 4. Основное свойство. 5. Другие свойства (прозрачность,  Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное). плотность…) Способы добычи (карьер, шахта). Значение и применение. 6. 7. 8. Условное обозначение на карте. Аналогичные таблицы по другим полезным ископаемым: песку, глине, каменному углю, каменной соли, известняку. VI. Обмен информацией. Дать   возможность   каждой   группе   представить   информацию.   Одновременно   с представлением работ дети переносят данные о существенных свойствах данного полезного   ископаемого  в   единую   таблицу.   Эта   таблица   представляет   собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Ученики   представляют   вниманию   собравшихся   информационный   продукт   – «ПАСПОРТ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО». (слайды № 20­31.)                                                               Паспорт гранита. 1 Образование (состав) Зернистый,   состоит   из   зёрен . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . Цвет Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Условное обозначение на карте кварца, слюды, полевого шпата. Серый,   розовый.   Цвет   зависит от цвета полевого шпата. Твёрдый Прочность Непрозрачный, тяжелее воды. В горах, добывают открытым способом. В строительстве ­ Какое свойство является главным (основным) для гранита?  (Прочность.)  ­   Где   используется   гранит?   На   каких   свойствах   основано   его   применение (использование)?    (Гранит широко применяют в строительстве. Из него делают фундаменты зданий и опоры мостов – там нужен особенно прочный материал. Гранитом также мостят дороги. Другое важное свойство гранита – он хорошо полируется. Полированный гранит очень красив. Поэтому   его   используют   для   украшения   зданий   и   набережных.   Многие   станции   метро украшены этим камнем. Из гранита также сооружают памятники.)                                                                               Паспорт известняка. Образование (состав) Образовался   на   дне   морей   и океанов   из   раковин   и   скелетов водных животных. Состоит   из   скреплённых между собой мелких частичек. Белый или светло­серый. Цвет Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Твёрдый. Основное свойство Другие свойства Вскипает   под   действием уксусной кислоты. Плотный, тяжелее воды. Способы добычи (карьер, шахта) В карьерах. Применение строительстве, В     для сооружения памятников, зданий,   метро;   для   побелки деревьев, домов. Из   известняка   получают цемент, бетон, известь. Разновидность   известняка   – мел, мрамор. Условное обозначение на карте 8 . ­ Какое свойство является основным для известняка? ­ Где используют известняк? На каких свойствах основано его применение? Цвет Образование (состав) Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное)                                       Паспорт каменного угля. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . Способы добычи (карьер, шахта) Применение Основное свойство Другие свойства Твёрдый. Горючесть. Образуется   из древних растений. Чёрный с блеском.   остатков Хрупкий, тяжелее воды. В шахтах, карьерах. Используют   при   отоплении помещений,   как   топливо   на фабриках,   заводах,   железных дорогах.   Из   каменного   угля получают фотоплёнку, лекарства, разные краски.   Условное обозначение на карте 8 . Каменный и древесный уголь – это два разных вещества. Древесный уголь можно получить за несколько дней, он достаточно лёгкий и хрупкий. А на образование каменного угля требуются миллионы лет. Каменный уголь бывает трёх видов. Первый вид так и называется – каменный уголь, или чёрный каменный уголь. Второй вид называется  антрацит, третий –  бурый уголь. Бурый уголь – это разновидность каменного угля, но цвет у него не чёрный, а бурый. Он выделяет при сгорании меньше всего тепла. Больше всего тепла даёт антрацит. ­ Какое свойство является основным для каменного угля? ­ Где используется каменный уголь? На каких свойствах основано его применение?                                              Паспорт глины. Образование (состав) Цвет Образуется   при   разрушении горных пород.   мельчайших Состоит   из частиц,   скреплённых   между собой. Коричневая, белая, голубая… Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Плотная. Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Условное обозначение на карте Вязкость. Не   пропускает   воду,   тяжелее воды,   пластична.   Сырая   глина имеет характерный запах.  Карьерах. В   строительстве.   Из   глины делают кирпичи, посуду. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . ­ Какое свойство является основным для глины? ­ Где используют глину? На каких свойствах основано её применение?                                     Паспорт песка. 1 . Образование (состав) Цвет Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Условное обозначение на карте 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . ­ Какое свойство является основным для песка?   