Это презентация к двенадцатому уроку в 11 классе на тему: "Обособленные дополнения". Цели урока: углубить знания учащихся об обособленных дополнениях;
обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Обособленные определения и приложения»; закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.
Орфоэпическая разминка
Давнишний, принудить,
столяр, создала, наделит,
тортов, ловка, балуясь,
позвонишь, засветло, шарфы,
оптовый, клала, кремень,
созыв, сливовый, занята,
эксперт, осведомиться, партер.
Проверка
ДавнИшний, принУдить, столЯр,
создалА, надЕлит, тортОв, ловкА,
балУясь, позвонИшь, зАсветло,
шАрфы, оптОвый, клАла,
крЕмень, созЫв, слИвовый,
занятА, экспЕрт, освЕдомиться,
партЕр.
Задание 6. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ
ЛЯГТЕ на пол
В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут
ИЗ ПОЛТОРА метров материи
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Задание 6. В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ
рублями
опытные ШОФЕРЫ
несколько ГЕКТАРОВ
Объясните постановку знаков
препинания в предложении.
В Мещёрском крае нет никаких особенных
красот и богатств, кроме лесов, лугов и
прозрачного воздуха.
- Что такое обособленные
дополнения?
- Когда они обособляются?
Обособляются дополнения, выраженные
существительными с предлогами: кроме, помимо,
сверх, за исключением, включая, исключая,
вместо, наряду с. В них передаются значения
включения — исключения или замещения.
Например: Не было слышно ничего, /за
исключением грохотания поезда и дыхания
спящих/.
Уточняющий характер членов предложения может
усиливаться специальными словами типа вернее,
точнее, иначе (они имеют значение вводных слов).
Поскольку выделяется вводное слово, запятая
после уточняющего члена не ставится.
Например: Был дан отчет о том, каких высот,
а точнее, глубин удалось добиться в познании
природы.
Обороты кроме того, кроме как со
значением вводного слова всегда
выделяются запятыми.
Доктор, /кроме того/,
превосходный повар. (А. Куприн)
Не обособляются обороты с
предлогом вместо в значении «за»,
«взамен»: Пример:
Вместо обещанного благодатного
дождя пошел крупный град.
Вставьте орфограммы и пунктограммы
1. Кроме (не)скольких лодок у берега
стояли два небольших катера. 2. Кавказское
побережье в сравнении с Крымом отличается
более богатой р…стительностью. 3. В наших
леса наряду с белками и лисицами можно
(из)редк… встретить и медведя. 4. (В)
отличи… от севера на юге сумерки очень
коротки. 5. Все экскурсанты за исключением
одного заболевшего приняли участие в во…
хождении на горные вершины.
6. Мальчики помимо лещей
наловили и другой рыбы
ершей (красно)перых
плотвичек и окуней. 7.
Самый маленький из
школьников (в) отличи… от
своих товарищей был очень
скромен. 8. Дождь сверх
ожидания скоро перестал.
Проверьте!
1.Кроме нескольких лодок, у берега
стояли два небольших катера. 2. Кавказское
побережье, в сравнении с Крымом,
отличается более богатой растительностью.
3. В наших лесах, наряду с белками и
лисицами, можно изредка встретить и
медведя. 4. В отличие от севера, на юге
сумерки очень коротки. 5. Все экскурсанты,
за исключением одного заболевшего,
приняли участие в восхождении на горные
вершины.
6. Мальчики, помимо лещей,
наловили и другой рыбы:
ершей, красноперых
плотвичек и окуней. 7.
Самый маленький из
школьников, в отличие от
своих товарищей, был очень
скромен. 8. Дождь, сверх
ожидания, скоро перестал.
Задания в формате ЕГЭ
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
1. Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой
(1) создавшей совершенно неповторимый
поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
1) 1 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2. Машенька (1) держа в одной руке оба
конца мокрой рулевой веревки (2) другую
руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4)
покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 2, 3
3. Ярко горело солнце (1) разливаясь
блеском по чистому снегу (2) а лес (3)
обласканный ясным днём (4) зачарованно
молчал (5)сверкая белым нарядом инея.
1)1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 2, 3, 4 4) 2, 4,
5
4) Князь Андрей стоял (1) облокотившись о
перила (2) и (3) не спуская глаз (4)
смотрел на красный отблеск солнца (5) по
синеющему разливу.
1) 1, 2, 4 2) 2, 4, 5 3) 1, 2,3,4 4)
1, 4