Презентация "Междометия и звукоподражания" (2 урока) рекомендована для учителей, работающих в 7 классе. В ней собран материал, который поможет освоить тему и на уровне традиционной школьной программы, и на более глубоком уровне в зависимости от особенностей класса. Темы правописания междометий и звукоподражаний соединяются с заданиями на осмысление их стилистической роли.
Можете ли вы
двух старушек?
пересказать разговор
- Алло, алло!
- Здравствуй!
- Ах, Бог с тобой!
- Вот это да!
- Тс-с!
- Ай — ай — ай!
Сформулируйте вопросы,
необходимые для изучения
междометия
- Что … ?
- Где … ?
- Зачем … ?
- Какие … ?
- Как … ?
Лингвистическая сказка
Феликса Кривина
Однажды вечером к в дом, где проживали части речи,
постучалось странное существо.
Частица: Чу! Кто-то стучит.
Глагол: Ох! Пойду отворю.
Существо: Здравствуйте, добрые люди!
Наречие: Здравствуй, странник! Откуда ты и куда путь держишь?
Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно,
родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут,
решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете.
Примите меня в свою семью.
Предлог: Вот тебе на!
Наречие: Тьфу! Ерунда какая!
Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним
делать будем?
Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью
захотело?!
Лингвистическая сказка
Феликса Кривина
Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у –
все это междометия. В разговоре без меня никак не
обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие
выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело
кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко
мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините!
Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных
междометий вежливым людям в разговоре трудно придется.
А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”
Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне:
собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти
слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от
предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол
гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.
Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не
обойтись.
Найдите ответы на вопросы
в учебнике стр. 227-230
- Что называется междометием?
- Где употребляются эти слова ?
- Зачем их используют в речи ?
- Какие группы междометий
выделяются ?
- Как выделяют междометия в
устной и письменной речи ?
Группы междометий
для выражения стр.227
Чувств, эмоций Команды,
приказа
Формул
речевого
этикета
Внимание: омонимия!
1. Спи, сыночек мой, бай-бай! Свои
глазки закрывай!
2. Плачет ребенок, трудно матери,
“бай-бай” не помогает.
3. А ребенку ведь давно пора бай-
бай.
Внимание: омонимия!
1.Ах, как хочется вернуться в городок!
(К. Крастошевский).
4. Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь… (А. Пушкин).
А знаете, что…
Заимствованные
• Браво
• Баста
• Адью
• Бис
• Алло
Исконно русские
• Тпру
• Увы
• Бай-бай
• Извините
• Спасибо
• Господи
• Батюшки-светы
• Брысь
• Хлоп
• Прыг
Какова функция
междометий?
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете!
Е. Шевелева
Урок 2. Пунктуация в
предложении с
междометием
Вспомним теорию
Междометие - ______ часть речи, которая
выражает __________________, но не
называет их. Междометия могут
выражать ___________. Междометие не
отвечает на _______, не обозначает
_______, не является _________, хотя в
некоторых случаях может переходить
___________. Этикетными называются
междометия, которые __________.
Активно междометия употребляются в
_________ речи. На письме выделяются
_______. К междометиям примыкают
_________ слова.
Предположим:
МЕЖДОМЕТИЯ
производные и непроизводные
Укажите производные
междометия
1. Ой!
2. Ура!
3. Увы!
4. Марш!
5. Ай-ай-ай!
непроизводные
междометия
Укажите
1. Ужас!
2. Страсть!
3. Ой-ой-ой!
4. Матушки!
5. Извините!
Вспомним теорию
- Что называется междометием?
- Где употребляются эти слова ?
- Зачем их используют в речи ?
- Какие группы междометий
выделяются ?
- Как выделяют междометия в
устной и письменной речи ?
Укажите междометия,
выражающие чувства
1. Ба! Да револьвер-то мой!
2. Эй, Алена Ивановна! Отворяйте!
3. «Прочь!» – закричала хозяйка,
указывая на дверь.
Миша.
4. На, возьми! Может, теперь от
меня отстанешь!
5. «Ура! Мы спасены!» – обрадовался
Укажите междометия,
выражающие побуждение
1. Нам ой-ой как нужны рабочие руки.
2. Марш отсюда! Чтобы глаза мои больше
3. «Ау! Ау!» – перекликались девушки,
тебя не видели!
собирая грибы.
4. Ах, бедный песик! Что же теперь
будем делать?
5. Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, -
житьё ваше – ой-ой!
Расставьте знаки
препинания. Укажите роль
междометий.
1. Я опоздал на занятия извините.
2. Вкус батюшка отменная манера.
3. Буду работать пока бьётся сердце.
4. Простите мне эту неудачную шутку.
5. Ку-ка-ре-ку кричат по утрам петухи
объявляя о рождении нового дня.
Пунктуация в предложении с
междометием
Междометие выделяется запятыми: Ахти,
ребята, вор!
Эй, завяжи на память узелок!
Увы, на разные забавы я много жизни
погубил!
А, не до слов теперь!
У, какие страсти!
Эге, да это я совсем не туда попал! Чу,
сверчок за печкой.
А что говорит
Д.Э. Розенталь?
Пунктуация в предложении с
междометием
Если междометие произносится с
восклицательной интонацией, то после него
ставится восклицательный знак.
Если междометие стоит в начале
предложения, то следующее за ним слово
пишется с прописной буквы, а если в
середине — то со строчной: Тьфу!
Оплошал… А ныне, ах! за весь его любовный
жар готовится ему несносный столь удар.
Распределительный диктант
Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить.
