Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
воспитательная работа
8 кл—11 кл
12.05.2017
Презентация выполнена в виде викторины (вопросы, ответы о Никольском Николае Порфирьевиче– начальник Западно-Сибирской железной дороги.В 1949 году был назначен заместителем начальника Томской железной дороги, а в 1955 году – начальником дороги, впоследствии переименованной в Западно-Сибирскую железную дорогу. Никольский возглавлял дорогу почти 20 лет. Позже этот период жизни дорогу назовут «эпохой Никольского».Викторина о "Эпохе Никольского"
Викторина.ppt
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Н.П.НИКОЛЬСКИЙ И ЕГО ЭПОХА
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Познавательная викторина
сожалению,
замечательному
Этому
человеку,
настоящему
патриоту железнодорожного
транспорта, отдавшего ему
всю трудовую жизнь, в 2016
году исполнилось бы 105 лет.
К
тяжелая
болезнь рано вырвала его из
наших рядов. Но в наследство
следующим
поколениям,
всему народу он оставил одну
из крупнейших и мощнейших
стальных
магистралей
страны. Восемнадцать лет
руководил
Н.П.Никольский
сначала Томской, а после ее
объединения с Омской нашей
славной ЗападноСибирской
железной дорогой.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Каждому поколению свое время
Почти 40 лет, как нет этого человека, но забывать таких
людей нельзя, особенно тем, кто решил связать с
железнодорожным транспортом и свою судьбу.
Как же преобразилась наша магистраль! Как возросли ее
провозные и пропускные способности в связи с усилением всей
инфраструктуры Транссиба и вводом вновь построенного
Среднесибирского хода. Неузнаваемо изменились станции и
узлы, сортировочные горки и парки, цеха локомотивных и
вагонных депо. Бывшие дома отдыха локомотивных бригад
превратились в минисанатории. Построены красавцывокзалы,
преобразились учреждения образования и здравоохранения.
Наша родная дорога не только сохранила все то, что было
сделано поколением Николая Никольского, но и поднялась на
высшую ступень развития. Западносибирцы попрежнему
занимают лидирующие позиции на сети железных дорог.
Но разве все нами сделано? На дороге одновременно
выполняется порядка полутора
технологических
процессов. Все ли они совершенны и соответствуют ли уровню
сегодняшнего дня? Ведь технический прогресс не константа.
Изменились люди они стали более умелыми, более
грамотными. Не изменилось в них только то доброе природное
начало, которое присуще сибирякамжелезнодорожникам. На
нем и держится наша магистраль.
тысяч
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопросы, задания и ответы викторины:
Вопрос 1: Назовите день, месяц, год и место рождения Н.П.
Никольского.
Ответ: Родился 30 ноября (13 декабря) 1911 года в городе
Боготол
семье
железнодорожника. Другой источник (родился 8 декабря) в
небольшом городке Мариинского уезда Томской губернии.
Красноярского
ныне
края
в
Вопрос 2: Став железнодорожником, Н.П. Никольский пошел
по стопам отца. А как звали отца Никольского, где и кем он
работал?
Ответ: Отца звали Порфирий Львович, который работал в
местном депо города Боготол, слесарем, затем кочегаром,
помощником машиниста.
Вопрос 3. В каком возрасте Н.П. Никольский начал
работать на железной дороге, где и в качестве кого?
Ответ: После окончания семилетней школы в 1928 году пошёл
работать в депо в Боготоле (17 лет), где трудился его отец.
Работал рабочим по загрузке угля в паровозы.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 4. В каком учебном заведении, где и когда Н.П.
Никольский получил первое профессиональное образование
и где трудится после этого?
профессиональное
Ответ: Первое
образование Н.П.
Никольский получил в Нижнеудинской школе ФЗУ. Получил
специальность токаря и продолжал трудиться в депо до 1931
года.
Вопрос 5. В 1931 году Н.П. Никольского направляют по его
просьбе на учебу в высшее учебное заведение. Но у него нет
даже общего среднего образования. Что это за вуз, где Н.П.
Никольский стал студентом, и как ему удалось сделать это
без среднего общего образования?