песчинок, Образуется   при   разрушении горных   пород.   Состоит   из отдельных   не соединённых между собой. Белый, серый. Рыхлый.   жёлтый,   красный, Сыпучесть. Не   имеет   запаха, пропускает   воду, воды. В карьерах.   хорошо   тяжелее строительстве, В   производстве стекла.   при ­ Где используют песок? На каких свойствах основано его применение?                               Паспорт каменной соли. Образование (состав) 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 .     солёных из Каменная   соль   выпадает   на   дно водоёмов. Состоит     маленьких кристалликов кубической формы,   которые   плотно прилегают друг к другу. Белая. Цвет Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Хрупкая. Основное свойство Другие свойства Растворяется в воде. Тяжелее воды. Способы добычи (карьер, шахта) В карьерах и шахтах. Применение Употребляется в пищу. Условное обозначение на карте В наше время соль – это один из самых дешёвых продуктов. Но так было не всегда. Когда­то соль была очень дорогой, её даже выдавали в качестве награды за большие заслуги. С тех пор сохранился обычай: почётных гостей встречать хлебом­солью.  В небольшом количестве соль необходима человеку для нормальной работы внутренних органов, для  роста. Она содержится  во всех  частях человеческого тела.  В большом количестве соль вредна.  Животные  также,  как  и  человек,  нуждаются  в соли.  Поэтому  на животноводческих   фермах корма немного подсаливают. Дикие животные получают соль из той пищи, которую едят. Но если они находят места, где месторождения соли выходят на поверхность земли, они лижут соль. В старину люди находили месторождения соли, следя за животными. Загадка:    В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль.) Соль добывают открытым способом, при помощи огромных экскаваторов. Но добывают её также и   закрытым   способом.   Для   этого   роют   шахты,   делают   подземные   коридоры,   иногда   целые «улицы» и «площади». Так получаются соляные города­пещеры. Потом соль грузят в вагоны и развозят по всей стране. Бывает   так,   что   под   городом   образуется   ещё   один   город,   подземный, вырубленный в огромном соляном пласте. Самый старинный и красивый соляной город   находится  в   Польше,  под   городом  Величко.  Ему   уже  около  1000  лет. Чтобы обойти все его улицы, придётся бродить по нему не меньше недели. В этом   подземном   городе   есть   небольшая   церквушка.   Там   в   давние   времена горняки   просили     заступничества   и   помощи   у   своего   покровителя   –   святого Антония. Вход в часовню охраняют два крылатых ангела, искусно выточенных из редкой   розовой   соли.   Есть   в   этом   удивительном   городе     огромный   зал   с соляными   колоннами.   Давным­давно   в   этом   зале   устраивались   настоящие придворные балы. Здесь веселились короли и знатные вельможи. Они водили хороводы   вокруг   небольшого   озера,   играли   в   прятки,   скрываясь   за  деревьями, покрытыми снегом. Но озеро было мёртвым, потому что в его солёных водах жизнь   была   невозможна.   Деревья   и   снег   тоже   были   ненастоящими,   а вырезанными   из   соли.   Сейчас   в   этом   подземном   царстве   устроили   музей   и санаторий.   Ведь   в   соляных   подземельях   чистый     целебный   воздух   –   вредные болезнетворные   микробы   не   выносят   присутствия   соли.   В   соляных   пещерах можно десятилетиями хранить запасы продуктов, и они не будут портиться. Хранят в таких подземельях древние книги и киноленты старых фильмов. Ученики   выступают   с   устными   сообщениями   о   полезных   ископаемых, подготовленными дома:   торф;  нефть;  природный газ;  железная руда.                                       Паспорт торфа. 1 . Образование (состав) Цвет Образуется   на   болотах, точнее,   на   дне   из   остатков растений. Тёмно­коричневый. 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Твёрдый, но хрупкий, рыхлый. Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Горючесть. Очень   лёгкий,   легче   воды,   без труда   ломается   и   крошится, непрочный;   пористый,   хорошо впитывает влагу. Осушение болот. Топливо,   удобрение,   подстилка для скота. Условное обозначение на карте 8 .                                                                               Паспорт нефти. 1 . Образование (состав) Цвет Образовалась   глубоко   в   земле   из остатков   растений   и   животных, которые   жили   много   миллионов лет назад. Маслянистая   жидкость   тёмно­ коричневого цвета. Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Жидкая. Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Условное обозначение на карте Горючесть. Легче воды, с резким запахом. Бурение   скважин   в   земле,   куда опускают   трубы.   Нефть выкачивают насосами. Топливо.   Из   нефти   получают бензин и керосин, машинное масло, пластмассы, искусственное волокно, лекарства.   