Презентация "Проектирование современного урока биологии, географии в соответствии с требованиями ФГОС"

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитиеВ основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие
Иконка файла материала проектирование урока географии и биологии.pptx
Проектирование современного урока биологии, географии в соответствии с требованиями ФГОС Ухта 2016
Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость
В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
системно-деятельностного Задачи подхода:  научить получать учиться); знания (учить  научить работать и зарабатывать (учение для труда);  научить жить (учение для бытия);  научить жить вместе (учение для совместной жизни). Задачи системно-деятельностного подхода:
Система принципов: Принцип деятельности дидактических Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип комфортности психологической Принцип вариативности Принцип творчества
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
Великая цель образования - не знания, а действия. Г. Спенсер
Требования к современному уроку  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  вывод делают сами учащиеся;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; Требования к современному уроку
Требования к современному уроку  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока - дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором такие аспекты, как профиль класса, учтены стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым. Требования к современному уроку
Главная методическая цель урока при системно- деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Этапы проектирования урока: 1. Определение темы учебного материала 2. Тип дидактической цели темы 3. Тип дидактической цели урока 4. Определение типа урока 5. Продумывание структуры урока 6. Обеспеченность урока 7. Отбор содержания учебного материала Этапы проектирования урока:
Этапы проектирования урока: 8. Выбор методов обучения 9. Выбор форм организации педагогической деятельности 10. Продумывание универсальных учебных действий 11. Самоанализ учащихся 12. Рефлексия урока 13. Дифференцированное домашнее задание Этапы проектирования урока:
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода • Уроки «открытия» нового знания • Уроки отработки умений и рефлексии • Уроки общеметодологической направленности • Уроки развивающего контроля Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Урок «открытия» нового знания • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок «открытия» нового знания
Структура урока «открытия» нового знания 1.Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. 3.Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 5.Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по во внешней речи. эталону. 8.Этап включения в систему знаний и повторения. 9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Структура урока «открытия» нового знания
Урок отработки умений • Деятельностная цель: формирование у и рефлексии учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курсов. Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок развивающего контроля
Тема Цель УУД Планируемые результаты Технологическая карта урока Целевой блок «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания  животных  через  смысловое  чтение  и  восприятие  информации  по  результатам  проведения  простейших исследований. Личностные УУД: интерес к изучению новой среды обитания; проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к  научному познанию. Регулятивные УУД:  развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и в группе. Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из незнакомого текста; выявлять сущность, особенности изучаемых объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Предметные: учащиеся знакомятся с составом почвы и её особенностями как среды обитания; Метапредметные:  учащиеся учатся самостоятельно работать с тестом; описывать биологические объекты; делать выводы. Личностные:  интерес к изучению новой темы.
Задачи Инструментальный блок Образовательная: определить составные части почвы, обеспечивающие жизнь  этих существ; выявить особенности почвы как среды жизни и основные  адаптации организмов к ней; выяснить признаки живых организмов ­ обитателей почвы. Развивающая: способствовать развитию мыслительных функций анализа,  синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных  задач; способствовать развитию грамотной речи, оперативной  памяти, произвольного внимания, наглядно­действенного  мышления. Воспитывающая: воспитание культуры общения через работу в группах; воспитание взаимной ответственности; воспитание бережного отношения к природе. Тип урока Технология построения урока Учебно­методический комплекс,  ресурсы Урок «открытия» новых знаний Проблемный метод, работа  в группах УМК Пономаревой  И.Н. (биология) и Бариновой И.И.  (география); медиаприложение, документ – камера,  электронный микроскоп
Организационно-деятельностный блок Основные понятия Межпредметные связи Этап урока Деятельность  учителя Среда обитания, почва, органические и неорганические  вещества, жители, приспособления Биология, география, экология, химия Деятельность  Используемые  Планируемые результаты ученика методы,  приемы,  формы,  технологии Предметные УУД
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: •учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; •используются эффективные методы работы с информацией; •организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; •обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
В сказочном царстве, почвенном государстве…
Этапы урока: 1. Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество. 2. Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала. 3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока. 4. Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям в рабочих листах. 5. Самоанализ – рефлексия. 6. Дифференцированное домашнее задание.
Символ доброжелатель ного отношения друг к другу Символ хорошего настроения
Наземно- воздушная Государства – это среды обитания сказочного царства Почвенная Водная ПочвеннаяНаземно-воздушнаяВодная
Проблемный вопрос Может ли быть почва средой обитания?
Почва Состав почвы Условия жизни в почве Обитатели Приспособления к жизни в почве ПочваСостав почвыУсловия жизни в почвеОбитателиПриспособления к жизни в почве
Работа с текстом и заполнение таблицы Название животног о Условия необходимые для жизни Приспособлени я к этим условиям Задания группам 1 группа – работа с текстом «Крот – подземный житель» 2 группа - работа с текстом «Слепыш – грызун без глаз» 3 группа – работа с текстом «Медведка обыкновенная или сверчок-крот»
Решение проблемного вопроса 1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. 2. В почве имеются условия для жизни: воздух, вода, пища. 3. Живые организмы приспособились к жизни в почве. Может ли быть почва средой обитания?
Система оценивания на уроке «В сказочном царстве, почвенном государстве…» Фамилия, имя Оценка учащихся в фокус - группе Самооце нка Оценка учителя
Выбери и создай свою мини-сказку: • «Почва - кормилица» • «Подземные жители» • «Почва – особое природное тело»
Наиболее актуальные вопросы для любого учителя и школы: Как обучать? С помощью чего учить? новых  Как проверить достижение образовательных результатов?  Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как обучать?С помощью чего учить? Наиболее актуальные вопросы для любого учителя и школы:
Хоть выйди ты не в белый свет,                А в поле за околицей,-                Пока идёшь за кем- то в след,                 Дорога не запомнится.                Зато, куда б ты ни попал                И по какой распутице,                Дорога та, что сам искал,                Вовек не позабудется.