Презентация по русскому языку на тему; "Средства выразительности" (11 класс) предназначена для подготовки учащихся к заданию 25 (формат ЕГЭ). В ней содержится подробный теоретический материал, описывающий все возможные тропы, лексические, синтаксические средства выразительности и стилистические приёмы. Данная презентация является наглядным средством при объяснении и выполнении задания.
Задание 25
ТРОПЫ
Лексические средства
Синтаксические
средства
Стилистические приёмы
ТРОПЫ
это изобразительно-выразительные
средства языка.
ЭПИТЕТ – образное определение
(вкусная строчка; нежное сердце;
печальные поляны)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание
качеств, эмоций, действий человека
предметам, природе («Котелок
сердится и бормочет на огне»; «Спит
земля в сиянье голубом»)
ТРОПЫ
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух
предметов, понятий («И осень тихою
вдовой/ Вступает в пёстрый терем
свой») – тихою вдовой –
творительный сравнения – как тихая
вдова; «Лёд неокрепший на речке
студёной, словно как тающий сахар
лежит»
Наличие сравнительных союзов: как,
как будто, словно, точно…
ТРОПЫ
МЕТАФОРА - скрытое сравнение
(золото листьев; багровый костёр
заката; пустых небес прозрачное
стекло)
МЕТОНИМИЯ - замена одного понятия
другим, имеющим причинную связь с
первым (Я три тарелки съел; Выпил
всю бутылку; Я прочитал всего
Тургенева; Ликует буйный Рим; Все
флаги в гости будут к нам.)
ТРОПЫ
ГИПЕРБОЛА – преувеличение (В сто
тысяч солнц закат пылал)
ЛИТОТА - преуменьшение (Мальчик-с-
пальчик; Ваш шпиц, прелестный
шпиц, не более напёрстка!)
ПЕРИФРАЗ (-а) - замена одного слова
описательным оборотом речи
(Петербург – Северная Пальмира; лев
– царь зверей; животные – братья
наши меньшие)
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Лексикология – раздел лингвистики, изучающий
слово и его лексическое значение
Лексика – словарный состав языка.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ:
Антонимы; синонимы; фразеологизмы; разговорные
и просторечные слова, или просторечная лексика;
слова высокого стиля; индивидуально-авторские
слова; диалектизмы, или диалектные слова;
книжные слова; разговорная лексика;
профессиональные слова, или профессионализмы;
слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами; термины; устаревшая лексика;
эмоционально-оценочные слова; контекстные
антонимы и контекстные синонимы
Контекстные антонимы
- это слова, являющиеся антонимами лишь в
данном контексте
лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь;
один день - вся жизнь; волки - овцы.
Полярность значений подобных слов в языке
не закреплена, а их противопоставление
является индивидуально авторским решением.
Писатель в таких случаях выявляет
противоположные качества различных
понятий и противопоставляет их в речи.
Однако подобные пары слов не являются
антонимами.
Контекстные синонимы
это слова, близкие по лексическому
значению только в данном
контексте, без контекста
они синонимами не являются
«День был августовский, знойный,
томительно скучный» (А. П. Чехов)
Грузное тело его исполнено гибкой,
звериной грации.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЯ
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Односоставные предложения
Сравнительный оборот
Вставные конструкции
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
УТОЧНЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ – служат
для уточнения места или времени,
отвечают на вопросы: где именно? Когда
именно? и выделяются на письме
запятыми. («Только в самый
торжественный момент, в двенадцать
часов,…»; «А недавно, совсем на днях,
…»;
«Только позже, в консерватории, ты ей
всё объяснил.»)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
АНАФОРА – единое начало, повторение
сходных слов в начале строф ( Жди
меня, и я вернусь./ Только очень жди./
Жди, когда наводят грусть/ Жёлтые
дожди)
АНТИТЕЗА – ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ,
часто создаётся с помощью антонимов
(«Ты и убогая,/Ты и обильная,/ Ты и
могучая, /Матушка-Русь!»)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА
ИЗЛОЖЕНИЯ ( «Так ты женат? Не знал я
ране! Давно ли?» – «Около двух лет.» –
«На ком?» - «На Лариной.» – «Татьяне?» –
«Ты ей знаком?» – «Я им сосед»)
ГРАДАЦИЯ – постепенное нагнетание или
ослабление сравнений, образов,
эпитетов, метафор (Сегодня весёлый,
радостный, лучезарный день. Светились,
горели, сияли огромные голубые глаза.)
ВОСХОДЯЩАЯ ГРАДАЦИЯ
Цепь понятий или определений с
постепенным возрастанием
значимости (Всё разнообразие, вся
прелесть, вся красота жизни
слагаются из света и тени.
Большой, огромный, гигантский и
т.д.
НИСХОДЯЩАЯ ГРАДАЦИЯ
Цепь понятий или определений с
постепенным убыванием
значимости (Все грани чувств, все
грани правды/ Стёрты в мирах, в
годах, в часах)
Маленький, малюсенький,
миниатюрный, крошечный и т.д.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ИНВЕРСИЯ - обратный порядок слов
(«Белеет парус одинокий…» –
Одинокий парус белеет…)
ИРОНИЯ – скрытая насмешка
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повтор
одного и того же слова или слов
(Река тумана превращается в озеро
тумана. Туман поднимается…)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – расчленение фразы на
части и даже отдельные слова («Когда
избавит нас Творец / От шляпок их!/
Чепцов! И шпилек! И булавок!»)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ –
эмоциональное обращение к людям,
непосредственно не участвующим в
общении, или к неодушевлённым
предметам («Люди мира! Бережно
относитесь к природе! Звёздочки ясные!
Звёзды высокие! Что вы храните в себе, что
скрываете!)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –
одинаковое построение двух или
нескольких фраз
(«В синем море волны хлещут,/
В синем небе звёзды блещут»
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской»
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ЭПИФОРА – повторение одних и тех
же слов или фраз в конце
нескольких рядом стоящих
конструкций
(«Мне бы хотелось знать, отчего я
титулярный советник?
Почему именно титулярный
советник?»
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ЦИТИРОВАНИЕ – прямое использование
текста источника
ОКСЮМОРОН - стилистическая фигура
художественной речи,
сочетающая противоположные по смыслу
определения или понятия (горький
восторг;
объясняют необъяснимое;
печаль моя светла;
живой труп)