Ответ: В 1931 году его направили в Сибирский институт
инженеров транспорта в Томске, где он был зачислен на
паровозный факультет. Помогло то, что отец был большевиком
с дореволюционным стажем и красным командиром. Стране
требовались подготовленные кадры.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 6. В каком году Н.П. Никольский закончил вуз, какую
получил специальность?
Ответ: В 1936 году он успешно окончил институт и, получив
специальность инженерамеханика паровозного хозяйства,
был направлен на Красноярскую железную дорогу, начав
работать в должности мастера.
Вопрос 7. Какой наказ перед окончанием вуза дал Н.П.
Никольскому профессор института Н.И. Карташов?
Ответ: Наказ профессора Н.И. Карташова своему студенту:
«УЧТИТЕ, ЮНОША, ДИПЛОМ
– ЕЩЕ НЕ
ИНЖЕНЕР, ИНЖЕНЕРОМ СТАНЕТЕ, КОГДА В
КРЕСЛЕ МАШИНИСТА ДЫРКИ НА ЛОКТЯХ
ПРОТРЕТЕ, КИЛОМЕТРАМ СЧЕТ ПОТЕРЯЕТЕ».
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 8. Перечислите предприятия железнодорожного
транспорта, где трудился инженер Никольский после
окончания вуза и до прихода на Томскую железную дорогу. В
каких должностях?
Ответ:
1936 год он успешно окончил институт и, получив
специальность инженерамеханика, работал до февраля 1939
года заместителем начальника по ремонту паровозного депо
Боготол.
С 1939 1941 г.г. был назначен начальником паровозного
депо Красноярск. В это время он умело налаживал перевозки
военного назначения.
1941 1948 годы был назначен начальником паровозной
службы Красноярской железной дороги.
1948 год – заместитель начальника Амурской железной
дороги.
январь1949 год – август 1955 год заместителем начальника
Томской железной дороги.
Август 1955 год – май 1961 год начальника Томской
железной дороги.
Май 1961 год – июнь 1973 начальник Западно Сибирской
железной дороги.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Николай Порфирьевич
Никольский прожил
яркую, полнокровную
жизнь. При нем наша
магистраль достигла
небывалых по тем
временам высот и стала
лидером
железнодорожных
перевозок.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 9. В каком году Н.П. Никольский получил первый
орден? Сколько ему было тогда лет? Кем он в это время
работал? Каким орденом был награжден?
Ответ: Первый свой орден ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ
Н.П. Никольский получил в 1939 году в возрасте 28 лет,
работал начальником паровозного депо в городе Боготол.
Вопрос 10. Какую должность получает Н.П. Никольский в
1939 году? Почему у него здесь сложились напряженные
отношения с машинистами? Что посоветовал ему друг отца,
старый машинист Н.М.Селиверстов? Как после этого
поступил Н.П.Никольский и о чем говорит этот его поступок?
серьезной
Ответ: В 1939 году Н.П. Никольский был назначен
начальником паровозного депо Красноярска.
Первой
профессиональном
становлении молодого инженерапаровозника, выпускника
ТЭМИИТа, стало паровозное депо Красноярск, куда Н.П.
Никольского назначили начальником в феврале 1939 года в
порядке партийной дисциплины.
ступенью
в
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
поезда,
вотвот
остановится движение
Сказать, что дела там шли неважно ничего не сказать.
Положение в депо к тому времени сложилось просто
катастрофическое: массовая течь паровозных котлов, нечем
водить
на
магистрали. Начальники здесь больше года не держались.
«Этому надо положить конец!» такую задачу поставили
молодому руководителю, которому шел только 28й год.
Принял Николай Порфирьевич депо, прошелся по цехам.
Шел и слышал шепоток в спину: «Жидковат... Долго не
протянет...». Обидно стало. Решил показать всем, кто есть
кто. И сразу же «нашла коса на камень». Не с того конца
заехал новый начальник: добиваться успеха поначалу
взялся
требований и наказаний, не
попытавшись как следует вникнуть в суть сложившегося
положения. И скоро почувствовал, как вырастает между ним
и машинистами, бригадирами стена отчуждения. Более того,
на одной из планерок устроили ему форменный экзамен и,
что
признав
малокомпетентным в тонкостях вождения паровозов, а стало
быть, и не имеющим морального права учинять с них за это
повышенный спрос. Подсыпал соли на рану друг отца,
старый машинист Селиверстов.
