Данная разработка подготовлена для учителей русского языка и литературы на примере текста В. Г. Распутина "Уроки французского" с целью обучить навыкам написания изложения не целым текстом, а его части, т. е. уметь выбирать информацию из исходного текста и передавать необходимую его часть (тему).
Выборочное изложение по
рассказу В. Распутина
«Уроки французского»
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне
была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из
дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась
со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня,
шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне
предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по
плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда
пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей
картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все
время думать о еде…
Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район. Жили мы без отца, жили совсем
плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу
ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма,
перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам
рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя…
Матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в
районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие
испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.
Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал,
другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что
на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в
школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем
предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.
С французским у меня не ладилось из-за произношения... Я шпарил по-
французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков
за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими
лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского,
слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза… Но самое
страшное начиналось, когда я приходил из школы… Едва я оставался
один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда
раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к
тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и
постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об
одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце
сентября, испугалась за меня…
Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал.
Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее
неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю.
Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки,
изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она
не держала. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро
стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом
исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто
потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с
тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я
боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня
отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я
заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду…
По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился
слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав
гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и
дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь
стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится,
как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день
или два, снова подсаживал зубы на полку.
Вопросы на понимание текста
• В каком стиле написан текст?
• Назовите основные языковые средства, относящиеся к
опорным словам в микротемах.
• Подберите к ним синонимы на случай замены в своем
тексте.
• Как грамматически выражен основной смысл
содержания?
• Что это дает для понимания текста?
ПЛАН
• Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году
• Началась моя самостоятельная жизнь
• Учился я хорошо
• Я еще не понимал, какие испытания ждут меня.
• А) сложности с французским
• Б) тоска по дому
• В) кража моих скудных запасов еды
• Г) голод