В данном докладе в доступной форме показана возможность и необходимость применения игровых технологий в различных возрастных группах теоретического и профессионального обучения. Приведены примеры практического применения технология на уроке. Так же приведены примеры итогов применения технологий на уроке общего и дополнительного образования.
Игровые
технологии как
форма учебного
процесса.
его проявлениях:
Игровое обучение — это форма учебного
процесса в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта во
всех
знаниях, навыках,
умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
часто
В
называется эдьютейнментом
(англ.
edutainment), которое означает образовательное
развлечение или
образование посредством
развлечения.
настоящее
время
Игр
а
Воспитывает
Развивает
Обучает
Социализиру
ет
Развлекает
Даёт отдых
Признаки
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
•
свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но
протекающая без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию,
с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз
поощрение или оценку (В. Букатов).
творческая, импровизационная, активная по своему характеру
деятельность.
эмоционально напряженная, приподнятая,
состязательная, конкурентная деятельность.
деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил,
отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется
профессиональная или общественная среда жизни человека.
деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью,
рамками пространства и времени. (В. Кругликов).
•
•
•
•
•
Цели применения игр:
развитие мышления;
углубление теоретических знаний;
самоопределение в мире увлечений и
профессий;
организация свободного времени;
общение со сверстниками;
приобретение новых знаний, умений и навыков;
развитие волевых качеств;
контроль знаний:
мотивация учебной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГР
• Дидактическая игра
• Ролевая игра
• Деловая игра
Дидактическая игра
Дидактическими являются игры, специально
создаваемые или приспособленные для целей
обучения.
Предлагается и организуется учителем
Заранее планируется учителем
Цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.)
Результат прогнозируется заранее, игра
заканчивается, когда результат достигнут
Для игры на уроке отводится определённое время
Обязательное соблюдение правил, составленных
заранее
Учебно-познавательная деятельность доминирует во
взаимосвязи с игрой
Средства игры продумываются и готовятся заранее
Ролевая игра
Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в
которой человек временно принимает на себя определённую
социальную роль и демонстрирует поведенческие модели,
которые, как он считает, соответствуют этой роли.
Компонентами ролевой игры являются:
• Задачи игры
• Содержание
• Сюжет
• Правила
• Средства
• Роли
• Игровые действия
• Игровая ситуация
• Результат
Деловая игра
занятых
деятельности
в форме ролевого
Деловая игра – это имитационное игровое моделирование
функционирования социально-экономических систем (или их
элементов) и
людей,
взаимодействия по
происходящее
определённым правилам в условиях неопределённости и/или
столкновения интересов и/или конфликта с принятием
решений, направленных на достижение желаемого состояния
объекта управления.
• Деловая игра обуславливает заинтересованность каждого
её участника в глубоком изучении проблемы, воздействуя
на мотивационную и эмоциональную сферу личности
в них
• Актуализирует творческий потенциал
• Обеспечивает переход к самоорганизации деятельности
учащихся
• Способствует формированию дисциплинированности и
ответственности
• Формирует умение
взаимодействовать
организовывать работу группы.
в коллективе,
Этапы деловой игры
Этап
подготовки
Этап
проведения
Разработка
игры
Ввод в игру
Групповая
работа над
заданием
Межгрупповая
дискуссия
материального
разработка сценария,
план деловой игры,
общее описание игры,
содержание инструктажа,
подготовка
обеспечения
постановка проблемы,
условия, инструктаж,
регламент, правила,
распределение ролей,
формирование групп,
консультация
работа с источником,
тренинг,
мозговой штурм,
работа с игротехникой
выступление групп,
защита результатов,
правила дискуссии,
работа экспертов
Этап анализа и
обобщения
вывод из игры,
анализ, рефлексия,
оценка и самооценка работы,
выводы и обобщения,
РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ:
•
•
•
•
•
средство
умственную
развивает
эффективное
воспитания
познавательных интересов и активизации
деятельности учащихся;
тренировка памяти, помогающая учащимся
выработать речевые умения и навыки;
стимулирует
учащихся,
познавательный интерес к предмету;
способствует
учеников;
способствует
учащихся.