ужесточением
называется,
«посадили
в
калошу»,
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Придется сказать отцу, чтобы он обтер тебе молоко на
губах. Не с
того начинаешь, Николай, рубанул он
Никольскому напрямик. Ты найди ключики к сердцам
людей, они тебе горы свернут. И учиться тебе надо
практической езде. В общем, внял Николай Порфирьевич
сове там бывалых людей, сменил на время кабинет на кабину
паровоза. Поездил пару недель дублером сначала с одним
опытным машинистом, потом столько же
с другим.
Досконально изучил паровоз ФД, научился водить его по
тяжелейшим профилям Красноярской магистрали. И дело от
этого действительно только выиграло. Во всяком случае,
многое он за это время успел понять и для себя уяснить. В
частности, как решить злополучную проблему ликвидации
течи в паровозных котлах.
Не один, правда, до этого дошел. Деповские «Кулибины»
помогли: подсказали идею применять вместо клепки для
ремонта трубчатых связей паровоза сварку. И вскоре в
Красноярске напрочь забыли, что такое течь паровозных
котлов.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 11. С какого года и в какой должности Н.П.
Никольский трудится на Томской железной дороге? Кто в
это время возглавлял Томскую магистраль?
Ответ: С января 1949 года Николай Порфирьевич трудится в
должности заместителя начальника Томской железной дороги.
Большое влияние на становление Николая Никольского оказал его
предшественник на посту начальника железной дороги Петр
Муратов. Николай Порфирьевич проработал с ним в одной связке
пять лет и многому научился у этого образованного, интеллигентного
руководителя.
Благодаря Муратову, Николай Никольский и сам стремился быть, как
говорится, на острие технического и научного прогресса. И многое из
того, что прорастет на дороге в будущем, засевалось уже тогда, во
времена Петра Муратова. Да, в сущности, все пять лет работы с
Муратовым Николай Никольский под его руководством тем и
занимался,
к
технологическому и экономическому прорыву.
И когда в августе 1955 года Петр Григорьевич Муратов пошел на
повышение, вопроса о том, кем его заменить, не вставало конечно
же, Никольским!
Новоиспеченному начальнику не требовалось знакомится с дорогой,
«входить» в дела, тратить время на раскачку. Достаточно было
перейти из кабинета в кабинет, чтобы продолжить давно знакомую
работу.
подготавливал
что
Томскую
магистраль
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 12. Назовите годы работы Н.П. Никольского в
должности начальника сначала Томской, а потом Западно
Сибирской железной дороги.
каждодневно
Ответ:
• Август 1955 год – май 1961 год начальника Томской
железной дороги.
«Быть руководителем, считал Николай Никольский,
значит
возможности
эффективнее, с наименьшими затратами осуществлять
перевозки, интенсивнее использовать
основные
фонды, больше получать прибыли. Прибыль это
богатство магистрали. Ну а чтобы она росла, надлежит
не вообще, не какнибудь, а конкретно, глубоко знать
технику,
соизмерять
капитальные затраты и отдачу, то есть учитывать
окупаемость
владеть
экономической наукой».
вложений,
хорошо
искать
ее
возможности,
умело
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Сказанные несколько десятилетий назад, эти слова особенно
актуально звучат сегодня
• Май 1961 год – июнь 1973 год начальник Западно Сибирской
железной дороги.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 13. Когда Омская и Томская железные дороги
объединились в ЗападноСибирскую магистраль?
Ответ: 6 мая 1961 года Омская и Томская дороги были
реорганизованы и объединены в единую ЗападноСибирскую
железную дорогу, которую возглавил Н.П. Никольский.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Транссибирская железнодорожная магистраль
самая
длинная железная дорога через Евразию, соединяющая
Москву и крупнейшие восточносибирские и дальневосточные
промышленные города России.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 14. После объединения Омской и Томской железных
дорог в ЗападноСибирскую магистраль на ней было 9
отделений дороги. Назовите их.
