Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Оценка 4.9

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
Взрослым
17.04.2018
Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Презентация подготовлена к занятию "Фразеологическое богатство языка". В презентации определены цели занятия, дано определение фразеологизмов, их происхождение и употребление, ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, с нарушением их структуры или непонимания значения фразеологизма; вопросы и задания по подборке синонимов и антонимов к фразеологизмам, домашнее задание.
Фразеология.pptx

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
ФРАЗЕОЛОГИЗМ Ы И ИХ ПРИЗНАКИ ГБПОУ «КТК», преподаватель Бергалеева Татьяна Станиславовна

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ обучающая:. систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке. развивающая: способствовать развитию умения уместного употребления фразеологизмов в речи с целью её обогащения. воспитательная: способствовать воспитанию внимательного отношения к языку, интереса к многообразию языковых форм,

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление Фразеология Фразис - «выражение» Логос – «учение»  Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые обороты речи. Такие обороты называются фразеологизмами или фразеологическими единицами  Фразеологизмы - это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз за ново, а воспроизводятся как уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы (шить на живую нитку).

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы и их признаки Признаки свободных словосочетаний 1. Любое из слов можно заменить другими словами 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Пример: заячья шуба Признаки фразеологизмов 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Не создаются в речи, а, используются готовыми, требуют запоминания Пример: заячья душа

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление  Фразеологическое сокращение (идиома) – это такая фразеологическая единица, части которой наиболее тесно связаны между собой, понимание целого здесь не складывается из значений отдельных частей. Например: «бить баклуши» (бездельничать), «попасть впросак» (оказаться в неприятном, неловком положении).  Фразеологическое единство – это такая фразеологическая единица, части которой более самостоятельны, чем во фразеологических сращениях, и между пониманием смысла целого оборота и значением слов, входящих в него, существует некоторая смысловая связь. Например: «держать камень за пазухой» (таить злобу), «плыть по течению» (действовать, как вынуждают обстоятельства), «пускать пыль в глаза» (создавать ложное впечатление о себе).

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление  Фразеологическое сочетание – это такая фразеологическая единица, в которой понимание смысла целого оборота складывается из значений входящих в него слов, при этом иногда возможна замена слов. Например: «щекотливый вопрос» (положение, ситуация), «заклятый враг», «кромешный ад», «трескучий мороз». Резкой границей между различными фразеологическими единицами нет, они с течением времени могут становиться более связными или более свободными. Фразеологизмы могут иметь одно или несколько значений. Например, «в один голос»: 1. Все вместе, одновременно (Все в один голос вскрикнули). 2. Единодушно, единогласно (Все в один голос доказали, что это самый интересный фильм

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеологизмы, их происхождение и употребление В употреблении фразеологизмов следует соблюдать определенные формы.  Во фразеологизмах нельзя произвольно менять слова, иначе они утратят свой смысл, перестанут быть узнаваемыми. Например, нельзя сказать вместо «кот наплакал» – «кошка наплакала».  Не допускается включение новых слов в большинство фразеологизмов. Нельзя сказать: «взяться за свой ум», правильно: «взяться за ум».  Грамматические формы слов во фразеологизмах не меняются. Например, говорят «до мозга костей», но нельзя сказать «до мозга кости».  Порядок слов во фразеологизмах в основном остаётся неизменным, и хотя смысл от перестановки слов может и не изменится, тем не менее слова должны оставаться на своих местах. Так, нельзя изменить порядок слов во фразеологизме «ни кола ни двора», хотя смысл от этого не поменяется.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения  Афоризмы – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.  Афоризмы делятся на речевые (индивидуальные, имеющие автора: «И дым Отечества нам сладок и приятен», А. Грибоедов) и языковые (массовые, народные: «Береги платье снову, а честь смолоду»). Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех афоризмов состоят из 3-5 слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и самостоятельно:  «Бездарность легче прощают человеку, чем талант» (Эмиль Кроткий);  «Глупы из скандалистов оба» (И.А.Крылов);  «Каждый слышит только то, что он понимает» (Иоганн Вольфганг Гёте);  «Знание — сила» (Фрэнсис Бэкон).

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения  Крылатые выражения – это меткие образные выражения, пришедшие в нашу речь из литературных произведений. Также это могут быть изречения исторических лиц, имена исторических или литературных персонажей, ставшие нарицательными. Например, слова Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль»: «Не хочу учиться, а хочу жениться»; выражение из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Иных уж нет, а те далече»; слова из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Как бы чего не вышло». Крылатые выражение, фразеологизмы, афоризмы, так же как и обычные слова, следует умело использовать в речи.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Ошибки, связанные с непониманием значения фразеологизма. В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие типы ошибок.  Буквальное понимание фразеологизма. Например, в предложении «Я взглянул на небо: звезды так и падали, наверное, это и был звездный час» фразеологизм «звездный час» употреблен в буквальном смысле.  Непонимание значения какого-либо компонента фразеологизма и переосмысление его на основе так называемой народной этимологии. Так, фразеологизм «скрепя сердце» часто заменяется на «скрипя сердцем», получается так, будто сердце издает скрип, а в данном случае сердце вовсе не скрипит – оно «скреплено», то есть желание сердце крепко заперты.  Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении. Например: «Он сумел пробить себе дорогу в жизни, потому что ему помогли в этом родители».

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Ошибки, связанные с разрушением структуры фразеологизма. В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие типы ошибок.  Неоправданное расширение фразеологизма: «накрутить длинный хвост» вместо «накрутить хвост» (сделать строгий выговор, обругать).  Неоправданное сокращение фразеологизма: «надевать хомут» вместо «надевать хомут себе на шею» излишне обременять себя чем-то).  Неоправданная замена одного из компонентов фразеологизма: «иметь роль» вместо «играть роль».  Неоправданное изменение грамматической формы: «кусать локоть» вместо «кусать локти» (горько сожалеть о чем-то упущенном).

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Неправильное употребление фразеологизмов. В использовании фразеологизмов могут быть допущены следующие типы ошибок.  Смешение двух фразеологизмов: «он наобещал с три короба золотых гор» (достаточно было бы употребить какой-либо один фразеологизм: «он наобещал с три короба» или «он наобещал горы золотые»).  Неуместное употребление фразеологизмов: «у наших ученых впереди непочатый край открытий» (употребление фразеологизма «непочатый край» в данном случае стилистически неоправдано, лучше было бы сказать «огромное количество», «множество»).

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания Подберите к следующим словам как можно больше «синонимов-фразеологизмов (например: «близко» – подать»): «рукой Далеко, быстро, умный, много, бездельничать, говорить глупости, голодать, грустить, богато, обмануть, болтать, вместе, темно, мало, потерпеть неудачу.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания К фразеологизмам подберите фразеологические синонимы (например, «поминай, как звали» - «и след простыл»): Куры не клюют; рука об руку; водить за нос; стреляный воробей; два сапога пара; до кончиков пальцев; считать ворон; переливать из пустого в порожнее; ни на грош; отдать богу душу.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Вопросы и задания К данным фразеологическим оборотам подберите фразеологические антонимы (« жить душа в душу» - как кошка с собакой»). «жить На ночь глядя; держать камень за пазухой; засучив рукава; тяжелый на подъем; мелкая сошка; без царя в голове; заваривать кашу; сбивать с пути.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение, используя в качестве заголовка один из фразеологизмов предыдущего слайда.

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".

Презентация подготовлена к занятию по теме: "Фраеологизмы и их признаки".
Фразеология Спасибо за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018