А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится
ему несносный столь удар.
Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец
решил.
Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух!
сердита!
Батюшки! Что у тебя с лицом-то?
Я до сих пор не могу позабыть двух старичков
прошедшего века, которых, увы! не вернешь
уже.
Не путай междометия и омонимичные частицы:
после междометий запятая
ставится, после частиц — нет.
1) частица О употребляется при
риторическом обращении и запятой не
отделяется:
О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан!
а также перед словами да и нет:
О да, конечно.
О нет, ни в коем случае.
Сравни с междометием:
О, это была бы райская жизнь!..
Не путай междометия и омонимичные частицы:
после междометий запятая
ставится, после частиц — нет.
2) частица АХ, стоящая перед личным
местоимением ты или вы, за которым следует
обращение, запятой не отделяется:
Ах ты, мерзкое стекло!
Также в сочетании ах да, употребляемом при
неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном:
«Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, —
я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать»
Сравни с междометием:
Ах, какие это были ночи!
Не путай междометия и омонимичные частицы:
после междометий запятая
ставится, после частиц — нет.
3) частица НУ употребляется в усилительном
значении и запятой не отделяется:
Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
часто в сочетании с что за, с частицами и, уж или
с да:
Ну что за шейка, что за глазки!
Ну и гроза! Давно уж такой не бывало.
Ну уж и женщины-то ваши хороши!
Сравни с междометием
Ну, давай плясать!
ты
• Ай да мёд!
• Ай да Михаил Андреевич, настоящий
Цельные сочетания
ай да, ах и, ах вы, ах он, ах ты,
ох эти, ух и, ух ты, эй и, эх и, эх
цыган!
• Ах он змея!
• Ах ты грех какой!
• Ох эти сплетницы!
• Ох и печёт сегодня!
• Эх и рассердился!
• Эх эти шалунишки!
Междометные выражения
слава Богу
Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если
употреблено для выражения радости, облегчения,
удовлетворения по поводу чего-либо:
Он застрелиться, слава богу, попробовать не
захотел.
В значении же ‘хорошо; благополучно’ или ‘в
хорошем состоянии’ сочетание слава
Богу выполняет роль сказуемого:
Но старик со слезами в голосе заговорил о том, что
дом у него слава богу.
Междометные выражения
чёрт возьми, чёрт дери
Сочетания чёрт возьми, чёрт дери
выделяются запятыми:
Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что
придёт опять!
Но выражения чёрт знает, чёрт
дёрнул запятыми не выделяются:
Врачи там написали обо мне чёрт знает что.
Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать!
Домашнее задание
Выписать из сказок
А. Пушкина 7 цитат с
междометиями, оформив
их как прямую речь.
• А: «П».
• «П,» – а.
• «П!» – а.
• «П?» – а.
• «П, – а, - п».
• «П? – а. - П».
• «П! – а. - П».
Помните: «Тише, мыши, кот на
крыше.// А котята ещё выше»?
Можно ли более ёмко и кратко
передать ту же мысль?
О чем пойдет речь на уроке?
Междометия или …?
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай,
Псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко:
«Гав!»
Повстречался с ним
козленок
у кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй,
миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
(Е.Тараховская.)
Что есть что?
1) Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?
2) - Муррр! - сказала кошка, помолчав
немножко.
3) Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик, скажи: мя - чик
А он говорит: Мяу!
Продолжите
логические ряды
звукоподражаний
• Ква-ква, чик-чирик…
• Кхе-кхе, чмок…
• Бух, кап-кап, чпок, пиф-паф…
Кто больше?
(Подберите
однокоренные слова)
• Хлоп –
• Топ -
Кто больше?
(Подберите
однокоренные слова)
Топ - топать, топтать, топотун,
топтыга, истоптанный…
Хлоп - хлопать, хлопушка,
похлопать, хлопающий…
Повелительно-побудительные междометия и
звукоподражательные слова выделяются
запятыми или отделяются восклицательным
знаком:
• Только, чур, не перебивать.
• У всех повыспрошу; однако, чур.
• Изволь-ка в избу, марш, за птицами
ходить!
• «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль,
гуль!» — ласковым голосом
приглашала девушка птиц к
завтраку.
• Цыц! Не смей этим шутить!
Расставьте знаки
препинания. Укажите роль
междометий.
1. Ух и устал же я пожаловался дед.
2. Боже какая прелесть воскликнула мама.
3. Ура раздался во дворе радостный крик.
4. Дети махали вслед стае До свидания
журавли до следующей встречи весной!
5. Из подворотни донеслось Караул грабят!
Стилистическая и синтаксическая
роль звукоподражаний
1) Вдруг слышу крик и конский топ.
Подъехали к крылечку. Я поскорее
дверью хлоп и спрятался за печку.
2) Он почти всю правду бух!
3) Эти все хи-хи, ха-ха, пенье,
трусливые разговоры-мерзость!
4) Кот Васька насторожился и прыг к
веретену.
ХОР ПЧЕЛ
Жужжа, кружим,
Кружа, жужжим,
Мы из жасминов жадно пили,
Потом летим к цветам чужим.
Шипи и трещи и сипииии,
ХОР СОВ.
Ух, ух, ух!
И мяукай,
Ухай, вой, улюлюкай,
Запугивай адской мукой.
Ух, ух, ух!
ХОР ОС.
Реет рой, рой резвых ос
Над грядой румяных роз;
Под игрою ранних рос
Нежно рдеют ризы роз.
Тим Собакин. Как ловкий бегемот гонялся за
нахальной мухой в тесной комнате, где было
много стеклянной посуды