Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
религиоведение
4 кл
11.05.2018
В последнее время общественность придаёт огромное значение духовно-нравственному воспитанию. С 90-х годов 20 века православная культура в России начала возрождаться. Во многих школах, в частности в нашей школе с 2007 года введён новый предмет "Основы православной культуры". Изучение данного предмета невозможно без посещения действующих храмов.Основы православной культуры
Исследовательвкий проект.doc
МОУ «ЛесноКонобеевская средняя школа»
муниципального образования – Шацкий муниципальный район
Рязанской области
Исследовательский проект учащихся 4 класса
Руководитель проекта учитель начальных классов: Гафурова С.М. … Торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой
духовностью русского народа, быть может, и есть то, в чем мы более всего
нуждаемся, чтобы найти в себе силы противостоять холоду, безликости и
растущий жестокости нашего технократического, прагматичного
современного мира.
Сюзанна Масси
А Церковь – нечто более, чем мы.
Не высказать её надмирной сути.
Она – источник, неподвластной
мути,
Она – Надежда посреди чумы…
Иеромонах Роман, сентябрь 1987г.
Невозможно представить себе современный русский город или поселок без
храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и
каждому русскому человеку архитектурные сооружения всегда были главным
украшением городских и сельских пейзажей России. Посмотрите на
произведения отечественной живописи и вы увидите, что самым ярким и привлекательным объектом на них является храм. И это неудивительно,
потому что русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на
что они способны.
Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма жизнь их немыслима: и
беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном,
высоком назначении человека, ибо это дом Божий.
И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются,
реставрируются, иногда возвращаются к нам из небытия.
Украшают, облагораживают наш мир храмы, радуют глаз, умиротворяют душу
внешней красотой, гармоничным звоном колоколов.
Но только ли для украшения и эстетического удовлетворения россиян
затрачивается столько сил и средств на строительство и сохранение церквей,
соборов, часовен? Конечно же, нет. Главное их назначение в другом.
Каждый день в храмах проводится богослужение, звучат песнопения,
возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради этого общения с Господом
люди приходят сюда. Особенно много народу собирается здесь в
православные праздники и дни повиновения усопших.
Никого не заставляют православные священники приходить на церковные
службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в
храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают:
денег за это не платят, благодарности не объявляют . Напротив, в храме
христианам обычно приходится потрудиться и потратиться на свечи,
поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почемуто
люди идут в храм. Почему? Потому что храм это общий дом Бога и
верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с
Богом и для соборной молитвы Ему.
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога,
Его храмов. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин
очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию
православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нем Господа.
Бывает, ходит человек много лет мимо храма, может быть, радуется, а может
и не замечать его вовсе, но наступает момент, обычно это самые трудные
минуты жизни, когда приходится задуматься о Боге, о смысле собственной
жизни, о вечности.
И направляется человек в храм как дом Божий, и становится храм и его
самым главным и родным, отчим домом, самым достопримечательным
местом. Таким местом в нашей местности является Свято Никольская церковь села
Темешево.
Мы заинтересовались историей этой церкви. Для этого обратились в
Шацкий районный архив, побеседовали со старожилами с Темешево и
настоятелем Никольской церкви отцом Валерием (Грибовым).
Из архивных данных мы узнали, что с 1950х годов на территории района
были четыре действующих храма (Никольский храм Шацка, Никольский храм
села Темешево, Сергеевский храм села Эммануиловка, Архангельский храм
села Казачий Дюк), входящих в состав Рязанской епархии, которая к 1988
году в общей сложности насчитывала 51 приход.
Описание церкви: Оксельмеево. Церковь деревянная, теплая, построенная
в 1864 году на средства прихожан. Перестолов два: первый – во имя св.
Николая чудотворца (9 мая и 6 декабря) и придельный – в честь св. мученицы
Параскевы ( 28 октября). Дворов 290, душ мужского пола 1155, женского
2244, великороссы, земледельцы и отхожий промысел – выделка овчин, имеют
душевого надела 1 десятину. Раскольников поморского толка 2 двора, душ
обоего пола 10.
В приходе 2 деревни: 1) Темешево 134 двора, душ мужского пола 535,
женского пола 568, около церкви, и Олеменево, 82 двора, душ мужского пола
299, женского пола 337, в полутора верстах от церкви река Цна.
Школа церковно – приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно –
приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества.
Церковная библиотека в 108 томах. Штат: священник, диакон и псаломщик. У
причта земли усадебной три с половиной
десятины и 52 десятины пахотной, удобной, в
двух участках, в четырех верстах от церкви.
Земля дает годового дохода 200 рублей.
Братский годовой доход 500 рублей. Казенное
жалование священнику 300 рублей, диакону
150 рублей и псаломщику 100 рублей.
