Государственное Образовательное Казённое Учреждение
«Санаторная школа – интернат № 4»
Классный час «Компьютерная зависимость, или Как не
перейти опасную черту»
Провела воспитатель Кутлиахметова А.А.
г.УсольеСибирское2017 Twitter,
Tumbler,
Цель и задачи
Цель: раскрыть и подчеркнуть для подростков влияние использования КТ на состояние
здоровья в целом и опасность подмены реальной жизни виртуальной.
Задачи:
1. Познакомить с многообразием и возможностями современных социальных сетей (далее –
соц. сети).
2. Помочь осмыслить опасность подмены живого человеческого общения виртуальным.
3. Осознать границу здоровой компетенции и болезненной зависимости.
4. Сформировать личную позицию и выразить свое отношение к этой проблеме.
Оборудование
На столах заранее приготовлено всё для создания коллажей и рисунков: цветные
карандаши, клей, линейки, листы ватмана, цветная бумага, глянцевые журналы,
фломастеры, ножницы.
Вступление воспитателя: «Я не ошибусь, если предположу, что большую часть своего
времени вы посвящаете общению, и в первую очередь – общению с друзьями. Очень часто
друзья, которых вы обрели в школе, остаются с вами на всю жизнь. Сегодня, в век
всеобщей информатизации, общение существенно изменилось. Какие соц. сети вы знаете?
Где вы зарегистрированы?».
Варианты ответов детей: «"ВКонтакте",
"Одноклассники"».
«Вы общаетесь в социальных сетях. Каких?».
Варианты ответов детей: «В основном – это "В Контакте"».
«Что вы в этом видите хорошего, полезного?».
Варианты ответов детей:
– «застенчивый человек может познакомиться через сеть, опосредованно, а потом
раскрыться и в жизни;
– иногда человек оказывается в ситуациях изоляции и одиночества (больница);
– мобильная работа;
– обучение (обмен документами, переписка, поиск данных);
– для инвалидов, пациентов хосписов – это единственный вид общения».
«Чего нет в сетевом общении? Чего не хватаем вам? Или всё есть, и вас всё устраивает?».
Варианты ответов детей: «Для общения нужны чувства: мы переживаем в большинстве
своем, когда видим эмоции собеседника, когда мы можем ему сочувствовать».
«Так чего не хватает современным техническим средствам?».
Варианты ответов детей: «Чувств, эмоций».
«Помимо общения, технические средства становятся необходимы нам в жизни. Они с нами
постоянно. Какие технические средства сейчас есть у вас? У меня с собой
телефон (достаю свой телефон и кладу перед собой). А что есть у вас? Что вы принесли
сегодня в школу?».
Варианты ответов детей: у некоторых с собой и телефон, и планшет.
«Сколько времени вам нужно, чтобы выйти прямо сейчас в сеть? Пробуйте».
Варианты ответов детей: «Самый быстрый – меньше 30 секунд».
Facebook,
Skype, «А теперь я прошу вас поработать в парах, так как вы сидите за партами и ответить на
следующий вопрос: "Что дают человеку соц.сети, интернет?". Четко сформулируйте 4–5
ответов. А может, у вас получится больше». (Работают в парах 3–4 минуты.)
Варианты ответов детей:
– «избежать одиночества,
– сократить расстояние (скайп, если друг/родственник находится далеко);
– анонимность;
– инкогнито (возможность назваться любым именем и представить себя любым способом);
– не требует усилий и денежных затрат, дает доступ к ресурсам (фильмы, музыка, игры);
– возможность откликнуться на событие (поздравить с днем рождения), нет личностных
затрат (нет нужды в материальном подарке);
– возможность высказать своё мнение, доступ к новостям (ты в тренде и мировых новостей,
и новостей из жизни твоих знакомых; актуальность);
– возможность обрести новых друзей;
– возможность прославиться;
– способ узнавать мир (карты, фото, статьи, онлайнмузеи);
– компьютерные игры».
«А теперь давайте оценим, на что вы сами тратите время, находясь в Интернете».
Варианты ответов детей:
– «социальная сеть;
– готовлю презентации / доклады;
– общаюсь по скайпу;
– играю в компьютерные игры».
«Почему вы играете в компьютерные игры? И играете ли? В какие? Что вас в них
привлекает?».
Варианты ответов детей. Прозвучали следующие ответы:
– «детали игры (сюжет, графика);
– приятно разделить с другими процесс (командные игры, обсуждение с приятелями);
– контроль над происходящим (события ожидаемы, а значит, не страшны);
– чувство волшебства: фантастическое волшебное мышление (контроль за своей жизнью,
моделирование реальности), замена реальности (отдых от проблем) или уход от них;
– познавательные игры: развивают мышление, учат новому, помогают лучше запоминать
предмет (таблицу умножения, химические элементы и т. д.)».
