В данной презентации по русской литературе включен теоретический, практический, иллюстративный материал. Работая по ней, ученики подводят итог изучения были "Кавказский пленник". Здесь даются вопросы для самостоятельной и групповой работы, интересные задания, схемы, сопоставительная таблица черт и характеристик главных героев произведения "Кавказский пленник".
Скачано с сайта www.uroki.net
Тема
Идея
Композиция рассказа
Почему это быль?
Язык рассказа
Смысл названия рассказа
Нравственные проблемы рассказа
БыльБыль – повествование о
правдивой жизненной
истории, рассказ о том, что
было в действительности.
Мать
н
е
т
р
л
ю
б
е
в
и
т
о
ж
и
т
л ю бовь, забота
д об рота
Жилин
забота
помощь
Дина
Мать
обращается
за помощью
Костылин
у
в
а
ж
е
н
и
е
Татары
не принимает
Кавказский пленник
• Глава I Пленение
• Глава II Письма о выкупе
• Глава III IV Жизнь в плену
• Глава V Попытка побега
• Глава VI Побег
Сравнительная характеристика Жилина и
Костылина
ЖИЛИН
КОСТЫЛИН
добрый (думает о матери);
надеется на
себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим
врагам;
великодушный, простил Костылина.
ДИНА
добрая, стремится помогать людям;
способна на самопожертвование.
слабый человек, на себя
не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал
духом;
не принимает других людей.
ТАТАРЫ
работящие;
способны понять и
оценить хорошего человека
Нравственность – внутренние
Нравственность
духовные качества, которыми
руководствуется человек. Этические
нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.
Кроссворд
1.1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая,
лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».
(Дина)
2.2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное
произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или
нескольких эпизодов».
(Рассказ)
3.3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.
(А. С. Пушкин)
4.4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в
произведении».
(Сюжет)
5.5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в
учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.
Как назывался этот учебник?
(Азбука)
6.6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и
Костылина?
(Антитеза)
дд ии нн аа
рр аа сс
сс кк аа зз
пп уу шш кк ии нн
сс юю жж ее тт
аа зз бб уу кк аа
аа нн тт ии тт ее
зз аа
«На всё добро ответим мы
добром,
На всю любовь ответим мы
любовью».
Н.Рубцов
Скачано с сайта www.uroki.net