Подробная презентация по теме "Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях" составлена с учётом работы по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской, но свободно может быть использована в работе по любому действующему УМК. Презентация состоит из повторения, изучения нового, выборочного диктанта, развития речи и включает все необходимое для урока, соответствующего здоровьесберегающей технологии.
Вводные слова, словосочетания,
предложения. Знаки препинания
при вводных словах,
словосочетаниях, предложениях
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Петровская СОШ
№1» Омского района,
Омской области
• Выборочный диктант
• Выпишите предложения с вводными словами.
Расставьте знаки препинания. Определите
значение вводных слов.
Бежит и слышит за собой как
будто грома грохотанье. (А.
Пушкин) Определенно он
опоздает я ведь его хорошо знаю.
К счастью погода была тихая. (И.
Тургенев) Будто где-то вдали
послышалась тихая музыка.
Я попрошу все-таки
объяснить ваше поведение. Я
к сожалению должен идти.
Разумеется это правда. Итак
все мои надежды рушились.
Вдруг налетел холодный
ветер и лодку понесло в
открытое море. Вы все же
неправы. Вы конечно правы.
• Сравните предложения.
• Он скрывал правду очень долго.
• Он, к сожалению, скрывал
правду очень долго.
• Он, как мы узнали позже,
скрывал правду очень долго.
• Он скрывал правду очень долго
(не хотел расстраивать мать).
• Вставные конструкции вносят
в предложение
дополнительные сведения,
попутные замечания,
уточнения, пояснения,
поправки. Они не могут
находиться в начале
предложения. Внутри
основного предложения
вставные конструкции
обособляются более
значительными паузами, чем
• Вставные словосочетания
либо служат для уточнения
члена предложения, либо
для дополнительного
содержания предложения в
целом: Никита сдвинул брови
(совсем как сейчас в поезде),
резко повернулся и пошел
прочь.
• Вставными могут быть слова,
словосочетания,
предложения. Вставное
слово выполняет функцию
пояснения уточнения
предшествующего слова или
словосочетания: К этой
палочке привязан груз
(камень) весом в 3-4
килограмма.
• Вставные предложения
приносят дополнительную
информацию к тому, о чем
идет речь в основном
предложении: Даже мои
хозяева — если они были
дома — открывали окна и,
слушая, хвалили музыканта.
• Работа с учебником.
• Чтение теоретического материала
на с.169.
•
Тренировочные упражнения
• Прочитайте предложения, соблюдая правильную
интонацию. Укажите значение вводных и вставных
предложений. Объясните постановку знаков препинания.
• Наша команда, я в этом не сомневаюсь,
выйдет в финал чемпионата. Андрей (ему
тогда было лет девять) очень боялся
лягушек. Маленькие рыбки сновали среди
водорослей (вода в ручье была совершенно
прозрачной). Первые опыты, как сообщила
местная газета, дали обнадеживающие
результаты. Он встал и, прихрамывая (он
был на протезе), подошел к окну. (В.
Каверин) Мальчик — это было заметно —
подражал взрослым.
• Дополните предложения вставными
конструкциями с указанным в
скобках значением и запишите,
расставляя знаки препинания.
• Когда все кончилось (длительность
действия), зрители долго не
отпускали артистов. Однажды
(время события) я бродил по лесу.
Осторожно ступая по обледенелым
ступенькам (причина действия), я
зашел в подъезд. Сергей оперся
подбородком о руки (причина
действия) и задумался.
• Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя
пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите
значение вводных и вставных конструкций.
• Пр..ятели как мы уже сказали выше
(н..)походили друг (на) друга. (И.
Тургенев) (Во)время болезни я это
хорошо помню отец весело возился со
мной. (М. Горький) Булочники их было
четверо держались в стороне от нас. (М.
Горький) Однажды это было в конце
июня доктор Хоботов приш..л по какому-
то делу к Андрею Ефимычу. (А. Чехов)
Вам я думаю тяжело жить доктор? (Н.
Лесков)
• Спишите предложения, укажите, в каких из них вставные
конструкции сходны по значению с вводными словами, в
каких — содержат добавочное сообщение. Расставьте знаки
препинания, раскройте скобки, вставьте буквы, где это
необходимо.
Я ел а тетя Маша так звали женщину
смотрела на меня сидя (на)против думая о своем.
(В. Солоухин) С песней всем известно ле..че жить
и строить. (Н. Букин) Мне я вам прямо скажу
нян(?)чит(?)ся с вами тоже (не)когда. (А. Гайдар)
Солдаты их было трое ели (не)обращая внимания
на Пьера. (Л. Толстой) Есть люди Пушкин
принадлежит к их числу, следы которых
(не)властно стереть даже время. (М. Басина)
Летом дни долгие как говорят в народе от
утренней зари до вечерней на хорошем коне
можно полсвета объехать. (П. Проскурин)
• Замените в предложениях вводное слово
вводными предложениями
• а) синонимичными; б) содержащими
добавочное сообщение.
• Образец: Мой отец, несомненно, больше
всех повлиял на меня. — Мой отец, я
уверен, больше всех повлиял на меня. Мой
отец (он сорок лет отдал медицине)
больше всего повлиял на меня.
• Андрей, конечно, не подведет своих
друзей. Дождь, кажется, не скоро
прекратится. Завтра, по сообщению
синоптиков, будет хорошая погода. Он мне
почти не помог, а точнее говоря, не помог
вообще.
• Обобщение
• Чем отличаются вводные
конструкции от вставных?
• Какие знаки препинания ставятся в
предложениях с вводными и
вставными конструкциями?