Общешкольное родительское собрание на тему
«Суицид или крик души»
Педагогпсихолог Иванова Е. М.
1
Здравствуйте, уважаемые родители! Наша встреча сегодня посвящена очень
острой теме – суицид среди детей и подростков. Перед нами много вопросов: что же
такое суицид? почему это страшное явление проявляется именно в подростковом
возрасте? что толкает подростков к этому?
И самое главное как можно предотвратить эту беду?
Ребеноксамоубийца – эти два, казалось бы, взаимоисключающих понятия становятся
одним из «знаков» времени. Каждый день мы читаем или слышим шокирующие
новости.
СЛАЙД 2. Горькие цифры
В настоящее время Россия в три раза превысила мировые показатели
по количеству подростковых суицидов и занимает первое место. (Г. Онищенко,
2013)
Пятая часть подростков в России в возрасте от 15 до 19 лет страдает депрессией, а
мысль о суициде появляется у 45 % девушек и 27 % юношей.
Наиболее опасный возраст — с 14—15 лет и выше. Незавершённые суицидальные
попытки чаще всего отмечаются у мальчиков 17 лет — 32 %, 16 лет — 31 %, 15 лет —
21 %.
По данным Росстата, в возрасте от пяти до девяти лет фиксируется порядка 50
суицидов за год по России, от 10 до 14 лет их уже 250, то от 14 до 18 уже 2,5 тысячи.
Согласно статистике, каждый 12й подросток в России ежегодно совершает попытку
самоубийства. К огромному сожалению, большое их количество оказывается
завершенными.
Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше
среднего достатком.
80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать,
были психически здоровы.
По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают
мальчики их психика более хрупкая.
С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.
Согласно статистике, только в 2016 году покончили жизнь самоубийством 720
детей. Причем в эту цифру не входят те, кто совершили попытку.
Время года Большая часть самоубийств среди подростков совершается летом и
весной. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда между мрачными
переживаниями «Я» и яркими красками весны возникает явный контраст.
СЛАЙД 3.
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из
жизни под воздействием острых психотравмирующих
ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для
человека смысл. Люди, совершающие суицид, обычно
страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии 2
стресса, а также чувствуют невозможность справиться со
своими проблемами.
Общей причиной суицида является социально-психологическая
дезадаптация. Но для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а
нарушения общения в первую очередь с близкими, с семьей.
СЛАЙД 4. Причины суицида
Помочь детям и подросткам можно лишь в том случае, если хорошо понимать
причины, приводящие к пренебрежению жизнью.
Несформированное понимание смерти.
В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок
думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание
страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Проблемы и конфликты в семье.
Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по
их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и
запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия,
игры, предпочитаемую одежду).
Конфликты с друзьями, проблемы в школе.
Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать
суициду.
Несчастная любовь, одиночество, ранняя половая жизнь
беременностью и последующим разочарованием.
Страх перед будущим. Потеря смысла жизни.
Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего
образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя
постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение
престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за
хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других. Перегрузки и
строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей,
безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания напряжение,
которое не всякому взрослому по плечу.
СЛАЙД 5. Косвенные причины суицида
Подражание кумирам. В Челябинске 15 летние школьницы спрыгнули с крыши
многоэтажного дома в память Игоря Сорина, солиста группы, который в Москве
выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении
суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со
стороны родителей.
Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со
средними/слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется
чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая
критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
с нежелательной
Сейчас в современном информационном мире появились совершенно новые
формы склонения к самоубийству, формирования у ребенка чувства психологической
незащищенности, склонности к депрессии, формированию желания уйти из жизни. 3
В числе таких форм так называемые «игры», распространяемые через
социальные сети, а также такой опасный способ передвижения, как зацепинг,
пропагандируемый среди подростков.
Компьютерные игры, Интернет –зависимости.
Увлечение компьютерными играми ведет к оторванности от реальной жизни,
нарушению социальной адаптации, контактов, а также обесценивают человеческую
жизнь, формируют игровое отношение к смерти, когда всё можно переиграть.
СЛАЙД 6. Мотивы
Призыв. Способ попросить помощи.
Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить
жизнь своей семье.
Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание,
легче самому уйти из жизни.
СЛАЙД 7. Чаще подвержены:
подростки,
страдающие тяжелыми соматическими или психическими
заболеваниями;
девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях,
с пониженным фоном настроения;
подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в
проблемах близких людей.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи,
стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет,
представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в
виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир,
так же она видится средством наказать обидчиков.
СЛАЙД 8. Суицид подростков имеет следующие черты:
1. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах
близких отношений (в семье, школе, группе);
2. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний
кризис и драматизацию событий;
3. суицидальный поступок воспринимается в романтическигероическом ореоле: как
смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
4. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
5. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет
продуманности, взвешенности, точного просчета;
6. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 23 этажа, малотоксичные
вещества, тонкая веревка и т.п.).