«Сегодня очень часто можно услышать слово "интернетзависимость". А что это такое? Вы
можете назвать признаки?».
Варианты ответов детей:
– «навязчивое желание проверить email;
– ожидание выхода в Интернет;
– жалобы окружающих на то, что человек слишком много времени проводит в Интернете;
– жалобы окружающих на то, что человек слишком много денег тратит на Интернет».
«Психологи определяют это как навязчивое желание войти в Интернет, находясь оffline, и
неспособность выйти из него, находясь оnlinе. По данным ВОЗ, 30 % людей,
увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10 % находятся на стадии психологической зависимости. Нарушение психических
состояний у них заметно невооруженным глазом. Вы можете сказать, о чем идет речь?».
Варианты ответов детей:
– «плохое настроение, самочувствие, активность;
– тревожность, депрессия;
– реальный мир не так интересен, скучен, полон опасностей, хочется уйти и жить в
виртуальном мире, где всё дозволено, и сам устанавливаешь правила;
– подобную зависимость человек не осознает, это понимают окружающие: друзья,
знакомые, родственники».
«Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают
следующие: нежелание отвлечься от игры; раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса игры; расходование больших денег на
постоянное обновление игр; забывание о домашних делах, учебе, встречах; пренебрежение
собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества
времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;
случайная и однообразная пища, перекусы; ощущение эмоционального подъема во время
игры; обсуждение игровой тематики со всеми маломальски сведущими в этой области
людьми.
Задумайтесь, подходят ли данные описания поведению некоторых ваших знакомых?».
Варианты ответов детей: «Да».
«А вашему поведению? На этот вопрос не обязательно отвечать вслух. Но ответьте сами
себе, и ответьте максимально честно.
Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая
другая традиционная зависимость: курение, алкоголь, наркотики. В среднем для её
формирования требуется не более полугодагода.
Специалисты выделяют 4 стадии развития психологической зависимости от компьютерных
игр:
1. Стадия легкой увлеченности (человек начинает "чувствовать вкус", ему нравится
графика, звук, фантастический сюжет и т. д.).
2. Стадия увлеченности (в иерархии потребностей появляется новая – игра в
компьютерные игры).
3. Стадия зависимости. 10–14 % игроков являются "заядлыми", не могут без игры.
4. Стадия привязанности. Угасание игровой зависимости. Отношения человека с
компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т. е. человек
«держит дистанцию» с компьютером, но полностью оторваться от психологической
привязанности к компьютерным играм не может.
Как вы думаете, какая стадия наиболее опасна?».
Варианты ответов детей: «Вторая или третья».
«К сожалению, нет. Это четвертая стадия – стадия привязанности. Это самая длинная из
всех стадий: она может длиться всю жизнь в зависимости от скорости угасания
привязанности.
Задумайтесь: достаточно сделать один шаг, один клик, перейти невидимую черту, и вы
можете остаться в этом плену всю оставшуюся жизнь…. А теперь я предлагаю вам разбиться на группы и сделать за 10–12 минут рисунок или
коллаж на тему "Интернетзависимость"».
На столах есть всё необходимое для этой работы. Работают в группах по 4–5 человек.
Готовые работы повесить на классной доске. Одного человека от группы попросить
прокомментировать групповой коллаж / работу.
«Прошу вас подвести краткий итог нашей сегодняшней встречи: какой вывод вы сделали
для себя?».
Варианты ответов детей. Сделали следующие выводы:
– в современном мире очень важна компьютерная компетенция; знание и владение КТ
необходимы всем. Но очень важно помнить об опасности возникновения компьютерной и
игровой зависимостей;
– важно не перейти черту. Нужно помнить, что есть живая жизнь, живое человеческое
общение, и не следует подменять его виртуальным существованием.
«Я хочу добавить ещё одно. Выбор всегда остается за человеком. Но сделать его помогает
собственная позиция, отношение к данной проблеме, а может, уже и осознание собственной
зависимости и привязанности. Какой будет ваша жизнь – виртуальной или реальной, решать
вам! И только вам. Но я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет не ошибиться и
сделать правильный выбор.
И прежде чем закончим классный час, я прошу вас оценить нашу сегодняшнюю встречу. На
столе в корзинках лежат смайлики разных цветов:
– красный цвет: разговор для меня был нужен;
– желтый цвет: тема разговора для меня безразлична;
– синий: разговор был мне не нужен.
Выберите один и прикрепите его к стенду.
Презентация "Подари жизнь"
Презентация "Подари жизнь"
Презентация "Подари жизнь"
Презентация "Подари жизнь"
Презентация "Подари жизнь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.