презентация по познавательному развитию старшая группа "Вы слыхали о воде"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала pril.ppt
МБДОУ «Детский сад № 12 ЛГО»
* Наглядность. * План высказывания.
Актуальность применения мнемотехники в  работе с дошкольниками. *  Мнемотехника облегчает детям     овладение связной речью; *  Применение  мнемотехники,  использование обобщений позволяет  ребенку систематизировать  свой  непосредственный опыт; * Ребенок с опорой на образы памяти  устанавливает причинно­следственные  связи, делает выводы.
Что такое мнемотехника ? Мнемотехника – это система методов и  приемов, обеспечивающих успешное  освоение детьми знаний об  особенностях объектов природы, об  окружающем мире, эффективное  запоминание структуры рассказа,  сохранение и воспроизведение  информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы ­ это графическое  или частично графическое изображение  персонажей сказки, явлений природы, некоторых  действий, путем выделения главных смысловых  звеньев сюжета рассказа.       Главное – нужно передать условно  ­наглядную схему, изобразить так, чтобы  нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице?       В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е.  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.       Мнемотаблицы ­ схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.  Я их использую для: • обогащения словарного запаса; • при обучении составлению рассказов; • при пересказах художественной литературы; • при отгадывании и загадывании загадок; • при заучивании стихов;
Виды связного монологического  высказывания. ­ пересказ; ­ составление рассказов по  картине или  серии картин; ­ описательный рассказ; ­ творческий рассказ.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме. 1. Солнце светит и очень сильно пригревает.  Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели  подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась  верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Как солнце весной светит и греет? Что делают ручьи? Какие изменения происходят на реках? Что такое проталины? Как называются самые первые цветы? Что сделали насекомые? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими  словами.
В работе с предложением, с помощью графической схемы учим  детей самостоятельно составлять схему к предложению,  анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к  каждому слову.        Можно использовать другой вариант составления предложения  в виде схематических рисунков. Он состоит из отдельных  фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку  направление мысли. Это помогает установить связь между  отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество,  выбирая самостоятельно нужные фрагменты.
Мнемотаблица к сказке «Колобок»
Мнемотаблица к сказке «Курочка ряба»
Беседа – разговор об овощах и фруктах. Для чего нужны овощи? Что из них можно приготовить? Для чего нужны фрукты? Что из них можно приготовить? Где растут овощи и фрукты?
Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне.  Травка зелёная, Солнышко весёлое, Птицы прилетели, Громко запели.
Этапы работы над стихотворением ­ Выразительное чтение стихотворения. ­Сообщение, что это стихотворение дети будут  учить наизусть.  ­ Затем еще раз чтение стихотворения с опорой  на мнемотаблицу. ­ Вопросы по содержанию стихотворения,  помогая детям уяснить основную мысль. ­ Выяснить, какие слова непонятны детям,  объяснить их значение в доступной для детей  форме. ­ Чтение  отдельно каждой строчки  стихотворения.  ­ Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Рассматривание мнемотаблицы   –  стихи для заучивания с  детьми  Воробей. А.Плещеев “Весна”  Воробей с березы На дорогу прыг. Больше нет мороза Чик-чирик.
Составление рассказа о  весне по  мнемотаблице. Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Требования к изготовлению моделей. - Модель должна отображать обобщённый образ предмета; - раскрывать существенное в объекте; - замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят. Два медведя, Буратино и  весёлый Чипполино, И котенок и слоненок. 1,2,3,4,5­ Помогаем нашей Кати мы  игрушки сосчитать.
Кого не стало?
Словесная игра «Исправь ошибку». Бабушка летает около цветка. (Бабочка летает около цветка)
Пила летит и жужжит. (Пчела летит и жужжит)
Лук ползёт по веточке. (Жук  ползёт по веточке)
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Спасибо  за внимание.