Ответ: 9 отделений дороги:
ОМСКОЕ; БАРАБИНСКОЕ; НОВОСИБИРСКОЕ;
ТАЙГИНСКОЕ; БАРНАУЛЬСКОЕ; КУЛУНДИНСКОЕ;
БЕЛОВСКОЕ; КАРАСУКСКОЕ.; НОВОКУЗНЕЦКОЕ
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 15. Какие станции ЗападноСибирской железной
дороги являлись стыковывали, то есть – пограничными с
соседними магистралями?
Ответ:С юга – ЛОКОТЬ,
С востока – Мариинск
(включительно),
С запада – Называевская, Исилькуль, Кулунда – все
включительно
(исключительно), Междуреченск
Вопрос 16. В каком городе было управление объединенной
ЗападноСибирской железной дороги?
Ответ:
железной дороги находится в городе Новосибирске.
объединенной
Управление
ЗападноСибирской
Вопрос 17. Главное, что произошло на дороге при
Н.П.Никольском, ее переход на электрическую и тепловозную
тягу.
Ответ: Первым электрифицированным участком на Томской
железной дороге стал перегон между станциями Инская и
Чулымская.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 17.1 В каком году началось здесь движение поездов на
электротяге?
Ответ: 25 октября в 1951 году началось осуществляться движение
поездов на электротяге.
Вопрос 17.2. В каком году полностью завершилась электрификация
главного хода дороги от Омска до Новосибирска?
главного хода дороги от Омска до
Ответ: Электрификация
Новосибирска завершилась в 1955 году.
а) в 1956 году электрифицированы участки ОмскНазываевская и Омск
Иссикуль;
б) в 1957 году электрифицированы участки БеловоПромышленная и
БолотнаяТайга;
в) в 1958 году электрифицированы участки НовосибирскБолотная и
ИнскаяПромышленная;
г) в 1959 году электрифицирован участок ТайгаМариинск;
д) в 1963 году электрифицированы участки АртыштаАлтайская и
НовосибирскБарнаул;
е) с 1966 по 1970 г.г. проведена электрификация на участках Тайга
Томск, НовокузнецкТаштагол и ЮргаТопкиЛенинскКузнецкий.
Одновременно дорога переходила на тепловозную тягу: в 1958 году на
участке КулундаЛеньки, РебрихаБарнаул; в 1959 году на участке
БарнаулАлейскаяРубцовскаЛокоть.
Таким образом, при Н.П.Никольском ЗападноСибирская железная
дороги в средине 70х годов прошлого века полностью перешла на
прогрессивные виды тяги: электровозную и тепловозную.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 17.3. А в каком году в стране было принято решение о
прекращении производства паровозов?
правительства. Частично
Ответ: Производство паровозов было прекращено в 1956 году
решением
на
маневровых работах, а в настоящее время паровозы
используются только в ретропоездах, как символы прошлого
железных дорог. Немало других нововведений было при
Н.П.Никольском на нашей дороге. Вот лишь некоторые их них:
они
оставались
Переход депо Тайга на паровозы серии Л решил проблему
растяжек поездов
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 18. Переход к обслуживанию локомотивов без
закрепленных бригад машинистов и их помощников. Какое
локомотивное депо и в каком году стало первым на дороге
использовать эту форму вождения поездов?
Ответ: Локомотивное депо станции Белово стало первым на
дороге использовать новую форму вождения поездов без
закрепленных бригад машинистов и их помощников в 1956
году.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 19. Использование сменных локомотивных бригад
позволило ввести новый порядок эксплуатации локомотивов
на длинных плечах. Эксплуатация на длинных плечах
позволила сократить локомотивный парк дороги на 350
единиц, повысить производительность локомотива на 2225
процентов. Какие локомотивные депо стали первыми
использовать такую форму поездной работы и в каком
году?
