Большой Петергофский дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1747—1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли) — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
Верхний сад
Фонтан «Нептун» является композиционным центром верхнего сада. В 1736 году в центральном бассейне верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.
После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Сейчас композиция фонтана представляет собой фигуру Нептуна, установленную в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. От прежнего убранства фонтанов остались только дельфины и две свинцовые гирлянды из листьев дуба, раковин и цветов.
Петергофский фонтанный водовод
Принцип действия петергофской фонтанной системы — в использовании разницы уровней, на которых расположены пруды и фонтаны. В Петергофе нет водонапорных сооружений и насосов. Вода идёт по каналу самотёком.
Пётр I поначалу считал, что для продолжительной работы хватит вод ближайшего Охотского болота. В результате пришлось искать новые источники, которые обнаружились в 25 км от Верхнего парка на Ропшинской возвышенности, в окрестностях деревень Забродье, Хабино и Глядино. В результате получилась очень сложная система: одних только накопительных прудов — 24.
Вода сбегает к фонтанам с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи сливаются в Фабричную речку, которая, в свою очередь, переходит в Старо-Петергофский (Ропшинский) канал. С другой стороны к нему примыкает Новопетергофский канал, который образуют Леволовский и Святой ручьи. От наводнений соседние территории защищает Шинкарский шлюз, сбрасывающий воду в речку Стрельну, по каналу приходящему в Самсоновский бассейн. Отсюда у воды три пути. Первый — через пруды и протоки в Английский пруд и Верхнесадский канал. Второй — по Ольгинскому водоводу к Верхнему саду и Нижнему парку. Третий — по подземным трубам к отдельным группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.
Фонтанный комплекс строили больше века. За это время он обзавелся четырьмя каскадами и 173 фонтанами. Идея его создания принадлежит Петру Первому. Император, обретший выход к морю, задался целью возвести на берегу Финского залива поражающие воображение сооружения.
по замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось осуществить.
Особое место в композиции занимает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Кстати, первоначально в центре должен был стоять не он, а Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но потом его заменили на Самсона со львом. Считается, что это было сделано из-за победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Ее одержали в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как располагается на гербе этой страны.
«Римские фонтаны»
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.
В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году. Высота фонтанов – более 10 метров.
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются еще 24 наклонные, более тонкие струи.
Монплезир (франц. mon plaisir — мое удовольствие) — один из ценнейших памятников русского искусства первой четверти XVIII века.
Мысль о постройке приморских палат на мысу, с которого видны столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, принадлежала Петру I. На одном из его рисунков впервые появилось название этих палат — «Монплезю». Сохранившиеся собственноручные наброски Петра I наметили место постройки Монплезира и планировку Монплезирского сада. Первоначально Монплезир был задуман Петром I в виде прямоугольного здания с эркером на северном фасаде.
С террасы перед Монплезиром открывается вид на просторы Финского залива и далекий Кронштадт. Она ограждена балюстрадой из пудостского известняка с массивными каннелированными тумбами и балясинами.
В Монплезире представлена собранная самим Петром I коллекция картин европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и коллекция кухонной утвари первой четверти XVIII века. В оформлении использованы голландские изразцы, лаковые панно (выполненные по китайскому образцу), ткани, резной дуб, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление считается шедевром декоративной лепки XVIII века. Живописные работы выполнены французским художником Филиппом Пильманом. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.
С Монплезиром связаны многие значимые события и личности русской истории. Естественно, Монплезир постоянно посещал Пётр I, здесь же проводились съезды двора, парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук. Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.