Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
Взрослым
17.04.2018
Презентация подготовлена к занятию "Фразеологическое богатство языка". В презентации определены цели занятия, дано определение фразеологизмов, их происхождение и употребление, ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, с нарушением их структуры или непонимания значения фразеологизма; вопросы и задания по подборке синонимов и антонимов к фразеологизмам, домашнее задание.
Фразеология.pptx
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Ы
И ИХ ПРИЗНАКИ
ГБПОУ «КТК», преподаватель Бергалеева
Татьяна Станиславовна
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
обучающая:. систематизировать и углубить
знания по фразеологии как разделе науки о языке.
развивающая: способствовать развитию умения
уместного употребления фразеологизмов в речи с
целью её обогащения.
воспитательная: способствовать воспитанию
внимательного отношения к языку, интереса к
многообразию языковых форм,
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление
Фразеология
Фразис - «выражение» Логос – «учение»
Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые
обороты речи. Такие обороты называются фразеологизмами или
фразеологическими единицами
Фразеологизмы - это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не
создаются в речи каждый раз за ново, а воспроизводятся как уже готовые,
закрепленные в памяти речевые единицы (шить на живую нитку).
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы и их признаки
Признаки свободных
словосочетаний
1. Любое из слов можно заменить
другими словами
2. Слова сохраняют свою смысловую
самостоятельность
3. Создаются в процессе речи, не
требуют запоминания
Пример: заячья шуба
Признаки фразеологизмов
1. В их составе нельзя заменять слова
по своему желанию
2. Слова теряют свою смысловую
самостоятельность
3. Не создаются в речи, а,
используются готовыми, требуют
запоминания
Пример: заячья душа
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление
Фразеологическое сокращение (идиома) – это такая фразеологическая
единица, части которой наиболее тесно связаны между собой,
понимание целого здесь не складывается из значений отдельных частей.
Например: «бить баклуши» (бездельничать), «попасть впросак»
(оказаться в неприятном, неловком положении).
Фразеологическое единство – это такая фразеологическая единица,
части которой более самостоятельны, чем во фразеологических
сращениях, и между пониманием смысла целого оборота и значением
слов, входящих в него, существует некоторая смысловая связь.
Например: «держать камень за пазухой» (таить злобу), «плыть по
течению» (действовать, как вынуждают обстоятельства), «пускать пыль в
глаза» (создавать ложное впечатление о себе).
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление
Фразеологическое сочетание – это такая фразеологическая единица, в которой
понимание смысла целого оборота складывается из значений входящих в него
слов, при этом иногда возможна замена слов.
Например: «щекотливый вопрос» (положение, ситуация), «заклятый враг»,
«кромешный ад», «трескучий мороз».
Резкой границей между различными фразеологическими единицами нет, они с
течением времени могут становиться более связными или более свободными.
Фразеологизмы могут иметь одно или несколько значений.
Например, «в один голос»:
1. Все вместе, одновременно (Все в один голос вскрикнули).
2. Единодушно, единогласно (Все в один голос доказали, что это самый
интересный фильм
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление
В употреблении фразеологизмов следует соблюдать определенные формы.
Во фразеологизмах нельзя произвольно менять слова, иначе они утратят
свой смысл, перестанут быть узнаваемыми. Например, нельзя сказать
вместо «кот наплакал» – «кошка наплакала».
Не допускается включение новых слов в большинство фразеологизмов.
Нельзя сказать: «взяться за свой ум», правильно: «взяться за ум».
Грамматические формы слов во фразеологизмах не меняются. Например,
говорят «до мозга костей», но нельзя сказать «до мозга кости».
Порядок слов во фразеологизмах в основном остаётся неизменным, и хотя
смысл от перестановки слов может и не изменится, тем не менее слова
должны оставаться на своих местах. Так, нельзя изменить порядок слов
во фразеологизме «ни кола ни двора», хотя смысл от этого не поменяется.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые
выражения
Афоризмы – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Для
афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.
