Содержание
1
Введение………………………………………………………………………..…2
1. Теоретическая часть.………………………………………………………......3
1.1 Мифологические основы волшебной сказки……………………………...3
1.2 Огненные птицы в мифологии……………………………………………..3
1.3. Образ Жарптицы в русской волшебной сказке………………………… 4
1.4. Образ Жарптицы в быту и культуре русского народа…………………...6
2.Практическая часть…………………………………………………………….7.
Выводы……………………………………………………………………......... 9
Список использованной литературы…………………………………………..10
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ПРИЛОЖЕНИЕ III Жарптица символ огня или символ счастья?
Введение.
2
Образ Жарптицы, на наш взгляд, самый волнующий и загадочный персонаж в волшебном
сказочном мире. В данной исследовательской работе дана попытка ответить на вопрос:
менялось ли отношение к Жарптице на протяжении веков, и почему эта чудоптица стала
воплощением не только огня, но и счастья?
Научнопрактическая значимость:
результаты исследования, а также собранные
материалы могут быть использованы на уроках литературы и мировой художественной
культуры, факультативных курсах, применена на уроках внеклассного чтения.
Актуальность исследования: заключается в том, что сказки помогают лучше понять
национальную психологию, историю, нравы и обычаи народа. Сказки сегодня не
полуразрушенный памятник далёкого прошлого, а яркая, живая часть национальной
культур, которые .прививают любовь к литературе.
Цель работы раскрыть поэтический образ Жарптицы в русских народных и
авторских сказках, показать какое место занимала она в повседневной жизни наших
предков.
Всё это определяет задачи исследования:
изучить и систематизировать материал, связанный с Жарптицей;
определить связь волшебной сказки с мифом;
выяснить, какие птицы, по воззрениям древних славян, относятся к огненным;
раскрыть поэтический образ Жарптицы в народных и авторских сказках;
выяснить роль Жарптицы в мировоззрении наших предков;
выяснить, как относятся к образу Жарптицы современные школьники.
Методы и приёмы исследования:
теоретические методы моделирование, анализ, синтез; эмпирические описание,
метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия;
методы
социологического исследования (анкетные опросы), типологический и сравнительно
исторический.
Объект исследования: являются русские народные и авторские волшебные сказки.
Предмет
исследования: образ Жарптицы в волшебных сказках. 3
Гипотеза исследования: Жарптица несет в своем образе олицетворение огня, солнца,
творческого начала, а, соответственно, удачи и счастья
Теоретическая часть.
1.1. Мифологические основы волшебной сказки.
Уникальность русских волшебных сказок заключается в том, что в них соединены
языческие и христианские представления об окружающем мире. Язычество (от «язык»
народ) – это вымышленное представление народа о мироздании. Оно связано с
обожествлением разнообразных сил природы: огня, воды, земли, животных, растений,
небесных светил. Всё это широко отразилось в сказках. Время и место порой в сказке
неопределенно, так же как и в мифах. Волшебная сказка полна мотивов, содержащих в
себе веру в существование "потустороннего мира" и возможность возвращения оттуда.
Древнерусская культура обращена к внутреннему миру человека. Для неё характерен
«акцент не столько на познании мира, сколько на понимании его, извлечении человеческого
1 Герои сказок не
смысла, постижении законов нравственной жизни человека».
переделывают мир, а с помощью стихий, животных, птиц, небесных светил находят счастье
личное.
Чтобы лучше проникнуть в удивительный мир сказок, рассмотреть образ Жарптицы и
других сказочных персонажей, были использованы труды В. П. Аникина , Афанасьева П.
П. Ершова , Проппа , Ф. С. Капица2 и других авторов. Большинство исследователей
рассматривают Жарптицу как древнейший реликтовый образ, сохранившийся со времён
бытования индоевропейского фольклора.
1.2. Огненные птицы в мифологии.
С древнейших времен у самых разных народов птицы были посредниками между
небом и землей.
высказывает
предположение, что первоначально «небо» и огромная птица «орел» обозначались у славян
Исследователь славянской мифологии П.Трощин
одним словом. В древности существовала уверенность, что через каждые десять лет орел
бросается в пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость. У хантов
считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились». Сокол
1 Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,
народном языке: Очерки / Рис. А.Бисти. — М.: Дет. лит., 1988.—176с.: ил
2 Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –
3изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 216с. 4
у древних славян — первоптица и первобог мира. По легендам именно птицаСОКОЛ
принесла на землю огонь искру от солнца, и от зажжения дерева на земле появился
небесный огонь. «Петух почитался у язычников птицею, посвящённой Перуну и очагу, и
вместе с тем эмблемою счастья и плодородия, пишет Афанасьев». Образ Жар птицы
восходит к образу Священной птицы – Огненной Вестнице Богов. На русских народных
кубках 18 20 вв. Жарптицу (Гарптицу) часто можно увидеть изображенной в образе
Огненной – Огнеперой птицы, Ирийской Вестницы, чемто напоминающей павлина. Жар
птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало.
