Презентация по русскому языку. Тема: "Употребление частиц в образовании наклонений глагола". 5 класс.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 06.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Термин "Частица" в русской грамматике получил характеристику особого класса служебных слов, выполняющих в речи свои , особые качества по сравнению с предлогами и союзами. Научная классификация частиц как части речи является частью всех частей речи.Частицы-это небольшие группы слов, которые объединены общими свойствами. У каждой части речи употребляются особые частицы. У глаголов частицы работают для образования наклонений глагола.
Иконка файла материала употребление частиц в образовании наклонений глагола.pptx
«УПОТРЕБЛ ЕНИЕ ЧАСТИЦ В ОБРАЗОВА НИИ НАКЛОНЕН ИЙ ГЛАГОЛА. Составила: Малышева Валентина Николаевна
ЦЕЛИ УРОКА.  Уточнить виды наклонений глагола.  Уточнить о глаголах прошедшего времени.  Уметь выполнять разные виды работ.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Употребление частиц в условном наклонении.  Формообразующая роль частиц.  В образовании условного наклонения участвуют глаголы прошедшего времени в сочетании с частицей БЫ.  Частица БЫ выражает различные оттенки наклонения:  Желательность действия.  Условность, предположительност ь, возможность действия.  Частица Бы пишется отдельно от глагола в разных частях предложения.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Если б мог мой папа снова на Россию поглядеть.  Найти в тексте глаголы в условном наклонении. Если б мог он вместе с нами за беседой посидеть. Увидал бы как прекрасна стала Родина моя.  Выделить все орфограммы.  Списать текст.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Составить викторину. Кто написал басню «Осел и Соловей»? Что говорит Осел Соловью в начале встречи? ( Хотел бы я сам посудить , твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье.) Что советует Осел Соловью? (Еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился). Как льстит Вороне Лисица? (Ведь ты была б у нас царь – птица.)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Написать рассказ на одну из предложенных тем.  «Что бы я сделал, если бы все мог»?  «Куда бы ты хотел поехать на каникулы»?  «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь»?  Сочинение – миниатюра.  Начало записать в классе, конец остается на дом. Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись и начали рассматривать ее, то нашли бы много любопытных вещей.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Употребление частиц в повелительном наклонении. Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ). Примеры: ПУСТЬ СИЛЬНЕЕ ГРЯНЕТ БУРЯ. ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ. ПУСКАЙ ПРИДЕТ КО МНЕ СЛАВА.   Смысловые оттенки повелительного наклонения. ( повеления, согласия, разрешения)  Частица ДА. (Оттенок торжественности). Пример: «ДА БУДЕТ МИР!» Частица –КА придает оттенок простоты обращения, непринужденности. (Сядьте – ка ,дети.)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.  Примеры употребления частиц в повелительном наклонении глагола.  А вы полноте – ка.  Не видали вы настоящих – то плясуний.  Тебе не легче, а мне гляди – ка вот.  Учащиеся дают примеры из произведений литературы. «Скажи –ка , дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французам отдана…   Послушай – ка , дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. Задание 1.  Выберите из художественных произведений предложения, в которых есть глаголы в повелительном наклонении с частицами и без них. Задание 2.  Найдите пословицы, поговорки, лозунги с глаголами в повелительном наклонении, имеющими частицу НЕ. Задание 3. Замените описательные обороты подходящими по смыслу глаголами в повелительном наклонении. ( * Не спеши языком, торопись делом. * Не суйся в воду, не зная броду. * На благо Отчизны твой труд, не трать без толку рабочих минут.) Задание 4.  Замените описательные обороты подходящими по смыслу глаголами в повелительном наклонении. ( Зря не заводите споров – зря не спорьте. Закончите приготовление – приготовьтесь. Дайте заглавие тексту – озаглавьте рассказ.) Задание 5. Замените глаголы противоположными по смыслу с частицей НЕ. (Радуйтесь – не печальтесь, з апомните – не забудьте, успокойтесь – не расстраивайтесь, согласитесь – не отказывайтесь.)
ИТОГ УРОКА.  Что интересного было на уроке?  Какие затруднения встретились?  Над чем ещё надо поработать?  Выполнены ли поставленные цели на уроке?
ИТОГ УРОКА.
ВЫ МОЛОДЦЫ!