Презентация является одним из способов наглядного объяснения морфемного разбора с использованием информационно-коммуникационных средств, что соответствует требованиям стандарта второго поколения. Используются разные формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная, работа в парах, работа в группах. Каждый учитель может добавить что-то свое в существующую презентацию.
Урок русского языка
Урок русского языка
в в 55 классе
классе
на тему
на тему
«Морфемный разбор
«Морфемный разбор
слова»
слова»
Подготовила учитель русского языка и
Подготовила учитель русского языка и
литературы Шахова Мария Александровна
Шахова Мария Александровна
литературы
Планируемые образовательные
Планируемые образовательные
результаты:
результаты:
Предметные : :знатьзнать порядок морфемного разбора слова;
порядок морфемного разбора слова;
Предметные
уметьуметь производить морфемный разбор (устный и
производить морфемный разбор (устный и
письменный) слова.
письменный) слова.
Метапредметные : : способность осознания целей учебной
способность осознания целей учебной
Метапредметные
деятельности и умение их пояснить; умение поставить
деятельности и умение их пояснить; умение поставить
цель и организовать её достижение; способность к
цель и организовать её достижение; способность к
нормотворчеству; рефлексивное мышление,
нормотворчеству; рефлексивное мышление,
самоанализ и самооценка.
самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского
осознание эстетической ценности русского
Личностные:
языка; уважительное отношение к родному языку,
языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потреб ность сохранить чистоту
гордость за него; потреб ность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
стремление к речевому самосовершенствованию
«Самое меньшее благо в жизни
это богатство, самое большое
мудрость»
Синтаксическая минутка:
записать афоризм, выделить основу и
второстепенные члены предложения и начертить
его схему
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Что такое морфема?
Что такое морфема?
Назовите морфемы, из которых
Назовите морфемы, из которых
может состоять основа слова.
может состоять основа слова.
Для чего служат приставки и
Для чего служат приставки и
суффиксы?
суффиксы?
Чем отличаются формы одного
Чем отличаются формы одного
и того же слова от однокорен
и того же слова от однокорен
ных слов?
ных слов?
Игра «Кто быстрее?»
Игра «Кто быстрее?»
Задание по группам.
Задание по группам.
Приставка неизвестна, но зато есть другие
части слова. Придумайте слова с разными
приставками, запишите в тетради и
выделите в них суффиксы.
+ нести.нести.
¬¬ +
¬¬ + + лететь.
лететь.
Группа 3: ¬¬ ++ ехать
ехать
Группа 1:1:
Группа 2:
Группа 3:
Вывод : : Меняется приставка, меняется и значение
Меняется приставка, меняется и значение
всего слова.
всего слова.
Игра «Составь слово»
Игра «Составь слово»
Выделите морфемы в словах.
Выделите морфемы в словах.
От глагола
От глагола понёспонёс взять приставку. От
взять приставку. От
дарить — корень. От
корень. От
кружок - - суффикс.
суффикс.
глагола дарить —
глагола
существительного кружок
существительного
Какое слово получилось?
Какое слово получилось?
(Подарок.)
(Подарок.)
От глагола
прилагательного маленький -
прилагательного
прилагательного синий -
прилагательного
Какое слово получилось?
Какое слово получилось?
От глагола побелел
побелел взять корень. От
взять корень. От
маленький - суффикс. От
суффикс. От
синий - окончание.
окончание.
(Беленький.)
(Беленький.)
От глагола
пришёл взять
От глагола пришёл
взять
приставку. От глагола улетелулетел - -
приставку. От глагола
бежит --
корень. От глагола бежит
корень. От глагола
окончание. Какое слово
окончание. Какое слово
получилось?
получилось?
(Прилетит.)
(Прилетит.)
Вывод :
Вывод : морфемы являются
морфемы являются
значимыми частями слова, с их
значимыми частями слова, с их
помощью создаются новые слова.
помощью создаются новые слова.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Исправим предложения и дадим верное толкование
Исправим предложения и дадим верное толкование
данным выражениям.
данным выражениям.
гвоздик.)
гвоздик.)
Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)
(Прищемил руку дверью.)
Я задверил руку.
Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот
(Забей молотком этот
Замолоточь этот гвоздик!
Я намакаронился. (Наелся макарон.)
(Наелся макарон.)