Ответ: Город Барабинск, локомотивное депо Московка
стали использовать сменные локомотивные бригады на
длинных плечах в 1958 году.Это позволило сократить
локомотивный парк дороги и повысить производительность
труда.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 20. Не отставали от локомотивщиков и вагонники. В
одном из вагонных депо впервые на сети был применен
принципиально новый способ ремонта подвижного состава.
В чем он заключался, когда это было и в каком вагонном
депо?
Ответ: Новый способ ремонта поточный метод ЦМВ
(цельнометаллические
состава
осуществили работники Новосибирского вагонного участка
в 1956 году.
подвижного
вагоны)
Вопрос 21: Работники пассажирского хозяйства тоже
сказали свое слово, организовав движение фирменных
пассажирских поездов. Первый такой поезд в первый рейс
провожал лично Н.П.Никольский. Когда это произошло?
Как поезд назывался? По какому он ходил маршруту?
Ответ: Летом в 1965 году Н.П.Никольский лично провожал
в первый рейс фирменный поезд «Сибиряк». Маршрут
следования поезда от станции Новосибирск — Главный
Москва.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 22: При Н.П.Никольском на дороге стали создаваться школы
интернаты, где могли обучаться дети железнодорожников с малых
линейных станций, а также имеющих разъездной и сменный характер
работы. Где и в каком году открылась первая школаинтернат? Первым
ее директором был Дмитрий Андреевич Ведерников, замечательный
педагог, талантливый организатор. Сегодня в здании этой школы
размещается
общежитие
техникума
железнодорожного транспорта.
Новосибирского
Ответ: Первая школаинтернат была открыта на станции Инская в 1961
году для детей железнодорожников. Это связано с разъездным и
сменным характером работы родителейжелезнодорожников с малых
линейных станций.
Чем
Н.П.Никольский
23:
Вопрос
поразил французских
железнодорожников во время встречи и беседы с ними при посещении
Новосибирска
и
сопровождающими его лицами?
президентом Франции Жоржем Помпиду
Ответ: Любопытный эпизод произошел во время визита в Новосибирск в
1970 году президента Франции Жоржа Помпиду. Сопровождавшие его
специалистыжелезнодорожники спросили Николая Никольского:
Велик ли объем работы вашей дороги?
В этом году 230 миллиардов тоннокилометров, ответил Николай
Порфирьевич.
О! Колоссально! воскликнули французы. У нас вся сеть дает 68
миллиардов...
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 24. За свой труд коллектив дороги был награжден
орденом Ленина. Когда это было?
Ответ: За свой труд коллектив дороги был награжден
орденом Ленина 29 июня 1966 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР.
Вопрос 25. Назовите дату смерти Николая Порфирьевича и
место его захоронения. Сколько всего лет отдал он работе
на железнодорожном транспорте? Где ему установлена
мемориальная доска?
Ответ: Николай Пофирьевич скончался 1 июля 1973 года.
Похоронен на Заельцовском кладбище в Новосибирске.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Надгробный
памятник на
Заельцовском
кладбище в
Новосибирске.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Никольский возглавлял дорогу почти 20 лет. Позже этот период
жизни дорогу назовут «эпохой Никольского». При нём
магистраль прошла многие этапы своего становления. В 1966
году коллектив дороги был награждён орденом Ленина.
Мемориальная доска в честь Никольского установлена на
фасаде управления ЗападноСибирской железной дороги.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Вопрос 26: Бразды правления после смерти
Н.П.Никольского принял на дороге его ученик и
последователь. Назовите его полное имя.
Ответ: После смерти Н.П.Никольского бразды
правления принял его ученик и последователь Иван
Ефимович Трубников.
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Презентация по профориентации "Никольский Николай Порфирьевич" (8 -11 классы)
Литература:
1. Книга «Вековой путь на службе Отечеству».
Издательский
горница».
Дом
Новосибирск, 2001 год.
«Сибирская
2. Книга «Магистраль». Издательский Дом
«Историческое наследие Сибири». Новосибирск,
2006 год.
3. Книга «Самые знаменитые железнодорожники
России». Издательство «Вече». Москва. 2005 год.
4. Буклет «Никольский Николай Порфирьевич».
Сибвнешторгиздат. Новосибирск. 2000 год.
5. Интернет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.