1. 3. Образ Жарптицы в волшебной сказке.
Данная исследовательская работа опирается на тексты русских народных сказок,
переработанных А. Н. Афанасьевым («Сказка об Иванецаревиче, Жарптице и о сером
волке», «Жарптица и Василисацаревна»), сказку П. П. Ершова «Конёк – Горбунок».3
Как описывается Жарптица в сказках? Словесное описание очевидцами Жар
птицы следующее: «яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными
огнями» и т.д. ну чем не павлин? Павлинов при княжеских дворах знали. Завозили таких
птиц с Востока. Но почему эта малоизвестная простому люду птица была настолько
популярна в народе? Что вызвало ее обожествление? И почему она названа «Жар» то есть
«горящий уголь»? Огненная птица?
Под все описания "Жарптицы" попадает не только павлин. Все эти характеристики
описание ... шаровой молнии. Уж такуюто "птицу", летающую по воздуху, светящуюся и
переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Знали и побаивались.
Одна из скверных привычек Жарптицы (шаровой молнии) оставлять на поле круги
полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку.
Однако от перепуганных сторожей, кроме невнятных описаний то ли ЖАРптицы, то ли
ШАРптицы, ничего добиться не удавалось. «Огненнокрасные и золотые перья, крылья —
как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы...». Несмотря на ослепляющий свет, с
давних пор было замечено, что "Жарптица" не дает ни дыма, ни тепла.
Название Жарптице дано по цвету оперения. Слово жар в обороте – старая форма
прилагательного, употребляемого как определение. Оно образовано от жаркий «огненный,
рудожёлтый» или «красножёлтый, оранжевый», то есть первоначально имело цветовое
3 Ершов П. П. Конёкгорбунок: Русская сказка в трёх частях/ Рис. Р. Сайфуллина; Обложка О. Коминарец. –
М.: Дет. Лит., 1986. – 111 с., ил. (Школьная библиотека для нерусских школ). 5
значение. В сказке окраска Жарптицы золотая, и золотая клетка, и клюв, и перья.
Символика здесь очевидна: Жарптица – солнечная птица, небо – дом Солнца, золото –
металл солнца.
В сказках Жарптица выступает в роли похитительницы. Она питается золотыми
яблоками молодильными, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по
значению своему совершенно равными с живою водою. Возможно, поэтому считали, что её
пение исцеляет людей.
И в сказке Ершова, и в народной сказке «Жарптица и Василисацаревна» герой
подбирает перо Жарптицы, таким образом, он нарушает запрет.
В чем же заключается запрет, который нарушил герой? Где живёт чудоптица и
почему не каждый может туда попасть?
В русской народной сказке птица живёт в саду за каменной стеной, которая является
границей между «своим» и «чужим» миром. В сказке П. П. Ершова Жарптица живет в
тридесятом царстве в саду у Царьдевицы. Это царство — сказочно богатые земли, о
которых мечтали в давние времена. Царьдевица живет в сказочном золотом дворце, этот
мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога
Ярилы. Ершов уловил и воплотил в своей "волшебной сказке" самую суть народной
культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими
представлениями.4
Жарптица создается народным воображением из представлений о небесном огне
пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. Необычный огненный
цвет указывает на её принадлежность к иному, нечеловеческому миру, поэтому нельзя
было подбирать перо Жарптицы. «Тот» мир – это именно «тот свет», мир мёртвых.
Главный участник событий сказки потому герой, что ему удаётся вернуться оттуда,
откуда никто не возвращается.
Но ведь не каждому человеку дается в руки Жарптица. Почему оказывается помощь в
сказке третьему сыну? Что мы о нем знаем? В сказках это младшие сыновья в семье.
Старшие сыновья женились, получали свой надел, уходили из семьи, а младшие оставались
со стариками. За ними оставалась та часть наследства, которая принадлежала даже не отцу,
а всему роду, словом, то, что связано с предками.
4 Калашников В. И. Боги древних славян, для среднего школьного возраста. Первая иллюстрированная книга
для детей, посвящённая богам восточных и западных славян. Художник А. Масин, М.: «Белый город », 2006.
