Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Рассматриваются пути развития познавательного интереса через решение проектных задач в начальных классах. Разграничиваются особенности понятий "проект" и "проектная задача" .
Развитие познавательного
интереса младших
школьников через
решение проектных задач.
Учитель начальных классов
Малышева Е.Л
МКОУ СОШ с.Ныр
Тужинского района
2013 г.
Познавательный интерес
– это особая избирательная
направленность личности на
познание и избирательный
характер, выраженный в той
или иной предметной
области знаний.
Условия
• опора на активную мыслительную
деятельность учащихся;
• создание ситуации решения
познавательных задач; активного
поиска, догадок, размышления;
• создание ситуации
противоречивости суждений,
столкновений различных
позиций, в которых необходимо
разобраться самому, принять
решение;
• создание благоприятной
эмоциональной атмосферы
познавательной деятельности.
Проекты и проектные задачи
• Развитию интереса,
познавательной активности,
формирования положительной
мотивации к учению может
способствовать проектные
задачи и проектная
деятельность учащихся.
Проект
Проектная задача
• Проект
целенаправленное
управляемое
изменение,
фиксированное во
времени.
Проектные задачи в начальной школе
[Текст] : пособие для учителя /
А. Б. Воронцов, В. М. Заславский,
С. В. Егоркина и др.; под ред.
А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение,
2010. – 176 с.
• через систему или набор
заданий
целенаправленно
стимулируется система
детских действий,
направленных на
получение ещё никогда
не существовавшего в
практике ребёнка
результата
(«продукта»),
качественное изменение
группы детей.
Проект•Проект целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.Проектная задача•через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), качественное изменение группы детей.Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
В проекте
В проектной
задаче
Средства и
материалы
Определяются
самостоятельно
Предлагаются в
виде набора
(системы) заданий
Порядок
действий
Не задаётся
Задан через
систему заданий
Определяются самостоятельноВ проектеВ проектной задачеПредлагаются в виде набора (системы) заданийПорядок действийНе задаётсяЗадан через систему заданийСредства и материалы
Количество заданий в проектной
задаче.
• Количество заданий – это количество
действий, которые необходимо
совершить, чтобы задача была решена,
т.е. в результате выполнения итогового
задания будет получен «продукт»,
который можно предъявить публично и
оценить.
Проектная задача отличается
• Большим объёмом и
неоднородностью материала;
• Описание ситуации может быть
представлено в виде одного текста
или отдельных отрывков со
множеством различных данных;
• Используются избыточные данные,
не имеющие отношения к конкретной
ситуации.
Групповой характер проектных
задач
• Решение проектной задачи требует
коллективнораспределённой
деятельности учащихся – работы в
малых группах, парах. При этом
проявляются умения (или неумения)
планировать ход решения задачи,
адекватно распределять работу
между членами группы,
осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль.
•
Педагогическая цель проектных
задач
• В 1 - 3 классах
–
способствоват
ь
формированию
разных
способов
учебного
сотрудничеств
а.
• В 4 классе –
выявление у
школьников
способности к
переносу
известных
способов
действий в
новую для них
ситуацию.
•В 1 - 3 классах – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.•В 4 классе – выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них ситуацию.
Проектная задача по окружающему миру 1 класс
Замысел проектной задачи.
• Центральным
действием при решении
проектной задачи
является создание
«Путеводителя по
саванне» и
«Путеводителя по
тропическим лесам».
Чтобы прийти к конечному
«продукту»
• учащимся
необходимо найти
на глобусе, а
затем на карте
экватор и
материки,
расположенные в
экваториальной
зоне.
Где живут слоны?
• Детям
предлагается
изучить
материал в
энциклопедии,
узнать, живут
ли в данной
зоне слоны?
Проиллюстрировать маршрутный
лист
• Из предложенных
картинок выбрать
животных
исследуемой зоны и
проиллюстрировать
свой маршрутный
лист.
Интересное животное
• Рассказать
об одном
животном,
которое
встретилось
в заочной
экспедиции.
Работа с контурной картой
• Ознакомиться, как
учёные указывают
на карте
природные зоны,
и попытаться
найти и показать
на контурной
карте зону саванн
и тропических
лесов.
Шифрованное письмо для
следующей экспедиции
• Выбрать по
одному
трафарету
животного
изученной зоны,
обводя их на
листке бумаги
приготовить игру
«Кого больше?»
Проектная задача по ИЗО
«Город сказочных героев».
• Данная работа помогает в модельной
ситуации проверить, насколько дети
умеют ставить задачу,
характеризовать героев и их
поступки, учатся понимать, что
добрые и злые герои сказок не могут
существовать отдельно друг без
друга. Кроме того работа
способствует развитию навыка
кооперации.
Задание 1. «Узнай героя»
По отрывкам из произведений, загадкам
узнать сказку и её героев.
Задание 2. « Хорошо –
плохо»
Группам предлагается сказочный
герой. Нужно придумать — почему
этот объект может оцениваться
противоположно.
Задание 3. «Почему?»
• Детям предлагается поразмышлять о
причинах поступков сказочных героев.
Задание 4.
«Дом для сказочного героя».
• Учащиеся вспоминают сказочных
героев и рисуют для одного из них дом.