Я намакаронился.
То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)
(Можно.)
То нельзя, это нельзя, а что льзя?
Из трубы дым трубится. (Вьётся, струится.)
(Вьётся, струится.)
Из трубы дым трубится.
Вывод: для чего мы должны знать состав слова?
для чего мы должны знать состав слова?
Вывод:
Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и
Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и
писать слово, уметь членить его на морфемы.
писать слово, уметь членить его на морфемы.
Физминутка
Физминутка
Надуваем
Мы - веселые мартышки, мы играем
Мы - веселые мартышки, мы играем
громко слишком. Все ногами
громко слишком. Все ногами
, все руками хлопаем
топаемтопаем, все руками
хлопаем,,
скачем на на
щечки, скачем
Надуваем щечки,
носочках. Дружно прыгнем
прыгнем к к
носочках. Дружно
потолку, пальчик поднесем
поднесем к виску,
к виску,
потолку, пальчик
И друг другу даже
И друг другу даже язычки
язычки
! Шире рот откроем
покажем! Шире
рот откроем, ,
покажем
гримасы все состроим
гримасы все
слово три, все с гримасами замри.
слово три, все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
состроим. Как скажу я
. Как скажу я
Игра «Четвёртый
Игра «Четвёртый
лишний»
лишний»
Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.)
(Печалиться.)
Гора, гористый, горец, горевать.
Водитель, водный, водить, заводить. ((Разные
Разные
Водитель, водный, водить, заводить.
Дом. домовой, домовладелец, о доме.
Дом. домовой, домовладелец, о доме.
Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы
(Формы
Лес, лесовод, к лесу, перелесок.
значения.)
значения.)
(Формы слова.)
(Формы слова.)
слова.)
слова.)
Вывод: у слов может совпадать звучание или
у слов может совпадать звучание или
Вывод:
написание корня, но значение будет разным.
написание корня, но значение будет разным.
Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл
Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл
слова.
слова.
Творческая практическая
Творческая практическая
деятельность
деятельность
Порядок разбора
Порядок разбора
1. Окончание и основа; значение
1. Окончание и основа; значение
окончания.
окончания.
2. Корень; подобрать 2-3
2. Корень; подобрать 2-3
однокоренных слова.
однокоренных слова.
3. Приставка (приставки), суффикс
3. Приставка (приставки), суффикс
(суффиксы); значение приставки и
(суффиксы); значение приставки и
суффикса (если оно ясно).
суффикса (если оно ясно).
Морфемный разбор
Морфемный разбор
Работа в группах
Работа в группах
Материал для разбора:
Материал для разбора:
трактористы; привозим,
трактористы; привозим,
вносить, сварщик,
вносить, сварщик,
парашютистка, синеватая (даль).
парашютистка, синеватая (даль).
Знатоки русского
Знатоки русского
языка
языка
⌒⌒ ⌒⌒ ¬¬¬¬⌒⌒˄˄˄˄
ПылПылееводводоонепроницаемые
непроницаемые
(часы )
(часы )
Итоги урока
Итоги урока
Разгадайте кроссворд и узнаете, как я
Разгадайте кроссворд и узнаете, как я
оценила вашу работу на уроке.
оценила вашу работу на уроке.
МорфМорфоология
логия
ВиниВиниттельный
ельный
ПодПодллежащее
ежащее
ТворТвориительный
тельный
ЧЧислоисло
СклоСклоннение
ение
РРоодд
существительным.
существительным.
1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.
1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.
2. Падеж существительного (вижу)землю.
землю.
2. Падеж существительного (вижу)
3. Член предложения, чаще всего выраженный
3. Член предложения, чаще всего выраженный
4. Падеж, обозначающий орудие действия.
4. Падеж, обозначающий орудие действия.
5. Количество предметов у существительного.
5. Количество предметов у существительного.
6. Изменение существительных по родам.
6. Изменение существительных по родам.
7. Категория существительного, различающая нас по полу.
7. Категория существительного, различающая нас по полу.
- Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!)
(отлично!)
- Как же я оцениваю вашу работу на уроке?
Рефлексия учебной
Рефлексия учебной
деятельности
деятельности
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в
процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашей работе:
Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных на
выберите одну из предложенных на
вашем столе карточек и покажите мне.
вашем столе карточек и покажите мне.