Меткие, озаряющие слова
Презентация к уроку русского языка в 6 классе
Выполнена Галкиной И. А, учителем русского языка
и литературы МБОУ СШ № 1 г. Лукоянова
Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу (М. В. Ломоносов)
…делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно (Ф. И. Буслаев)
Заседание лингвистической лаборатории
Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Отрывок из произведения И.Бунина
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.
Изменённый текст
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.
Изменённый текст
Вскоре полили дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.
Вывод № 3
Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное действие к основному глагольному действию.
Лингвистический рассказ
Глагольные формы используются как средства выразительности.
Причастия обладают «выразительной краткостью», помогают передать свойства предмета во временном развитии. Деепричастия создают живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное действие к основному глагольному действию. Поэтому причастия и деепричастия можно назвать «меткими, озаряющими словами».
Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лёд реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из-под снега, прилёт птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё было предметом страстного, недремлющего внимания.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Мой водопадик
Слушая,
Запоминая,
Читая и думая,
Вникая и рассуждая,
Не шумя, не крича, не озоруя,
Уважая учителя и друг друга –
Так ведут себя учащиеся 6 В на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.