«Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда играет» основная цель- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках химии через развивающие игры. Дети любят игровые моменты на уроках химии.
ПРОЕКТ
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ХИМИИ КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ»
Учитель химии филиала
МБОУ Токаревской СОШ №2
в с. Гладышево
Кузина Ирина Владимировна
«Человек играет только тогда, когда
он является человеком в полном
значении этого слова, и только тогда
он является настоящим человеком,
когда играет»
Шиллер
Форма
представления
Презентация
Участники
проекта
Учащиеся 89 классов
Цель:
Активизировать познавательную
деятельность учащихся на уроках
химии через развивающие игры
ЗАДАЧИ
•Развивать восприятие, внимание,
воображение
мышления
деятельности, собственного стиля
•Формировать приемы мыслительной
в микрогруппах
учащихся, формировать умение работать
•Мобилизировать творческую активность
1
2
3
з
а
а н и я
е
в
т
Г и п о
с л е д о
и с
Игра – мощный
стимул для
развития
познавательного
интереса
учащихся
Ожидаемые
результаты
Учащиеся должны уметь:
1
2
3
предложенным критериям
классифицировать объемы по
•Сравнивать, сопоставлять, оценивать,
связи
характерные причинноследственные
•Разделять процесс на этапы, выделять
примеры
общие утверждения и приводить
аргументировать суждения, давать
•Логически обосновывать,
Обоснование авторской идеи
Побудить интерес к
предмету
Подбор учебного
материала
Без игры нет и не
может быть
полноценной
умственной
деятельности,
развития
Игра – мощный стимул
активизации
познавательных
интересов учащихся
Этапы игры
1. Подготовка к игре ,
постановка главной
задачи
4. Проверка, коррекция,
оценка результатов
ситуации, ознакомление
учащихся с условиями
игры, постановка целей и
2. Создание игровой
задач
3. Решение
учащимися задач в
ходе игры. Выводы
Правила, позволяющие сделать
урок увлекательным
Игра должна
приносить радость
ученику и учителю
Успех в начале работы
– обязательное условие
Создание в игре
непринужденной
обстановки
Актуальность выбранной темы
Отрицательные стороны
традиционного обучения
Достоинства формы
«Элементы игровых
технологий»
Учащиеся изолированы от
общения друг с другом
В работе принимают участие все
ученики класса
Пассивность или видимость
активности учащихся
Пассивность невозможна, ученик
находится в иной психологической
ситуации
Слабая обратная связь «учитель –
ученик»
Работа ученика оценивается
непосредственно на уроке
Усредненный подход учителя к
обучающемуся
Каждый ученик справляется с
заданием в меру своих
способностей
Классификация игр:
по характеру педагогического процесса
Обучающие,
обобщающие
Познавательные,
развивающие
Творческие,
продуктивные
по игровой методике
Предметные
е
ы
в
о
л
е
Д
Сюжетные
Ролевые
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную;
коммуникативную;
самореализации в игре как полигоне
человеческой практики;
игротерапевтическую;
диагностическую;
функцию коррекции.
Основные направления игровых приемов
1. Дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи
2. Учебная деятельность подчиняется
правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве
средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую
4. Успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом
Основные формы дидактических игр
играсостязание;
олимпиада;
КВН;
поле чудес;
марафон;
конкурс;
звездный час;
что? где? когда?
брейнринг;
счастливый случай;
химический вернисаж;
ярмарка;
посиделки;
хоккей;
путешествие.
Результаты работы
Учащиеся продвинутого уровня активно
включаются в предлагаемую игру, сами
придумывают игры
«Слабые» учащиеся справляются с заданием
в меру своих возможностей, активизируется
их познавательная деятельность, повышается
авторитет среди одноклассников
Заключение и выводы
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше
запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.
Игры на уроках нравятся всем без исключения.
Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
Дети больше всего любят групповую форму игр. По видимому это объясняется стремлением к общению
со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой
авторитет среди товарищей.
Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы
учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие
чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и
делать выводы.
Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и
развитие учащихся в игровой деятельности.
Но следует отметить и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
*во – первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у
учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за
оставшееся время изучить или закрепить материал.
*во – вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых
действий.
*втретьих, после проведения игр (особенно это касается средних классов) бывает трудно восстановить
дисциплину в классе.
Нужно помнить!
Игра не самоцель.
Она не должна быть единым
средством обучения и воспитания,
поэтому важно обеспечить
сочетание игры с другими видами
деятельности на уроке