Церковный капитал 400 рублей. Дома у
священника и диакона собственные, а у
псаломщика квартира.
Приход от станции « Нижне – Мальцево» М
К, железная дорога в 30 верстах, почтового
отделения в 3 верстах, больницы в 8 верстах, фельдшерского пункта и базара
в3 верстах. Польно – Конобеевского волостного правления (ближайший
приход) в 3 верстах, г. Шацка в 15 верстах и г. Тамбова (по железной дороге)
в 440 верстах. Адрес для телеграмм и корреспонденции: Лесное Конобеево.
Земский начальник 5 участка, пристав 2 стана Шацкого уезда.
Чтобы узнать подробности о Никольской церкви, мы сходили в гости к
Меркуловой Анне Яковлевне.
Она родилась в с. Темёшево 26.12.1918. Во время войны работала на
торфяниках в Московской обл., Дмитровского района, а после войны в
колхозе свинаркой.
Анна Яковлевна рассказала, что церковь была закрыта с 1933 по 1946 гг.
Двоюродные братья Шитов Василий Данилович (регент) и Бычёнков Фёдор
Васильевич (колхозный председатель) хлопотали за открытие церкви. Они
говорили: «Война будет не всегда, придёт время церковь откроется».
Ещё до войны церковь хотели ломать. Уже сломали церкви во Ржавце,
Конобеево, Польной Слободе. Чтобы церковь не сломали Шитов В.Д. и
Бычёнков Ф.В. с помощью местных жителей засыпали в притвор урожай
зерновых и овощных культур. А когда церковь приехали ломать, они сказали
что заняли это помещение под склад. На этот раз церковь удалось сохранить.
Но скоро вновь пришли ломать церковь, тогда местные жители собрали денег,
чтобы выкупить деловой лес. Они отдали его властям за то, чтобы церковь не
сломали.
После открытия в 1946 г. было много служителей церкви. Не всех
священников, которые служили, после открытия вспомнила Анна Яковлевна, но некоторых она назвала. Первым священником был о. Иван (Оливков). На
сельском кладбище похоронен о. Стефан (Торотынов).
На территории церкви похоронены о. Дмитрий Коростылёв_ (справа), о.
Алексей (слева).
В 70е годы служил о. Яков Матюшин. Сначала он работал медбратом в
туберкулёзном диспансере на Быковой горе. Потом он стал священником.
Жил о. Яков в д. Николаевке, а ездил служить в СвятоНикольскую церковь
села Темешево.
В с. Желанное похоронен о. Иван Плетнёв. В 80е годы служил о. Николай
(Новак) из г. Шацка (похоронен в г. Подольске). Он много потрудился в
ремонте храма (при нём поменяли по окна нижние венцы, вновь расписали
купол).
В настоящее время служит протоиерей Валерий Грибов.
Он нам рассказал о внутреннем устройстве храма. Храм имеет три главные части: 1 – алтарь, 2 – средняя часть храма, то есть
собственно храм – место собрания и моления верующих и 3 – притвор.
Алтарь символизирует Небесное Божье Царство. До пришествия Христа и
Искупления Им человеческих грехов человеческих Царство Небесное было
закрыто даже для праведников, поэтому в Святое Святых ветхозаветного
храма никто не мог входить, кроме первосвященника, но и ему позволялось
входить туда только один раз в году, принося жертву Богу.
В новозаветном храме алтарь открывается во все важнейшие моменты
богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царство
Небесное открылось.
Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или
прислуживает во время службы, только в церковном облачении и только во
время службы.
Средняя часть храма – неф, где теперь стоят верные христиане,
соответствует ветхозаветному святилищу, в котором служил священник (в
ветхозаветном храме народ сюда не входил). Здесь стоят подсвечники, на
которые прихожане ставят свечки символические жертвы Богу. Эти
подсвечники выполняют функции ветхозаветного жертвенника, который
раньше находился во дворе Скинии.
Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. Поскольку из Церкви
Христовой никто не может быть изгнан, такого двора быть не должно, но чаще
всего он всё таки делается: по древней традиции здесь стояли оглашённые,
то есть те, кто ещё готовился стать христианами. Здесь могут также
находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой
прихожане, которым, по церковным правилам, временно запрещается стоять в
храме.
Снаружи, у входа в храм, устраивается площадка – паперть.
Алтарь устраивается в восточной части храма. В центре его находится самое
главное место во всем храме престол, символизирующий небесный престол
Божий.
На престоле всегда лежат напрестольное Евангелие, напрестольный крест,
антиминс – плат с изображением положения Христа во гроб и вложенной
частицей святых мощей, губка для собирания частиц Святых Даров, илитон –
шелковый плат, в который заворачивается антиминс с губкой, и стоит
семисвечник.
