Подробная презентация на тему "Придаточные уступительные" составлена для работы в 9 классе по учебно-методическому комплексу Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, но с успехом может быть использована при работе по другому УМК. В ней представлены графический диктант с самопроверкой, самостоятельное изучение нового, практическая работа, работа по развитию речи.
Придаточные
предложения
уступительные
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Петровская СОШ
№1»
Омский р-н
Омская обл.
Графический диктант
1.Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как
воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке
2.Пока свободою горим,//Пока сердца для чести живы,//Мой
друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы
3.Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться
своим мыслям
4.Для того чтобы проложить тропку в снегу, надо хорошо
потрудиться
5.Цветы, оттого что их только что полили, издавали
влажный, раздражающий запах
Графический диктант
(проверка)
1. […],(как..).
2. (Пока…),(пока…), […].
3. […], (где…).
4. (Для того чтобы…), […].
5. […,(оттого что…),… ].
Определите, какому номеру схемы соответствуют
предложения
1. Часа через два, когда всё
на пристани умолкло, я
разбудил своего казака.
2.Пробираясь вечером к
своей хате, я невольно
всматривался в ту сторону,
где накануне слепой
дожидался ночного пловца.
[… глаг.], (союз что…).
[указ. слово + сущ.], (союз.
слово где…).
3.Я узнал, что ты вчера
ночью ходила на берег.
[…, (когда…), …глаг.].
Повторение
К какой группе сложных предложений
относятся данные предложения?
Почему первое предложение отнесли к 3ей
схеме?
Определите вид придаточного во втором
предложении. При помощи чего
придаточное предложение
присоединяется к главному?
Что вы можете сказать о третьем
предложении?
В предложениях встретились союзы и
союзные слова. А как их различать?
Прочитайте предложения и рассмотрите их схемы. Чем они
отличаются по своему строению? Почему придаточное
предложение выражает значение уступки точнее, чем
деепричастный оборот? О Какие еще
придаточные могут быть синонимичны деепричастным
оборотам?
Хотя путник и не знал дороги, но всётаки вышел к
посёлку. (Хотя ...),[ ].
Не зная дороги, путник всётаки вышел к посёлку.
[/ /, — =
].
Новое
В СПП с придаточным уступительным
сопоставляются два факта, один из
которых противоречит другому, но
не оказывает на него влияния;
действие происходит вопреки тому,
что заявлено в придаточном
предложении
Знакомство с новым
Выполните упр.213 и соответствующий
материалом
материал учебника на стр.147.
Сопоставьте примеры, выясните положение
придаточного уступительного по
отношению к главному, средства связи
главного с придаточным, вопрос, на
который отвечает придаточное
уступительное.
Выводы:
1.Положение придаточного по
отношению к главному свободное
(до него, перед ним, внутри него)
2.Средства прикрепления придаточных
союзы пускай, хотя(хоть),
несмотря на то что; союзные слова
сколько, как с усилительной
частицей ни
3.Вопрос несмотря на что?
Тест
1. К какой группе придаточных
предложений относятся придаточные
условные и причины?
А. Обстоятельственные.
Б. Изъяснительные.
В. Определительные.
2. Придаточные предложения причины
отвечают на вопрос
А. Когда?
Б. Почему?
В. Какой?
3. Какой из союзов может связывать
придаточное условное с главным
предложением в СПП?
А. Чтобы.
Б. Ежели.
В. Потому что.
4. Определите вид придаточного в
предложении Где нет любви к искусству,
там нет и критики.
А. Места.
Б. Причины.
В. Времени.
Практическая работа
1. Выполнение упражнений 214, 215
Прочитайте. Укажите придаточные уступительные и союзы, кото
рыми они прикрепляются к главным. Спишите, расставляя
запятые. Составьте схемы 1, 3 и 5го предложений из п. I.
Объясните правописание частиц не и ни в предложениях п. II.
I 1) Хороши летние туманные дни хотя охотники их не любят. (Т.) 2)
Хотя КараБугаз лежит на широте Неаполя но климатом обладает
жарким и пустынным. (Пауст.) 3) Как(то) особенно свежо
чувствую себя сегодня (н..)смотря на то что плохо ночь спала.
(А. О.) 4) Как (н..)крспился Чичиков духом однако похудел и
даже позеленел (во)время таких невзгод. (Г.) 5) Листья камыша
хотя я и отряхнул их веслом то и дело беззвучно бросали капли в
челнок и на траву.
(Троен.). 6) В степи было тихо пасмурно несмотря на то что
солнце поднялось. (Ч.)
II. 1) Сколько я (н..)прислушивался я (н..)мог различить
(н..)одного звука.1 (Пауст.) 2) И чего только в
это время (н..) переду маешь. (Троен.) 3) Куда (н..)
взглянешь всё та же безбрежная вод..ная равнина.
(Ставшие.) 4) Где такая крепость куда бы пули
(н..)залетали? (П.) 5) Исток Волги люди знали давно
хотя научно географы подтвердили его только в конце
минувшего века. (Песк.)
Развитие речи
Выполните устно упр.218
Дома
С. 147 знать правило, упр.226 (уст),
упр.216 (письменно)