Афоризмы делятся на речевые (индивидуальные, имеющие автора: «И дым
Отечества нам сладок и приятен», А. Грибоедов) и языковые (массовые,
народные: «Береги платье снову, а честь смолоду»).
Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех
афоризмов состоят из 3-5 слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных,
философских, художественных произведений, так и самостоятельно:
«Бездарность легче прощают человеку, чем талант» (Эмиль Кроткий);
«Глупы из скандалистов оба» (И.А.Крылов);
«Каждый слышит только то, что он понимает» (Иоганн Вольфганг Гёте);
«Знание — сила» (Фрэнсис Бэкон).
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые
выражения
Крылатые выражения – это меткие образные выражения, пришедшие
в нашу речь из литературных произведений. Также это могут быть
изречения исторических лиц, имена исторических или литературных
персонажей, ставшие нарицательными.
Например, слова Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль»:
«Не хочу учиться, а хочу жениться»; выражение из романа А. С.
Пушкина «Евгений Онегин»: «Иных уж нет, а те далече»; слова из
рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Как бы чего не вышло».
Крылатые выражение, фразеологизмы, афоризмы, так же как и обычные
слова, следует умело использовать в речи.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Ошибки, связанные с непониманием значения
фразеологизма.
В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие типы
ошибок.
Буквальное понимание фразеологизма. Например, в предложении «Я
взглянул на небо: звезды так и падали, наверное, это и был звездный час»
фразеологизм «звездный час» употреблен в буквальном смысле.
Непонимание значения какого-либо компонента фразеологизма и
переосмысление его на основе так называемой народной этимологии. Так,
фразеологизм «скрепя сердце» часто заменяется на «скрипя сердцем»,
получается так, будто сердце издает скрип, а в данном случае сердце вовсе
не скрипит – оно «скреплено», то есть желание сердце крепко заперты.
Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении. Например:
«Он сумел пробить себе дорогу в жизни, потому что ему помогли в этом
родители».
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Ошибки, связанные с разрушением структуры
фразеологизма.
В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие
типы ошибок.
Неоправданное расширение фразеологизма: «накрутить длинный
хвост» вместо «накрутить хвост» (сделать строгий выговор, обругать).
Неоправданное сокращение фразеологизма: «надевать хомут» вместо
«надевать хомут себе на шею» излишне обременять себя чем-то).
Неоправданная замена одного из компонентов фразеологизма: «иметь
роль» вместо «играть роль».
Неоправданное изменение грамматической формы: «кусать локоть»
вместо «кусать локти» (горько сожалеть о чем-то упущенном).
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Неправильное употребление фразеологизмов.
В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие
типы ошибок.
Смешение двух фразеологизмов: «он наобещал с три короба золотых
гор» (достаточно было бы употребить какой-либо один фразеологизм:
«он наобещал с три короба» или «он наобещал горы золотые»).
Неуместное употребление фразеологизмов: «у наших ученых впереди
непочатый край открытий» (употребление фразеологизма «непочатый
край» в данном случае стилистически неоправдано, лучше было бы
сказать «огромное количество», «множество»).
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания
Подберите к следующим словам как можно больше
«синонимов-фразеологизмов (например: «близко» –
подать»):
«рукой
Далеко, быстро, умный, много, бездельничать, говорить
глупости, голодать, грустить, богато, обмануть, болтать,
вместе, темно, мало, потерпеть неудачу.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания
К фразеологизмам подберите фразеологические
синонимы (например, «поминай, как звали» - «и след
простыл»):
Куры не клюют; рука об руку; водить за нос; стреляный
воробей; два сапога пара; до кончиков пальцев; считать
ворон; переливать из пустого в порожнее; ни на грош;
отдать богу душу.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания
К данным фразеологическим оборотам подберите
фразеологические антонимы (« жить душа в душу» -
как кошка с собакой»).
«жить
На ночь глядя; держать камень за пазухой; засучив
рукава; тяжелый на подъем; мелкая сошка; без царя в
голове; заваривать кашу; сбивать с пути.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение, используя в
качестве заголовка один из фразеологизмов
предыдущего слайда.
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеология
Спасибо за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.