Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Оценка 4.8
Особые потребности +1
ppt
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
14.01.2017
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Данная презентация предназначена педагогам образовательных организаций для знакомства с психологической характеристикой обучающихся с ОВЗ.
Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ.ppt
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Психологическая
характеристика
обучающихся с ОВЗ
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Статистика о здоровье детей
(по данным Научного центра здоровья детей РАМН)
из 13,6 миллиона детей школьного возраста только
21,4% имеют первую группу здоровья, а 21 % –
хронические заболевания
абсолютно здоровых первоклассников всего 4,3 %
против 8,7 в конце 90х годов
общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет
выросла за последние 10 лет на 9,3 %
при общем сокращении школ на 19,7 %, а
численности школьников на 12,7 % на 8,3 %
уменьшилось количество коррекционных школ.
2
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Изменения государственной
политики РФ в области детства
Закон об образовании, принятый Государственной
Думой РФ 21 декабря 2012г
ФГОС ООО (I.Общие положения, п.1), утвержденный
Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897
ФГОС НОО обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный
Приказом
Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1598
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012 2017 годы»
Государственная программа РФ «Доступная среда»
на 2011 2015 годы
Отнесение ребенка (подростка) к той или иной группе здоровья
осуществляется в соответствии со специальной схемой,
утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ
№621 от 30.12.2003.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Для индивидуальной оценки здоровья детей и
подростков используют группировку детей по
состоянию здоровья, разработанную С. М.
Громбах
после
перенесенных
Выделены следующие группы здоровья:
I группа – здоровые;
II группа – здоровые с функциональными и некоторыми
морфологическими отклонениями, функциональными
отклонениями
заболеваний,
страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие
нарушения зрения средних степеней;
III группа – больные с хроническими заболеваниями в
компенсированном
с
значительными
физическими
последствиями
однако,
приспособляемости к труду и иным условиям жизни;
IV группа – больные с хроническими заболеваниями в
субкомпенсированном
затрудняющими
приспособление к труду и иным условиям жизни;
V группа – больные в декомпенсированном состоянии,
инвалиды I и II групп.
состоянии,
недостатками,
нарушающими,
травм,
не
а
также дети
состоянии,
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Кто такие дети с ОВЗ?
Ребенок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее
(или) психологическом
недостатки в физическом и
развитии,
подтверждённые
психологомедико
педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (ФЗ «Об
образовании», 2012, гл. 1, ст. 2).
Дети с ограниченными возможностями здоровья –
это дети с особыми образовательными потребностями
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В
неё входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоциональноволевой сферы.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Категории детей с ОВЗ
дети с нарушениями зрения
дети с нарушениями слуха
дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
дети с нарушениями опорнодвигательного
аппарата (НОДА)
дети с задержкой психического развития (ЗПР)
дети с нарушением интеллекта (У/О)
дети с расстройствами аутистического спектра
(РАС)
6
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Причины возникновения
заболевания
системы: детский
Заболевания нервной
церебральный паралич, полиомиелит.
Врожденная патология опорнодвигательного
аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея,
косолапость и др.
Приобретенные заболевания и повреждения
аппарата:
опорнодвигательного
травматические повреждения спинного мозга и
др.
Все эти дети нуждаются в особых условиях
жизни, обучения и последующей трудовой
деятельности.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Социальная адаптация идет по
двум направлениям
Первое имеет целью приспособить к ребёнку
окружающую среду. Для этого существуют
специальные
средства
передвижения, предметы обихода, пандусы,
съезды на тротуарах.
Второй
с
двигательным дефектом – приспособить его
самого к обычным условиям социальной среды.
технические
способ
адаптации
ребёнка
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Дети с РДА (ранний детский
аутизм)
РДА возникает при различных заболеваниях
ЦНС и организма в целом. Чаще описывают при
шизофреническом процессе, реже – при
органической патологии мозга, врожденных
дефектах обмена, хромосомных патологиях.
Встречается во всех социальных классах, у всех
народов с одинаковой частотой, соотношение
между мальчиками и девочками 4:1.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Особенности детей с РДА
сенсорная
и
эмоциональная
Недостаточность психического тонуса;
высокая
чувствительность,
мозаичность в восприятии окружающего,
снижение
затруднения в охвате целого,
активного внимания;
значительные
целенаправленности и произвольности;
неравномерность
деятельности;
аутостимуляция
речевых и др. стереотипов;
трудности контакта, страхи.
интеллектуальной
нарушения
в
виде
двигательных,
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Выделяют 4 группы детей с РДА
(по Никольской О.С.)
1. Дети с аутистической отрешенностью
(тяжелые
нарушения психического тонуса и произвольности, мутизм,
полевое поведение, полное отсутствие потребности в
контакте и общения)
2. Дети с аутистистическим отвержением (множество
стереотипий, манерность поведения, причудливые гримасы,
позы, походка импульсивность движений, речь сохранна
(достаточная
3. Дети с аутистическим замещением
произвольность, патологические влечения, развернутый
монолог при слабости диалога, низкая способность к
сопереживанию, достаточное когнитивное развитие)
4. Дети со сверхтормозимостью (низкий аутистический
барьер, робость, пугливость, особенно в контактах,
эмоциональный
парциальная
одаренность.
