Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:
а) от значения слова; б) от правильного выбора слова из синонимического ряда; в) от правильного выбора слова из паронимического ряда;
г) необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов
( например, карий — коричневый);
д) при выборе слов учитывается и их стилистическая окраска.
Задания ЕГЭ 2, 3, 5, 22.
Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, нормы ударения (акцентологические нормы).
Задание ЕГЭ 4.
Орфографические нормы — нормы правописания слов.
Задания ЕГЭ 8-14.
Запомни! Задания ЕГЭ 1, 20, 21 связаны с пониманием текста, все остальные проверяют знание норм языка.
Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте.
Задания ЕГЭ 15-19.
Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.
Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм слов, правильный выбор варианта слова.
Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении.
Задания ЕГЭ 6, 7, 23.
Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке по уже имеющимся моделям.
Задание ЕГЭ 6.
Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное и т.д.)
Задания ЕГЭ 24, 25.
Виды грамматических ошибок
Неверно образована форма слова (ляжь – ляг)
Неверно выбран вариант слова (Звонко каплет с крыш. Капают горькие слёзы.)
Нарушена связь слов в словосочетании или предложении
Нарушены правила построения предложения
Морфологические
Синтаксические
Задание 6
Задание 7
Виды морфологических ошибок в заданиях ЕГЭ
Ошибочное образование форм существительного | Благородность, чуда техники, нет местов, |
Ошибочное образование форм прилагательного | Более интереснее, красивше, самый красивейший, более строже |
Ошибочное образование форм числительного | С пятистами рублями, жонглировал обоими руками |
Ошибочное образование форм местоимения | Ихнего пафоса, вокруг его ничего нет. |
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) | Надсмехаться, подскользнулся. |
Виды синтаксических ошибок
в заданиях ЕГЭ
1) неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом7) неправильное построение предложения с косвенной речью
8) неправильное одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом
9) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
10) неправильное построение сложного предложения
Примеры синтаксических ошибок
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Большинство произведений поэта посвящены теме Родины.
Все, кто читали его стихи, обращали внимание на необычность метафор.
1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
По приезду в Москву мы посетили Третьяковскую галерею.
3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Тихом Доне» около пятисот персонажей.
4) Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Все россияне помнят и гордятся победой своих отцов и дедов.
В День Победы мы не только поздравляем ветеранов, а также проводим концерты для них.
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Готовясь к экзамену по русскому языку, вам помогут различные словари.
6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В лесу мы нашли много пробивающихся ландышей из-под земли.
Красота родной природы, изображённая на полотнах Левитана, никого не оставляет равнодушным.
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Лермонтов признавался, что «люблю Отчизну я, но странною любовью».
Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба озера Байкал.
8) Неправильное одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом.
Пушкин с детства был одарён и очень способный.
9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Она долго смотрела на меня и улыбается.
10) Неправильное построение сложного предложения.
Этот текст принадлежит перу Д.С.Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
А теперь переходим к практикуму!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.