– 47с. 6
Интересной является и привязанность младшего сына к печке, что встречается во многих
волшебных сказках. По древним представлениям Печь, домашний Очаг – основа и символ
Дома и родового благополучия. Итак, попасть в «иной» мир и вернуться оттуда, позволено
только тому, кто изначально связан с родителями и предками, именно ему даётся
волшебный помощник. Но главный герой добивается успеха и благодаря своим личным
качествам. В поисках Жарптицы герой сказки преодолевает свой страх, сомнения,
совершает ошибки, но всё равно идёт вперёд, добивается своей цели. В награду герой
сказки получает не только волшебного коня и саму Жарптицу, но и прекрасную царевну и
царство в придачу. Даже внешность его меняется: он становится красивым, пригожим.
Героям сказок здоровье телесное помогают приобрести стихии (вода, ветер, земля),
здоровье духовное перо жарптицы огонь радости, творчества, силы. Таким образом,
исследование показало, что в русских народных и авторских волшебных сказках образ
Жарптицы олицетворяет добрую силу и является символом удачи, победы, воплощает
мечту человека о счастье, даётся в руки только доброму человеку.
1.4. Образ Жарптицы в быту и культуре русского народа.
Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее
море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. Птица эта, без
сомнения, связана с солнцем: об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё.
Солнце для древних людей являлось одним из главных боговпокровителей. По народным
представлениям, жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого
заключается в его ярких весенних и летних лучах. У славян птица с распростертыми
крыльями символизировала солнце. 5
В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.
Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке.
Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукавакрылья, головной
уборхохолок, нагрудные и поясные украшенияоперения. Священные птицы украшают
наличники домов, а украшения обереги в виде птиц являются самыми сильными.
Позднее люди стали расписывать посуду яркими изображениями птицы, чтобы удача и
5 Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре/ Сост., подг. Текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова.
М.: Лабиринт, 2000. – 480 с. (Собрание трудов.) счастье, дарованные Жарптицей, не покинули их. Так Жарптица стала хранительницей
мира и воплощением мечты.
7
2. Практическая часть.
Исследование 1. На этом этапе работы я прочитала литературу, которая в подробностях
описывает объект Жарптицы в Древнегреческой мифологии и на Руси в разные века. По
мнению известного историка и архивариуса Е.В. Даскала: «Археологи нашли
свидетельства того, что люди наслаждаются этим образом, по крайней мере, с 6500 года до
н.э.» Уникальность русских волшебных сказок заключается в том, что в них соединены
языческие и христианские представления об окружающем мире. Язычество (от «язык»
народ) – это вымышленное представление народа о мироздании. Оно связано с
обожествлением разнообразных сил природы: огня, воды, земли, животных, растений,
небесных светил. Всё это широко отразилось в сказках. (ПРИЛОЖЕНИЕ I)
Исследование 2. На втором этапе работы я познакомилась непосредственно с
произведениями мифологии и волшебными сказками , которые рассказывают о том, что с
древнейших времен у самых разных народов птицы были посредниками между небом и
землей. Исследователь славянской мифологии П.Трощин высказывает предположение,
что первоначально «небо» и огромная птица «орел» обозначались у славян одним словом.
(6) В древности существовала уверенность, что через каждые десять лет орел бросается в
пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость.(1) У хантов считалось
священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились». (10) Сокол у
древних славян — первоптица и первобог мира. (2) По легендам именно птицаСОКОЛ
принесла на землю огонь искру от солнца, и от зажжения дерева на земле появился
небесный огонь.(13) «Петух почитался у язычников птицею, посвящённой Перуну и очагу,
и вместе с тем эмблемою счастья и плодородия, пишет Афанасьев».(4) Образ Жар
птицы восходит к образу Священной птицы – Огненной Вестнице Богов. (6) На русских
народных кубках 18 20 вв. Жарптицу (Гарптицу) часто можно увидеть изображенной в
образе Огненной – Огнеперой птицы, Ирийской Вестницы, чемто напоминающей павлина.
Жарптица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало.
Я составила таблицу, в которой распределила особь и назначение птицы. Сделала
краткое описание каждого сюжета для того, чтобы на следующем этапе работы 8
классифицировать волшебные свойства Жарптиц разных видов. У меня получилось
следующее: в сказках Жарптица выступает в роли похитительницы. Она питается
золотыми яблоками молодильными, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и
по значению своему совершенно равными с живою водою. Возможно, поэтому считали, что
её пение исцеляет людей.
. (ПРИЛОЖЕНИЕ II)
Исследование 3. На этом этапе мы с руководителем изучили образ Жар птицы на
примере русских волшебных сказок в быту и культуре русского народа. Мы пришли к
следующему выводу: В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий,
загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на
посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу:
широкие рукавакрылья, головной уборхохолок, нагрудные и поясные украшения
оперения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения обереги в виде
птиц являются самыми сильными. Позднее люди стали расписывать посуду яркими
изображениями птицы, чтобы удача и счастье, дарованные Жарптицей, не покинули их.