2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 .                                      Паспорт природного газа. 1 . Образование (состав) Цвет Образовался   из   остатков   древних растений   и   животных   миллионы лет назад. Бесцветный. Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Газообразный. Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Горючесть. Легче воздуха, не имеет запаха. Бурение   скважин,   прокладывание газопровода.   Из   него   получают Топливо. пластмассы, искусственное волокно,   искусственный   каучук,   из которого   потом   изготовляют Условное обозначение на карте 8 . резину.  Одно из  ценных свойств газа как топлива – его способность, сгорая, не оставлять после себя отходов. Когда сгорают уголь или нефть, образуются копоть или сажа; когда сгорают дрова, образуется зола. Когда сгорает газ, всё вокруг остаётся чистым и не надо убирать никаких остатков. Поэтому природный газ так удобно использовать в быту, например, в кухонной плите. Но, кроме полезных свойств, он имеет ещё и очень  опасные свойства, о них надо постоянно помнить. Смесь природного газа с воздухом становится взрывоопасной. Малейшая искра может привести к большому взрыву. Если вы откроете газ на плите и забудете зажечь огонь или этот огонь у вас потухнет, например, залитый убежавшим молоком или кипящей водой, газ скоро заполнит всю кухню. Это очень страшно. Малейшая искра – и прогремит взрыв. Кроме того, у газа есть ещё одно опасное свойство – он ядовит. Попадание газа в дыхательные пути вызывает сильное   отравление   организма.   Если   человек   окажется   в  помещении,   заполненном  газом,   он быстро потеряет сознание, а потом умрёт. Но природный газ, как мы помним, не имеет запаха, человек просто не «почует» его в помещении. Поэтому к природному газу добавляют пахучие вещества, которые позволяют обнаружить его утечку. Но их запах еле ощутим, его можно не почувствовать. Вот почему обращение с газовой плитой требует осторожности и аккуратности. Если у вас на кухне произошла утечка газа, вы должны немедленно, ни в коем случае не заходя на кухню, покинуть квартиру, чтобы не задохнуться или не погибнуть от взрыва, и звать на помощь взрослых. Покинув опасную зону, по телефону «04» вызовите службу газа. Выучите этот номер телефона наизусть. Если вы оказались в помещении, наполненном газом, немедленно откройте окно (в крайнем случае разбейте стекло!) и, не теряя ни секунды, покиньте помещение.                                                                      Паспорт железной руды. 1 . Образование (состав) Состоит   из   мелких   зёрен, которые   плотно   соединены между   собой.   Содержит железо   и   другие   ценные металлы. Тёмно­коричневый. Цвет 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) Твёрдое. Основное свойство Другие свойства Способы добычи (карьер, шахта) Применение Плавкость.   мелкозернистое Плотное, вещество,   прочное,   тяжелее гранита.   Кусочки   железной руды   притягиваются магнитом. В шахтах или в карьерах. Машины, рельсы, вагоны, ножницы.   железнодорожные Условное обозначение на карте 8 . Почему многие предметы называют и железными, и стальными? Вещество   железо   в   чистом   виде   встречается   на   Земле   очень   редко.   Обычно   это   осколки метеоритов, упавших на нашу планету из космоса. А в недрах Земли и на её поверхности железо встречается только в соединении      с различными примесями. Это и есть железная руда. На металлургических заводах железную руду очищают от примесей и выплавляют в специальных печах, в которых температура воздуха достигает 1350 градусов. Можно выплавить из неё и железо, но железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь даже ножа. Поэтому люди научились делать сплавы. Сплав – это соединение двух или более веществ в расплавленном состоянии. Сталь и чугун – сплавы. Чугун – это соединение железа с углеродом (углерод – это не металл). Чугун – сплав твёрдый, но хрупкий. При ударе чугунный предмет может расколоться, молотка из него не сделаешь. Сталь – тоже сплав железа с углеродом, но в ней углерода меньше, чем в чугуне. Сталь – очень прочный материал. В неё в небольшом количестве могут быть добавлены другие вещества (металлы и неметаллы). Тогда сталь приобретает особые свойства, например, становится нержавеющей. Вещи,   которые   мы   в   быту   называем   железными,   на   самом   деле   являются   стальными   или чугунными.   Молотки   и   гвозди,   конечно,   стальные.   Чугунные   раскололись   бы,   а   железные   – погнулись и сплющились. Из стали делают пилы, серпы и косы, а также топоры, лопаты и грабли. Вёдра делают из листовой стали, покрытой слоем цинка или специальной эмали, чтобы защитить сталь от ржавчины. Ложки, вилки, ножи обычно делают из нержавеющей стали. Из стали делают также рельсы. Из чугуна отливают колёса железнодорожных вагонов. Хотя чугун – это хрупкий материал, колёса делают такими толстыми, что они становятся достаточно прочными. Из чугуна делают также узорные решётки, которыми украшают сады, парки и набережные. Чугун выплавляют из железной руды в  доменных печах, а сталь –  мартеновских, но не из железной руды, а из чугуна. Не так давно люди нашли способ получать сталь сразу из железной руды. Этот способ дешевле. Для   того,   чтобы   отлить   что­нибудь   из   железа,   чугуна   или   стали,   их   надо   нагреть   до   очень большой   температуры,   чтобы   они   стали   жидкими.   