Отдел образования, спорта и туризма Петриковского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Мышанская средняя школа»
Урок русского языка во 2 классе
Тема:
«Слова, противоположные
по значению»
Подготовила:
учитель начальных классов Попок Елена Анатольевна
Мышанка, 2017
Тема: Слова, противоположные по значению
Цель: создание условий для знакомства учащихся со словами,
противоположными по значению.
Задачи:
1 обучающая: обеспечить условия для углубления знаний учащихся о
словах, противоположных по своему значению, ввести термин
«антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи
синонимы и антонимы.;
2 развивающая: способствовать развитию орфографической зоркости,
речи, наблюдательности, умения выполнять работу совместно;
3 воспитывающая: создать условия для организации поисковой
формирования чувства ответственности за
деятельности,
выполненную работу.
Задачи для учащихся:
1) наблюдать за словами, противоположными по значению;
2) узнать их название;
3) сравнить их с синонимами;
4) учиться подбирать пары к словам.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы обучения: поисковый, диалогический, свободного выбора,
информационный.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая.
Оборудование: учебник «Русский язык 2й класс» (авторы М.Б. Антипова,
А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова), карточки с заданиями для
индивидуальной,
мультимедийное устройство,
компьютерная презентация используется на начало и конец урока.
групповой работы, Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за словами,
имеющими противоположное значение; узнаем их название; сравним их с
синонимами; научимся подбирать пары к словам.
Приём «Обмен настроением»
Прозвенел звонок,
начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
улыбнулись, тихо сели.
С каким настроением начинаете урок? Покажите. Я уверена, у нас всё
получится, если мы будем старательны и внимательны, всё в наших руках,
всё в наших силах.
Мы будем рассуждать, доказывать, соблюдать правила сотрудничества.
Чистописание.
А сейчас запишите число, классная работа.
Начнём работу с минутки чистописания.
Х х кк
Шофер, хоккеист, водитель, хоккей .
Дети играют в хоккей.
(Слайд 2)
Какое лишнее слово? Почему?
Ежегодно зимой на рождественских каникулах в Беларуси проходит
чемпионат мира по хоккею. Символом этих игр в 2014 году был вот такой
хоккеист зубрёнок. Он с нами будет работать на уроке. (Слайд 3)
Для того, что бы видеть ваши ответы зубренок принес вам по три шайбы:
золотую, белую и черную.
Если во время урока у вас все получается, то вы поднимаете золотую
шайбу, ответ с ошибками – белая шайба, не знаючерная шайба.
Словарная работа На доске зубренок записал слова, но когда он писал, некоторые буквы
он записал на шайбы. А затем он убрал их в корзину и они у него
перепутались. Давайте поможем зубренку.
Л…(е)довый, з..ма, н..чник, с..довник, п..тно, св..тлячок, сн..га, в..гон.
К какому слову нельзя подобрать проверочное слово?
Что обозначает слово вагон? (Слайд 4)
(Вагон – чаще несамоходное средство, движущееся по рельсам,
приспособленное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым
путям)
Какие бывают вагоны?
(Пассажирский вагон, (Слайд 5) товарный вагон, (Слайд 6) вагон
ресторан (Слайд 7))
Когда так говорят: «Вагон и маленькая тележка»?
Вагон и маленькая тележка – очень много чегонибудь. (Слайд 8)
А отправится на чемпионат в г. Минск мы сможем на чём?
А у каждого поезда есть вагоны. Это наше новое словарное слово.
Какие бывают вагоны? (Пассажирские, товарные)
Составить со словом вагон предложения. (Дети предлагают свои
варианты предложений. Одно записывается на доске.)
Мы сели в маленький вагон и отправились в путешествие.
В нашем поезде был вагонресторан.
На станции находились товарные и пассажирские вагоны.
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Актуализация знаний Приём «Исключи лишнее»
Над какой проблемой мы будем сегодня работать, сообщит наш
компьютер.
Определите лишнее слово.
Товарищ, друг, враг, приятель.
Добрый, ласковый, нежный, злой.
Стоять, бежать, мчаться, нестись.
(Ученики читают слова, называют лишнее слово в каждом ряду,
обосновывают своё мнение.) ( Слайд.9)
Работа над новой темой На предыдущих уроках мы с вами познакомились со словами близкими по
значению. Какие слова называются синонимы? Синонимы – слова приятели.
Назовите синонимы в нашем задании…(Слайд 9)
А) Наблюдения. Но бывают другие слова. Найдите слова противоположные по
значению. ( Слайд.9)
Б) Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы.
Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син»
один, «оним» имя.
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут
называться слова, противоположные по значению. (Слайд 10)
Подберем слова антонимы. (Слайд11)
Сформулируйте правило, что такое антонимы. Проверим себя. (Слайд 12)
Обрати внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».
Какие это слова? (Антонимы или синонимы)
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Проектор выключается.
Первичное закрепление. Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 11, упр.17
Упражнение в подборе антонимов к словам.
Записать парами (По 2 человека у доски)
Отдыхать работать,
забыть – вспомнить,
молчать – говорить,
открывать – закрывать,
поднять – опустить,
продать – купить,
уехать – приехать.
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Динамическая пауза «Живые слова» Представьте, что мы с вами – «Живые слова». Я назову слово и
попробую его изобразить с помощью жестов, мимики, а вы должны
назвать антоним и также показать его.
Высоко низко,
грустный – веселый,
маленький – большой,
плакать – смеяться,
стоять бежать,
много – мало,
карлики великаны,
день ночь.
Упражнение в нахождении антонимов в тексте.
Откройте учебник на странице 11, упр.18
Отгадайте загадки.
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов. Взаимопроверка.
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Игра «Наоборот» (Работа в группах)
У каждой группы есть слова, нужно подобрать к ним противоположные
по смыслу.
новый
грустить
толстый
счастье
говорить
приходить
ленивый
женщина
здравствуйте
больной
старый
веселиться
тонкий
несчастье
молчать
уходить
трудолюбивый
мужчина
до свидания
здоровый
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу) Закрепление
В начале нашего урока спорили мальчики, а еще спорили слова.
А еще могут спорить животные. Как вы думаете, где они могут спорить?
( В литературных произведениях, рассказах, сказках, стихотворениях.)
послушайте стихотворение Г. Сапгира.
(Подготовленный ученик читает стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
что близко,
а Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
Кислое – зачем оно?
Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
Вам не показалось странным, что об одном и том же предмете разные
звери говорят поразному? Какое противоположное мнение у животных!
Работая в паре, найдите в тексте стихотворения и выпишите парами слова,
противоположные по значению.
(Ученики называют пары слов). У доски вывешивают героев
стихотворения.
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку
Динамическая пауза. Игра «Наоборот друзья»
Если я называю слова близкие по значению, то вы обнимаетесь в паре, если
противоположные быстро становитесь спиной друг к другу. Огромный большой,
день ночь,
больше меньше,
ясный солнечный,
лето зима,
чистый – аккуратный,
грязный – чистый,
до свидания здравствуйте,
горячий – жаркий.
Шуточная викторина
1
2
она будет? (Мокрая)
Какое молоко даёт черная корова? (Белое)
Если взять сухую шайбу и бросить её в чистую дождевую воду, какая
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Проектор включается.
Работа в парах (Слайды1316)
Дополним
противоположные по смыслу.
предложения по смыслу. Записываете
только слова
Взаимопроверка. (Обменялись тетрадями и проверили друг у друга.)
А сейчас зубренок хочет видеть, как вы справились с этим заданием.
Если у вас в тетради нет ошибок, вы подымете золотую шайбу, если есть
то белую, не справились чёрную.
Молодцы. Вы очень хорошо справились.
Поиграем в сказку
Я буду называть сказку наоборот, а вы должны догадаться истинное
название сказки.
1.Большой мальчик (Слайд 17)
2.Девочка великан (Слайд 18)
3.Мышь в лаптях (Слайд 19)
4. Знайка под землёй (Слайд 20)
Как справились с этим заданием? Покажите зубренку свою шайбу.
( Дети показывают соответствующую шайбу)
Итог урока
Над какой темой мы сегодня работали? Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться подбирать
антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
Научились?
Понравился урок?
Какие задания запомнились?
Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?
Кому ещё надо потренироваться?
Рефлексия (Слайд 21)
На доске у нас ворота. И как настоящие хоккеисты мы должны забить
шайбу. (У вас на партах черная, белая и золотая шайбы.)
Золотая шайба – я доволен своей работой, потому что…..(я все понял и
делал без ошибок)
Белая шайба – я доволен, но у меня ….. (не все получалось и при
выполнении заданий, я допускал ошибки)
Черная шайба – я не доволен… (я не понял тему урока)
Урок окончен. Спасибо за работу.
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Презентация по русскому языку на тему " Слова, противоположные по значению" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.