матерью,
симбиоз
с
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Виды обучения для детей с ОВЗ
Общее образование:
«Обычный» ребёнок
«Обычные» педагоги
«Обычные» школы
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Виды обучения для детей с ОВЗ
Специальное образование:
Особый ребенок
Специальные педагоги
Специальные (коррекционные) школы
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Виды обучения для детей с ОВЗ
Интегрированное образование:
Адаптация ребёнка к требованиям
терапия,
системы
сопровождение)
Система остается неизменной
Ребёнок
к
системе, либо становится для неё
неприемлемым
адаптируется
(коррекция,
либо
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Виды обучения для детей с ОВЗ
Инклюзивное образование:
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности, различные
этнические
рост,
возраст, происхождение, пол
Адаптация системы к потребностям
ребёнка
группы,
разный
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Интеграция
лиц
Интеграция (от лат. Integer – целый) – это
процесс воссоединения, объединения в целое
ранее разрозненных частей и элементов.
Интегрированное обучение – совместное
ограниченными
обучение
возможностями здоровья и лиц, не имеющих
таких ограничений, посредством создания
получения
специальных
образования
ограниченными
возможностями здоровья.
Интеграция
двусторонний,
предполагающий встречную активность как
самого ребенка и его родителей, так и школы,
в которой предстоит обучаться ребенку.
условий
лицами
–
процесс
с
для
с
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Внешние условия
и
речевого
развития,
возможностей
оказывать
интегрированному
Раннее выявление нарушения и проведение коррекционной
работы с первых месяцев жизни;
Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми
сверстниками;
Наличие
ребенку квалифицированную помощь;
Создание условий для реализации вариативных моделей
интегрированного обучения.
Внутренние условия:
Уровень
соответствующий возрастной норме или близкой к ней;
Возможность
стандартом
развивающихся детей сроки;
Психологическая готовность ребенка к интегрированному
обучению.
образовательным
для
нормально
психического
овладения
общим
предусмотренные
в
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Инклюзия
(англ.
–
односторонний
inclusion) – включение,
Инклюзия
добавление, прибавление, присоединение;
инклюзия
процесс,
представляющий «внедрение» когото кудато,
результатом которого является наличие в
некоей среде инородного для нее «тела».
Инклюзия – глубокое погружение ребенка в
адаптированную образовательную среду и
оказание ему поддерживающих услуг (Е.А.
Екжанова, 2008).
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Инклюзивное образование базируется
на восьми принципах
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то,
чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее
может быть в том, что они могут делать, чем в том, что
не могут.
Разнообразие активизирует все стороны жизни
человека.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Общие принципы и правила
наступления
утомления
материала
небольшими
коррекционной работы
Индивидуальный подход к каждому ученику
Предотвращение
с
использованием разнообразных средств (чередование
деятельности,
умственной
преподнесение
дозами,
использование красочного дидактического материала и
средств
методов,
активизирующих
деятельность
учащихся, развивающих устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные навыки
Проявление педагогического такта. Постоянное
поощрение за малейшие успехи, своевременная и
тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём
веры в собственные силы и возможности
познавательную
Использование
и
практической
наглядности)
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Методы социально-
психологической адаптации детей
с ОВЗ
ЛФК
занятия в специальной медицинской
группе,
корригирующая гимнастика
занятия с психологом, логопедом,
дефектологом
дополнительные занятия с
использованием
компьютерных технологий.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Действия учителя,
с ОВЗ
способствующие адаптации детей
Создание атмосферы поддержки. Когда в классе развита
атмосфера поддержки, дети рады опекать любого новичка. Они
чувствуют себя ответственными за то, чтобы новичку было комфортно
в классе и готовы присматривать за ним.
Помощь в появлении друга в течение первых недель обучения
(иногда ребёнок, который имеет трудности в обучении или в
поведении, сам выигрывает от того, что поддерживает другого).
Обучение детей в классе умению быть терпимыми, добрыми,
уважающими чувства других, а также умению поддерживать друг
друга, как в классе, так и за его пределами.
Создание гармоничной и счастливой атмосферы взаимопомощи
для детей, так как они много времени проводят в школе и чувствуют
себя комфортно именно в такой атмосфере. Даже дети с трудным
поведением, которые уже получили душевную травму изза того, что
произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной
атмосфере взаимопомощи.
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Действия учителя,
целью
выявления
углубленное
с ОВЗ
с
способствующие адаптации детей
Систематическое
изучение
обучающихся
их
индивидуальных особенностей и определения
направлений развивающей работы.
Фиксация динамики развития обучающихся,
учёт освоения ими общеобразовательных
программ.
Совместно
педагогомпсихологом
заполнение карты сопровождения на каждого
ребенка с ОВЗ.
с
Презентация "Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ"
Необходимым условием организации
успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями
здоровья является создание
адаптивной среды, позволяющей
обеспечить их полноценную
интеграцию и личностную
самореализацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.