В   старину   кузнецы   железо   ковали.   Они разогревали его до температуры «белого каления». Металл ещё не жидкий, но уже достаточно мягкий и пластичный. Из такого металла тяжёлым молотом можно выковать нужную вещь. ­ Назовите основное свойство торфа, нефти, природного газа?   (Горючесть.) ­ Где их применяют?   (Их используют в основном как топливо. Однако торф – это ещё и хорошее удобрение. А из угля, нефти и природного газа получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, бензин, керосин и многое другое.) ­ Назовите основное свойство железной руды?  (Плавкость.) ­ Как применяют это свойство железной руды?  (Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Рельсы, ножницы, машины, водопроводные трубы, кровля для крыш и многое другое изготовлены из различных металлов и их сплавов.) Слайд № 32. Добыча полезных ископаемых может проводиться открытым и  Карьер  –   открытый   способ   добычи   полезных закрытым   способами. ископаемых. Закрытый способ –  шахта.  Глубина подземных разработок до 4 км. Слайд   №   33­34.    Чтобы   добыть   нефть   люди   бурят   глубокие   скважины   и строят буровые установки на суше и в море.        ­ Какое полезное ископаемое добывают в шахте?  (Каменный уголь.)        ­ Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.) Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на её поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу  и отправляют на завод, где её обрабатывают.          ­ Какие полезные ископаемые добывают из скважин?  (Нефть, газ.) VII. Физкультминутка. Мы листики осенние,                     Плавное покачивание руками вверху над  На ветках мы сидим.                      головой. Дунул ветер – полетели.                Руки в стороны. Мы летели, мы летели                   Лёгкие взмахи руками, потихонечку  И на землю тихо сели.                   присесть на корточки. Присели. Ветер снова набежал                      Потихонечку подняться, плавно поднять И листочки все поднял.                  руки вверх. Плавное покачивание рук над Закружились, полетели                  головой. Покружиться на месте. И на землю снова сели.                  Дети садятся за парты по местам. VIII. Первичное закрепление материала. Интеллектуальная разминка. 1.  Исследовательская карта.  (слайд № 35)­  Узнай полезное ископаемое по его свойствам: А. Белый, прочный, твёрдый. (Известняк.) Б. Зернистый, прочный, твёрдый.  (Гранит.) В. Сыпучий, жёлтый, в виде крупинок. (Песок.) Г. Чёрный, хрупкий, твёрдый. (Каменный уголь.) 2.   Учитель   предлагает   задания   в   устной   форме.   Учитель   называет   признаки полезного ископаемого, а учащиеся определяют, что это за полезное ископаемое. а) В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы   и   величины,   чёткие   их   отпечатки.   Это   говорит   о   том,   что   оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идёт речь?  (Об известняке.) б) Это полезное ископаемое входит в состав грифеля простых карандашей. От его   количества   зависит   твёрдость   карандаша.   Знаете   ли   вы,   что   для производства пластилина необходимы жир и это же полезное ископаемое? О каком полезном ископаемом идёт речь?  (О глине.) в) В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые   росли   тысячи   лет   тому   назад.   Это   полезное   ископаемое   хорошо горит,   его   используют   как   топливо   и   удобрение   для   растений.   О   каком полезном ископаемом идёт речь?  (О торфе.) IX. Организация информации. ­ Как много полезных ископаемых мы с вами выделили! Каждое из них обладает определёнными отличительными свойствами. А можем ли объединить их в каие­то группы по признаку сходства? Слайд № 36.      Использование (применение) полезных ископаемых                        Строительство            топливо                     металлургия                      (гранит, песок,           (каменный уголь,        (железная руда)                       глина, известняк)      торф, нефть,                                                           природный газ) Слайд № 37.   На какие ещё группы можно разделить полезные ископаемые?                                        Полезные ископаемые                            твёрдые            жидкие              газообразные                       (уголь, руда,           (нефть)            (природный газ)                       известняк,                       торф, гранит) X. Связывание информации. Обобщение. ­ Мы сегодня много узнали о подземных богатствах, об их применении. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу­схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие  группы: рудные и нерудные. (Слайд № 38.) Ювелирные           Рудные Нерудные Алмаз, рубин,  гранат, малахит,  яшма, золото,  сапфир… Железная руда Строительные Гранит,  известняк, глина, песок. Горючие Каменный уголь,  торф, нефть,  природный газ. ­ Нерудные полезные ископаемые в свою очередь делятся на две подгруппы. Как  вы думаете, на какие?     (Строительные и горючие.) Проводится коллективная проверка заполнения таблицы. ­ Эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными, ювелирно­поделочными. Это алмаз, рубин, малахит,  яшма и другие. (Показ рисунков, фотографий, изделий.) – Слайд № 39. Слайд № 40.    Полезные ископаемые Тульской области. О чудесном нашем крае Поведём мы разговор, О прекрасном милом крае, Там, где мы живём. Слайд № 41.    Исследование в малых группах. По карте Тульской области определите полезные ископаемые края и их  месторождения. Слайд № 42.    На территории Тульской области в разное время были выявлены и разведаны запасы месторождений следующих видов полезных ископаемых:  горючие;  металлические;  неметаллические;  пресные подземные воды;  минеральные подземные воды. Слайд № 43.  Сводная таблица полезных ископаемых Тульского края. Полезные ископаемые. Бурый уголь Торф  Железные руды Каменная соль Известняк Песок и глина Гипс  Пресные воды Минеральные воды Месторождения. Грызловский карьер, Кимовский карьер. Венёвский, Заокский, Ясногорский, Алексинский,  Одоевский районы. Разработка прекращена (мелкие месторождения) Алексинский, Ленинский, Щёкинский, Узловской,  Новомосковский, Ясногорский, Заокский районы. Ефремовский, Плавский, Чернский районы. Узловской, Алексинский, Заокский, Одоевский  районы. Кимовский, Новомосковский, Суворовский,  Дубенский районы. Повсеместно Суворовский, Алексинский, Заокский, Ленинский  районы. Слайд № 44.  Предсказания учёных. Учёные предсказывают, что разведанных (то есть известных людям)  месторождений:  Каменного угля хватит только до 2200 года;  Нефти хватит только до 2025 года;  Природного газа – до 2050 года;  Железной руды – до 2400 года. Слайд № 45.  Охрана полезных ископаемых. 1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. XI. Подведение итогов. Рефлексия. 1. Игра «Четвёртый лишний». Песок, глина, каменный уголь, гранит.  Каменный уголь, нефть, торф, известняк. Железная руда, природный газ, нефть, каменный уголь. 2. Каменная соль – это полезное ископаемое. Верно ли утверждение, что сахар –  тоже полезное ископаемое? Подтвердите или опровергните это утверждение. Дети: Сахар – это не полезное ископаемое. Учитель:  А   я   утверждаю,   что   сахар,   как   и   каменная   соль,   полезное ископаемое, так как сахар, как и соль, белого цвета, состоит из отдельных кристалликов,   плотно   прилегающих   друг   к   другу.   Сахар,   как   и   соль,   легко растворяется в воде, придаёт воде сладковатый вкус. При ударе рассыпается на отдельные кристаллики, что говорит о его хрупкости. Докажите, что я не права! Дети: Сахар не является полезным ископаемым. Полезные ископаемые – это те природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности.   Каменную   соль   добывают   открытым   способом,   т.е.   на поверхности земли. Каменная соль образуется на дне солёных водоёмов. А сахар получают из сахарной свёклы или из сахарного тростника. Свёкла и тростник – растения. Значит, сахар – не полезное ископаемое. 3. В  VII  веке арабы напали на греков. Огромное количество кораблей окружили город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, греки выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость   окружила   корабли,   греки   подожгли   её.  Море   вокруг   кораблей   стало гореть. Загорелись и корабли. О каком полезном ископаемом идёт речь?   (О нефти.) Слайд № 46.  Полезные ископаемые – это источник нашей жизни! Слайд № 47.  Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли. Слайд № 48.  Итог урока. 1. Что такое полезные ископаемые? 2. Для чего люди добывают их? 3. Приведите примеры полезных ископаемых. 4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? XII. Отметка. 1. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Получают отметки те дети, которые выступали с сообщениями о полезных ископаемых у доски от группы. 2. Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью разноцветных полосок. ­ Поднимите зелёную полоску, кому было легко сегодня на уроке; жёлтую – кто испытал незначительные затруднения; красную – кому сегодня было очень трудно понять новую тему. XIII. Домашнее задание. Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом по выбору. Ваша задача: рассказать   о   полезном   ископаемом,   не   называя   его.   А   задача   класса:   узнать полезное ископаемое.

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)

Презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018