Презентация по ПМ.01 МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности по теме: Психологические особенности геронтологического периода развития предназначена для студентов, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях (СПО) по специальности: Право и организация социального обеспечения. Презентация позволяет лучше усвоить материал лекции, а также может быть использована для самостоятельной проработки материала и расширения знаний по данной теме.
Преподаватель: Оплетаева Татьяна Константиновна
Психологические особенности
геронтологического периода
развития
План
1. Геронтопсихология.
2. Теории старения.
3. Особенности старения:
Физиологические;
Психологические;
Социальные.
4. Технология психосоциальной работы с пожилыми
людьми.
Геронтопсихология
• Наука,
исследующая
процесс старения с
биологической,
физической и
психологической
точек зрения.
Представления геронтологии о
природе старении
Социально – психологическое развитие человека не
ограничено периодами его бытия, оно осуществляется
на протяжении всей жизни;
К старости человек не исчерпывает весь потенциал
своего развития;
Психическое развитие человека многообразно;
Личностнопсихологическое развитие человека имеет
свой темп и уровень.
Старость как сложное
биосоциальное явление
как биологический феномен связана с
уязвимостью организма, с увеличением
вероятности смерти;
как социальное явление ассоциируется с
выходом на пенсию, с изменением социальных
ролей;
на психологическом уровне происходит
осознание изменений и адаптация к ним.
Модели происходящих в
старости процессов
• Модель необратимой утраты,
регресса, упадка;
• Старение как упадок с компенсацией;
• Старение как период приобретения и
потерь.
Стадии старения (Д.Б. Бромлей)
• Удаление от дел –
65 – 70 лет
• Старость – 70 лет
и более
• Болезненная
старость и смерть
– до 110 лет
Биологическая геронтология
• старение – есть внутренне
присущий человеку дегенеративный
процесс, наступающий после
достижения пика функциональных
способностей
Биологические теории
• Теория программированного
старения
• Теория изнашиваемости организма
(стохастические теории)
Социальная геронтология
• изучает социальные и
психологические аспекты процессов
старения
Социальные теории
• Теория разобществления
(социального освобождения)
• Теория активности
Критическая геронтология
• условия жизни пожилых людей – это
результат не только биологических
процессов
Физические изменения
• пожилые люди не так сильны и не
способны выдерживать длительную
физическую и нервную нагрузку
• уменьшается общий запас энергии
• утрачивается живость тканей
• уменьшается содержание жидкости
• изменяется работа органов чувств
Психические изменения
• Замедление реакций при большей
утомляемости
• Ухудшение способности к восприятию
• Сужение внимания
• Чувствительность к посторонним помехам
• Ослабление запоминания
• Трудности воспроизведения
Пять типов приспособления к
старости (Д.Б. Бромлей)
• Конструктивное
отношение к старости;
• Отношения
зависимости;
• Оборонительное
отношение;
• Отношение
враждебности к
окружающим;
• Отношение
враждебности к себе.
Социальные технологии
психосоциальной работы
Трудотерапия –активный метод
восстановления и компенсации нарушенных
функций при помощи работы, направленной на
создание полезного продукта.
общеукрепляющая
самообслуживание
восстановительная
развлекательная
профессиональная
• Арттерапия
• концерты
• занятие музыкой
• сценическое искусство
• танцы
• Тренинги
• Группы поддержки
Вопросы для самопроверки
1.Каковы особенности личности в пожилом возрасте?
2.Какова роль пространственной и социальной среды для
выработки и поддержания компетентности пожилого
человека?
3.Какое влияние оказывает окружающая социальная
среда на социальное взаимодействие?
4.Насколько важна для пожилых людей временная
перспектива?
5.Какие факторы влияют на общение пожилых людей?
Домашнее задание
Составьте список коммуникативных умений, которыми
должен обладать специалист, работающий с пожилыми
людьми
Рекомендуемая литература
Психология социальной работы: Учебник для
бакалавров/ И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина;
под ред. Докт психол наук О.В. Красновой. М.:
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2016.
– 304 с.
Сережко Т.А. Психология социальноправовой
деятельности: учебник и практикум для СПО/ Т.А.
Сережко, Т.З. Васильченко, Н.М. Волобуева. – М.:
Издательство Юрайт, 2017. – 282 с. – Серия :
Профессиональное образование.
Целевич Т.И., Белобородова Е.И. Теория и практика
психосоциальной работы: учебное пособие/ Т.И.
Целевич, Е.А. Белобородова – М.: ФОРУМ:ИНФА –М,
2015. 352с.
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов
РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для
личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какуюлибо часть презентации с
любой иной целью или по какимлибо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также
использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается
только после получения письменного согласия авторов.