Так Жарптица стала хранительницей мира и воплощением мечты.
Исследование 4. Заключительным этапом работы
был проведен социологический
опрос среди обучающихся 6х классов МБОУ «Лицей №2». Мною были предложены
листыанкеты, в которых предлагалось обучающимся изложить некие знания о предмете
исследования , вспомнить хотя бы несколько сказок или мифов, где она является
символом, рассказать сюжет произведения, дополнить анкету своими познаниями об
исследуемом объекте. В опросе принимали участие 100 человек. Из них точно определили
функцию Жарптицы как символа счастья и красоты все обучающиеся, вспомнили названия
сказок и мифов всего 25%обучающихся, а вот информацию о том, что могло бы
символизировать объект, к сожалению, всего 7% всех ребят (ПРИЛОЖЕНИЕ III) Выводы
9
Таким образом, проделав следующую работу могу с уверенностью утверждать:
Славянская мифология — ключ к пониманию души русского народа, его истории и
культуры. К огненным птицам, по воззрениям наших предков, относятся: орёл, так как его
связывали с небесной силой, и он являлся символом победы, быстроты; сокол для
древнерусского человека был воплощением красоты и удали, скорость его полёта
сравнивали с быстротой молнии; петух считался символом солнца, огня, плодородия. Жар
птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет,
который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари (когда над хлебным полем
вспыхивают огоньки). Жарптица это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской
печи, рыжий петух за околицей.
Жарптица – служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который
помогает людям в их земных делах. Множество испытаний и опасностей подстерегали на
пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в
себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем. И этот долгий путь
можно было попытаться пройти в своем сердце, преодолевая и изменяя себя. Увидеть
ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистой душой и
сердцем, ведомый по жизни мечтой. Свет божественного сияния, окружавший Жарптицу,
ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце:
талантами, умениями, счастьем.
С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище
изображениями – оберегами. Жарптица для славянских народов была не только
символом огня, но и символом счастья, удачи. Сказка всегда открывает широчайший
простор для размышлений, сопоставлений. Результаты анкетирования среди учащихся
показали, что для современного человека образ огня стал второстепенным, не таким
значимым, исчезает значение божественности, оберега. Человек воспринимает эту птицу,
как птицу, приносящую удачу, богатство.
Жарптица в современном мире является символом счастья. Список использованной литературы
10
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,
народном языке: Очерки / Рис. А.Бисти. — М.: Дет. лит., 1988.—176с.: ил.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Худож. лит., 1984. — 176с.: ил.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М.: Современный
писатель, 1995. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2001. — 368с. —
(Собрание трудов В.Я.Проппа).
4. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л, И. Б64 Словарь русской фразеологии.
Историкоэтимологический справочник – СПб.: ФолиоПресс, 1999. – 704с.)
5. Ершов П. П. Конёкгорбунок: Русская сказка в трёх частях/ Рис. Р. Сайфуллина; Обложка
О. Коминарец. – М.: Дет. Лит., 1986. – 111 с., ил. (Школьная библиотека для нерусских
школ).
6. Калашников В. И. Боги древних славян, для среднего школьного возраста. Первая
иллюстрированная книга для детей, посвящённая богам восточных и западных славян.
Художник А. Масин, М.: «Белый город », 2006. – 47с.
7.
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 3
изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 216с.
ISBN 5893493087 (Флинта) ISBN 5020226793 (Наука)
8. Клиентов А. Народные промыслы. Для среднего школьного возраста. Художник А. М.
Саморезов (карта), М.: «Белый город », 2006. – 47с.
9. Мифология. Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. Е. М. Мелетинский. – 4е изд. –
М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 736 с. ISBN 5852702803 (БРЭ)
10. Мифология хантов. Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. издво
Том. унта. 2000. 310 с.
11. Мифы и легенды народов мира/Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. М.: ОЛМА
ПРЕСС,2000.816с.
12. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. Вступит. Статья и словарь
малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина. Худ. А. Белюкин. М. «Худож. Лит. », 1977. 348с.
13. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре/ Сост., подг. Текстов, ст. и коммент. А.
Л. Топоркова. М.: Лабиринт, 2000. – 480 с. (Собрание трудов.)
14. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки
/Сост., науч. ред., текстологич. коммент. И.В.Пешкова. — М.: Лабиринт, 1998. — 512 с. —
(Собрание трудов В.Я.Проппа). 11
Интернет – ресурсы.
http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=efremova
http://www.huntingukraine.com/component/option,com_fireboard/Itemid,29/func,view/id
,3157/view,threaded/catid,45/
Society.polbu.ru/proppfairytale/ch63_ihtm8kb
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.