В восточной части алтаря, за престолом, находится запрестольный образ,
представляющий обычно Христа Спасителя на царском троне или Воскресение Христово место между престолом и запрестольным образом
называется горним, то есть высоким, возвышенным.
Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом.
Он имеет три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому
что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и
Кровь Христовы, то есть сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах
изображаются: сюжет Благовещения и образы четырех евангелистов. Другие
врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и
Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через
них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во
время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время
богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому
проходят через Царские Врата.
Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам
(чинам).
Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева Божией
Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону. В нашей церкви
это икона святого Николая Чудотворца. Это местный ярус.
Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин. На котором
отображены главные православные праздники.
Третий ярус называется апостольским, потому что на нем представлены
апостолы. Четвертый ярус содержит изображения святителей, то есть святых
епископов, а пятый пророков.
В середине иконостаса помещается икона, называемая «Деисис» (иногда
говорят «Деисус»), то есть «Моление», оно изображает Спасителя на
престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящими пред Ним.
Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая
Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями – ходатаями за
род человеческий, а молитва их – совершенна. Непосредственно над
Царскими Вратами располагается икона «Тайная вечеря», потому что через
эти врата выносят Святые Дары.
Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю
часть храма и называется здесь солеей. Перед Царскими Вратами от солеи к
середине храма отходит выступ амвон, на котором диакон или священник
произносят ектинии и читают Евангелие.
По обеим сторонам от солеи расположены клиросты, где стоят певчие и
чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из
них отличается от других не только снаружи, но и внутри.
Огромная ценность Свято Никольского православного храма в селе
Темешево это старинный иконостас. Он сделан из дерева и покрыт позолотой.
В храме используются высокие столики особой формы со скошенной верхней
доской анолон. На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы
прихожане могли прикладываться (целовать). Перед иконами с анолоем с
праздничной иконой и Евангелием стоят подсвечники, на которые христиане
ставят свечи, символизирующие жертву Господу горящие любовью к Богу
сердца.
В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже участвует в
богослужении: зажигается в зависимости от того, радостные или печальные
события вспоминаются во время службы.
При храме есть колокольня, которая звоном оповещает сельчан о начале
церковного богослужения.
Непередаваемое словами внутреннее волнение и трепет охватывает человека
при звуках православного звона. В нем заложена дивная сила, глубоко
проникающая в человеческие сердца. Православный колокольный звон
созывает верующих к богослужению, возвещает о наиболее важных моментах
службы и выражает Торжество Церкви. Как записано в Уставе церковного
звона: «чтобы звуком его, сотворенным Божьей благодатью, христиане в
благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские
отгонялись и разрушались; бессловесные творения Божие и стихии утешались
и служили на пользу людям». Колоколом созывали народ на вече, специальным «метельным» звоном
будили замерзающего и указывали ему путь, набатным или всполошным
возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным «гласом»
приветствовали царей и победителей.
Особенно славился в России пасхальный звон. В этот день каждый человек
мог подняться на колокольню и вызванивать все, что ему заблагорассудится.
Во многих местах России Пасхальная неделя получила название
«звонильной».
На Пасху все пространство вокруг церкви и колокольни становилось местом
массовых народных гуляний. Пожалуй, только ленивый не звонил в эти дни. А
еще считалось, что у той женщины, которая зазвонит в колокол в первый
пасхальный день, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди считали, если
звонарь опоздал и не зазвонил сразу же после службы, то год жди
неурожайный.
Голос колокола всегда был и будет понятен без слов – ведь он взывает к
человеческой Душе.
Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села!
Вновь заиграли по Руси великой
Молчавшие досель колокола.
В их перезвоне было меньше горя,
Чем радости, надежды, торжества…
И музыка дошла до нас с тобою
И известила:
Родина жива!..
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят, ее сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят ее колокола…
И кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
Молись на Русь…
Пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду…
И. Чернухин.
В последнее время общественность придает огромное значение духовно
нравственному воспитанию. С 90х годов 20 века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменилось и официальное
отношение государственной власти к православию, и сознание граждан. Вновь
зазвонили колокола, в восстановленных и открытых храмах и монастырях
стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые,
обретая духовную защиту и поддержку.
Во многих школах, в частности и в нашей с 2007 года введен новый предмет
«Основы православной культуры».
Изучение данного курса невозможно без посещения действующих храмов, без
бесед со священнослужителями.
Отец Валерий частый гость в нашей школе. Он беседует с детьми,
благословляет их на учебу, дает напутствие на дальнейшую жизнь.
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман ( Матюшин )
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Презентация по ОПК "Свято-Никольская церковь с. Темёшево" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.