Это презентация с фотографиями предметно-развивающей среды группы "Сказка".Среда организованна для детей второй младшей группы в соответствии с ФГОС.В презентации подробно рассматриваются задачи, значение и основные принципы построения среды.Так же затронуты вопросы функции и требования к организации среды,отражены показатели оценки окружающей среды.
«В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ: ИЗУЧАЕМ
ФГОС ДО»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Презентацию выполнила
Ермакова М.В.
«В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ: ИЗУЧАЕМ ФГОС ДО»ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Предметноразвивающая среда в детском саду.
«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства
уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности,
стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества»
М. Н. Полякова
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметноразвивающей
среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только
в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а
также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности детей является игра. Именно поэтому педагогипрактики испытывают
повышенный интерес к обновлению предметноразвивающей среды ДОУ.
Функции предметнопространственной среды
ИНФОРМАЦИОННАЯ – КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ
ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ – ДОЛЖНА БЫТЬ МОБИЛЬНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ. В ЕЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ «ЗОНУ
БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ», ВОЗРАСТНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО ПОТРЕБНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЯ И
СПОСОБНОСТИ.
РАЗВИВАЮЩАЯ – СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ, НЕОБЫЧНЫХ
КОМПОНЕНТОВ, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРОСТЫХ ЕЕ ФОРМ К БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ.
Требования ФГОС к развивающей предметно развивающей среде
В СЛУЧАЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
● РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ;
●
ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НЕГО
УСЛОВИЯ;
●
КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС.
УЧЁТ НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ,
ОРГАНИЗАЦИИ (ГРУППЫ) ДОЛЖНА БЫТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО НАСЫЩЕННОЙ,
ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ, ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ, ВАРИАТИВНОЙ, ДОСТУПНОЙ И
БЕЗОПАСНОЙ.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ
ТРАНСПОРТИРУЕМОСТЬ
ПРОСТРАНСТВА ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ МЕНЯЮЩИХСЯ
ИНТЕРЕСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ :
ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗНООБРАЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ, НАПРИМЕР ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ, МАТОВ, МЯГКИХ МОДУЛЕЙ, ШИРМ И Т. Д.;
ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
НАЛИЧИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ (ГРУППЕ) РАЗЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ (ДЛЯ ИГРЫ,
КОНСТРУИРОВАНИЯ, УЕДИНЕНИЯ И ПР.), А ТАКЖЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИГР,
ИГРУШЕК И ОБОРУДОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ДЕТЕЙ;
ПЕРИОДИЧЕСКУЮ СМЕНЯЕМОСТЬ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА, ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ
ПРЕДМЕТОВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ ИГРОВУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ, ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.
ДОСТУПНОСТЬ
ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРЕДПОЛАГАЕТ СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
ИМЕТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ВИД;
ВЫСТУПАТЬ В РОЛИ ЕСТЕСТВЕННОГО ФОНА
ЖИЗНИ РЕБЕНКА;
СНИМАТЬ УТОМЛЯЕМОСТЬ;
ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯТЬ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ;
ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ИНДИВИДУАЛЬНО
ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР;
ДАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕБЕНКУ ЗАНИМАТЬСЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФГОС:
принцип дистанции позиции при взаимодействии;
принцип активности самостоятельности, творчества;
принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я образ);
гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в
соответствии с общественными нормами;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребёнка и взрослого.
Показатели оценки развивающей
среды:
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ РЕБЕНКА В
ГРУППЕ;
ОТСУТСТВИЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ;
НАЛИЧИЕ ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА;
НЕВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ШУМА.
СОЗДАВАЯ ПРЕДМЕТНОРАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ НЕОБХОДИМО
ПОМНИТЬ:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели
эмоционально потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметноразвивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
ФОТО ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО
РАЗВИВАЮШЕЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ
ГРУППЕ.
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕПЛЫМИ, ПАСТЕЛЬНЫМИ ТОНАМИ.
ЛЕГКО СМЕНЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОН ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИНЦИПУ РАЗВИТИ ДЕТЕЙ.
ПОСТРОЕНИЕ СРЕДЫ С УЧЁТОМ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ,
КАК МАЛЬЧИКАМ, ТАК И ДЕВОЧКАМ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ СКЛОННОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМИ В
ОБЩЕСТВЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ.
РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК ПО СВОЕЙ ФОРМЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛИ НИХ ПО
СОДЕРЖАНИЮ (ГОЛОВОЛОМКИ, КОНСТРУКТОРЫ, МОЗАИКИ, ДВИЖУЩИЕСЯ ИГРУШКИ И Т. П. ) ОНИ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ РАВНОЦЕННЫ ПОСОБИЯМ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ. АНАЛОГИЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И К ПОСТРОЕНИЮ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
АКТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО.
ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИНЦИПА АКТИВНОСТИ – СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
РЕБЁНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЬСЯ.
АКТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО
Собственно творчество ребёнка
начинается с момента наделения
определёнными качествами (нужными
по сценарию) предметов, до этого этими
качествами не обладающих. В этом цель
и ценность игровой деятельности,
развивающей фантазию и творческие
способности. Поэтому представляется
ошибочным применение в образовании
групп определённых заранее
смоделированных конкретных ситуаций
для сюжетноролевых игр детей
(фрагментов «парикмахерская,
магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в
составе оборудования групповой ячейки
определённого набора функционально
игровых предметов может частично
реализовать потребность творческого
моделирования ребёнком среды.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Ребёнок и взрослый в детском саду должны
стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой,
среда в детском саду должна быть интенсивно
развивающей, провоцирующей возникновение и
развитие познавательных интересов ребёнка, его
волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример:
На стенах развешаны рамки на доступной для
детей высоте, в которые легко вставляются
различные репродукции или рисунки: и тогда
ребёнок может менять оформление стен в
зависимости от построения или новых
эстетических вкусов.
Одна из стен – «стена творчества»
предоставлена в полное распоряжение детей.
Они могут писать и рисовать на ней мелом,
красками, углём, создавая как индивидуальные,
так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для
размещения на них крупномасштабных пособий,
ориентированных на познавательное и
эмоциональное развитие.
ПРИНЦИП СТАБИЛЬНОСТИ ДИНАМИЧНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В проекте пространственной
развивающей среды должна быть
заложена возможность её
изменения. В интерьере должны
выделяться определённые
многофункциональные легко
трансформируемые элементы при
сохранении общей, смысловой
целостности.
Возможности трансформации
пространства, в том числе
выполняемой детьми (что особенно
важно), может быть реализована с
помощью применения раздвижных и
раскручивающихся рулонных
перегородок, разворачивающихся
поролоновых матов и т. п
ПРИНЦИП КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ И ГИБКОГО ЗОНИРОВАНИЯ
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу
стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду должно
быть таким, чтобы оно давало возможность
построения непересекающихся сфер активности.
Это позволяет детям в соответствии с интересами
и желаниями свободно заниматься одновременно
разными видами деятельности, не мешая друг
другу – физкультурой, музыкой, рисованием,
конструированием, рассматриванием иллюстраций,
играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным
противоречием, с одной стороны – необходимость
пространства для проявления активности детей, а с
другой – ограниченность помещений детского сада.
Преодолению этого противоречия и служит
принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена
раздвижными лёгкими перегородками.
Определённые возможности в этом плане
представляют шкафные перегородки, когда с
помощью перестановки мебели можно изменить
площадь, пропорции и планировку помещений,
расположение проёмов, перегородок