Цели урока:
Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.
Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
Каллиграфическая минутка
Найдите и подчеркните имена существительные, что они обозначают, на какой вопрос отвечают?
Какие слова помогают описать качества этих предметов?
Что они обозначают? Подчеркни их волнистой чертой.
О каких словах пойдёт речь на уроке?
Как бы вы сформулировали тему урока?
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?
– Давайте составим план урока.
Упр. 305 –подобрать имена прилагательные к словам-предметам изображённым на рисунках:Например:
Солнышко яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее
Понаблюдаем над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
Почему легко было догадаться?
По каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?
Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
(А. К. Толстой)
Упр. 307 Образец рассуждения:
Снег (какой?) последний. Имя
существительное снег мужского рода
употреблено в форме ед.ч. И
прилагательное последний – тоже в
форме ед.ч., м.р. Запишите у тетрадь.
Открытие новых знаний.
Прилагательное связано с именем существительным
по смыслу, называет признак предмета.– А есть ли ещё какая-то связь между ними?
Физминутка!
Столько раз, друзья, присели, Сколько дней у нас в неделе!Мы подпрыгнем столько раз, Сколько в 3 ряду парт. Столько сделаем наклонов, Сколько бабочек весёлых.А притопнем столько раз, Сколько девочек у нас; А прихлопнем столько раз, Сколько мальчиков у нас!
Упр. 308 – работа над термином «имя прилагательное».
– Прочитайте текст про себя.– Какой смысл заключён в названии части речи – «прилагательное»?
Работа с определением (с. 77).
– Прочитайте 2-й абзац.– Что вы узнали об имени прилагательном?
– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»?
– Какие примеры приводятся в этом абзаце? Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре.
– Ответьте на вопрос после определения.
Не может быть признака без предмета!
- Почему текст получился выразительный, яркий? - Какая часть речи «украсила» стихотворение? - Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?
Прочитайте стихотворение А. Прокофьева, выпишите все словосочетания : сущ. + прил. (с вопросом)
«Люблю березку русскую,То светлую, то грустную.В беленом сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застежками,С зелеными сережками,Люблю ее нарядную,Родную ненаглядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую».
Развитие умений.
Итог урока:
Выпиши из загадки только имена прилагательные.
Шли двое. - Это чёрная?- Нет, красная! - А почему она белая? - Потому что зелёная. (Смородина).
Какая часть речи , называется именем прилагательным?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
От какой части речи зависит? Как изменяется?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.