усилению работоспособности
преодолению
деятельность
и
внимание
пассивности
ЗА
- способствует повышению интереса,
активизации и развитию мышления;
-несет здоровьесберегающий фактор в
развитии и обучении;
-идет передача опыта старших поколений младшим;
-способствует использованию знаний в новой
ситуации;
-является естественной формой труда ребенка,
приготовлением к будущей жизни;
-способствует объединению коллектива и формированию
ответственности
ПРОТИВ
-сложность в организации и проблемы с
дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени,
нежели ее проведение;
-увлекаясь игровой оболочкой, можно
потерять образовательное содержание
-сложность в оценке учащихся
Урок-дидактическая
игра
Цель игры:
•
активизация познавательной деятельности учащихся,
повышение мотивации учебной деятельности.
•
Задачи игры
1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия,
внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно
влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы
с учащимися.
6. Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым”
учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.
15
Лесенка
Проверка
45 + …
60
66 …
6
1,2
… ∙ (5)
… ∙ 0,12
10
2,5 ∙ 4
2 вариант
… + 5
10
… : 2 – 9,5
39
41 + …
(2)
70 + …
(72)
8 ∙ 9
1 вариант
Игра «Стрела»
Найдите сумму выражений 5х-3у и
-2х+у и результат запишите в третью
клетку. Найдите сумму двух
последних выражений и запишите
результат в следующую клетку и т.д.
Какое выражение будет записано в
6-й клетке?
3х-2у
х-у
4х-3у
5х-4у
Игра «Конкурс художников»
Определите
неизвестное число.
Как ты его получил?
21
19
20
3
1
6
?
10
15
Заполни схему:
I
32
+ 23
9
* 5
160
: 10
+ 34
16
50
81
: 9
Заполни схему:
II
110
:2
55
40
15
8
*7
:5
56
+ 30
80
4.
10.
6.
8.
3.
5.
7.
9.
к
1. 2.
л
а
с
с
1. Помещение, где вы сейчас
находитесь.
4.
10.
6.
8.
3.
5.
7.
9.
к
л
а
с
с
о
2.
т
р
е
з
о
к
2. Часть прямой, которая
имеет начало и конец.
4.
10.
6.
8.
5.
7.
9.
о
3.
д
и
н
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
3. Наименьшее натуральное число.
10.
6.
8.
5.
7.
9.
4.
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
4. Общая точка двух сторон
треугольника.
10.
6.
8.
7.
9.
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
д
5.
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
5. Название второго разряда
в классе единиц.
10.
8.
7.
9.
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
6.
ч
и
с
л
о
д
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
6. Оно состоит из цифр.
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
ч
и
с
л
о
д
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
7. Название чисел, с помощью
которых мы считаем предметы.
10.
8.
9.
н
7.
а
т
у
р
а
л
ь
н
ы
е
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
ч
и
с
л
о
д
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
8. Единица измерения длины.
10.
9.
8.
с
а
н
т
и
м
е
т
р
н
а
т
у
р
а
л
ь
н
ы
е
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
ч
и
с
л
о
д
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
9. Наименьшее четырехзначное число.
10.
т
9.
ы
с
я
ч
а
с
а
н
т
и
м
е
т
р
н
а
т
у
р
а
л
ь
н
ы
е
в
е
р
ш
и
н
а
о
д
и
н
ч
и
с
л
о
д
е
с
я
т
к
и
к
л
а
с
с
о
т
р
е
з
о
к
10. Правильный четырёхугольник.
Молодцы!
10.
к
в
а
д
р
а
т
т
ы
с
я
ч
а
с
а
н
т
и
м
е
т
р
н
а
т
у
р
а
л
ь
н
ы
е