Слайд 9. Признаки готовящегося самоубийства 4
состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о
80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих
намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и
чрезвычайно необходимо их понять!
Словесные признаки
Часто говорит о своем душевном
своем безнадежном положении.
Шутит на тему самоубийства.
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах
суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи,
которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои
любимые компактдиски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить
окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже
не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя чтото осталось от меня на память».
Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с
долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давнымдавно, или же
захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики
письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам
по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с
другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может
означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
Прощание. Демонстрируют радикальные
непривычно.
Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия.
Ситуационные признаки.
Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой
насилия. Перенес тяжелую потерю.
перемены. Вдруг начинают вести себя
СЛАЙД 10. Профилактика суицида.
Нормативноправовые меры. 13.02.2017 было предложено не просто расширить
состав статьи УК «Доведение до самоубийства», а ввести новую статью «Склонение
или содействие совершению самоубийства». Также предлагается ввести уголовную
ответственность за распространение информации о способах совершения
самоубийства, призывы или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение
противоправных действий, заведомо представляющих для него опасность.
Организационные:
Предлагается усовершенствовать механизм информирования правоохранительных
органов и родителей о том, что ребенок включен в систему распространения опасного
контента.
За 2016 год Роспотребнадзором были рассмотрены 40864 ссылки с суицидальной
тематикой. Из них содержит запрещенную информацию 4751 ссылка.
С 2012 года было выявлено 13 тысяч ссылок с суицидальной тематикой. 5
За каждым таким сообщением находится системное преступное воздействие на
сознание несовершеннолетних, подталкивающее их к самоубийству.
НА УРОВНЕ СЕМЬИ. Родители могут и должны защитить детей:
• Ограничить доступ к сайтам с нежелательным/вредным/опасным содержанием
для детей любого возраста.
• Заблокировать возможность доступа к соцсетям дошкольникам и младшим
школьникам.
• Защищать персональную информацию: свою и ребенка.
• Ограничить время за компьютерными играми.
СЛАЙД 11.
Наиболее доступные средства– это отбор в поисковике и в самой операционной
системе. Среди поисковиков фильтрацию контента исходя из автоматических
ограничений предоставляют «Яндекс» и Google. Можно настроить только степень
фильтрации, а виды контента не определяются. Из результатов поиска результативно
удаляются только порносайты.
Windows. Как и для мобильных версий. Функции:
1. Журнал активности с данными о том, когда и как долго сидел ребёнок за
компьютером;
2. Ограничение времени работы за компьютером (например, два часа в день);
3. Запрет использования компьютера ночью;
4. Список посещённых сайтов и открытых программ;
5. Система запросов: при попытке ребёнка открыть запрещённый сайт или
программу, его родителю (создателю учётной записи) поступает запрос на
разрешение или блокировку этого действия;
6. Встроенный интернетфильтр по принципу занесения сайтов в белый список и
уведомлений о неподходящем контенте.
У мобильной техники под Android меньше встроенных возможностей для
контроля – потому, что загружать приложения можно не только из Play Store. Но
можно настроить приемлемый для детей уровень контента исходя из того, что
предлагается системой для определённого возраста.
Если не устраивает функционал встроенного родительского контроля на технике
ребёнка, его можно дополнить программой детской безопасности. Они делятся на
программы для защиты информации на родительском смартфоне, который дают детям
«поиграть», и на приложения для устройств, принадлежащих самим детям.
• НА АНГЛИЙСКОМ: SafeKiddo, MSpy
.
• НА РУССКОМ: SkyDNS, KidLogger, KidShell, PlayPad, KinderGate, Norton
Family, Kaspersky. 6
СЛАЙД 12.
Будем помнить, что только у 10% суицидальное поведение имеет цель покончить
собой. В 90% случаев такое поведение – попытка привлечь внимание к себе, своим
проблемам.
Как же предотвратить суицид?
Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
• к себе нужно хорошо относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви — это:
— потребность быть любимым;
— потребность любить;
— потребность быть частью чегото.
Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в
состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам,
которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и
учителям, чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с
неприятностями гораздо сложнее.
Кроме этого нужно:
Сформировать у подростка четкую установку:
«Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».
Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к
главной победе. «Упал встань и продолжай идти!»
СЛАЙД 13.
Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. Научить
ценить и любить жизнь.
Положительные эмоции, оптимизм. Ребятам нужно объяснить, что когда настроение
хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе.
Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать,
находить контакт со сверстниками и взрослыми.
Вовлекать в полезные виды деятельности.
Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может
обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю,
психологу.
СЛАЙД 14.
Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные
намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового
психиатра или психоневролога.
Также вы всегда можете обратиться за помощью по бесплатным телефонам
доверия и получить необходимую консультацию:
8 800 2000 122, 8 (4212) 307092
КГБУ "Хабаровский центр психолого педагогической, медицинской и
социальной помощи" 8(4212) 307470 7
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Презентация "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.