В данном материале подробно рассматривается организация работы специалистов ПМПконсилиумов в ОУ. Указаны основные цели и задачи, направления работы, состав, виды консилиумов и основные функции специалистов в рамках сопровождения. Приведен пример составления программы и этапы сопровождения. Приводится алгоритм деятельности членов ПМПк.
Психолого – медико – педагогический
консилиум в образовательном
учреждении
Подготовила
Руководитель ТПМПК г. Якутска
Попова Ирина Константиновна
Деятельность ПМПк
регламентируется:
Инструктивное письмо МО РФ от 27.03.2000 г. №
27/9016 «О психологомедикопедагогическом
консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Приказ МО РС (Я) от 15.05.2000 г. № 0129/424
Приказ и Положение Управления образования г.
Якутска « О создании психолого – медико –
педагогических консилиумов в муниципальных
образовательных учреждениях Городского округа
«Город Якутск» № 0110/671 от 18.11.2009 г.
Цель работы ПМПк
психолого
медико
Целью ПМПк является обеспечение диагностико
коррекционного
педагогического сопровождения воспитанников с
состояниями
отклонениями
декомпенсации, в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и
состоянием
индивидуальными
соматического и нервнопсихического
здоровья
воспитанников.
развитии и/или
особенностями,
в
Задачи ПМПконсилиумов:
Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей и/
состояний декомпенсации с первых дней пребывания ребенка в ОУ;
Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка;
Определение готовности к школьному обучению детей,
поступивших в школу, с целью вычленения «группы риска»;
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие ребёнка, динамику его состояния, перспективное
планирование коррекционно – развивающей работы;
Организация взаимодействия между педагогическим коллективом
ОУ и специалистами, участвующими в работе ПМПКонсилиума;
Направление ребёнка в ПМПК территориального и центрального
уровня в случае трудностей в диагностике или конфликтной
ситуации .
Задачи ПМПконсилиумов
(дополнительные после введения ФГОС
ОВЗ)
Консолидированное решение, определяющее особенности процесса
комплексного индивидуально ориентированного сопровождения ребенка с ОВЗ;
Участие специалистов в адаптации образовательной программы,
рекомендуемой ребенку (коррекционной программы, как ее компонента в
соответствии с выявленными особенностями психического и физического
развития ребенка). Включение родителей как полноправных участников в
обсуждение и разработку СОУ, в том числе, в рамках АОП;
Определение динамики развития и образования ребенка, включая
эффективность реализации специальных образовательных условий,
эффективность коррекционноразвивающих мероприятий специалистов
консилиума в рамках психологопедагогического сопровождения;
Информирование родителей о результатах реализации АОП и социальной
адаптации.
организационнометодическая поддержка педагогического состава организации
в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с
ОВЗ.
Состав ПМПконсилиума
Методист или зам. директора
по УР (председатель ПМПк)
Учитель – логопед
Учитель дефектолог;
Педагог психолог;
Врач (педиатр, невролог,
детский психиатр);
Учителя (предметники)
Воспитатели с большим
стажем работы.
Отсутствующие специалисты
привлекаются в ПМПк на
договорной основе
Специалисты,
включенные
в ПМПк,
выполняют
работу
в
рамках
основного
рабочего
в
соответствии с реальным
запросом на обследование
детей.
времени,
Специалистам может быть
установлена доплата за
увеличение объема работ
(за
выплат
стимулирующего ФОТ).
счёт
Основные направления работы ПМПк
Диагностический блок
обследование по запросу
специалистов, воспитателей,
родителей (законных
представителей); диагностику,
динамическое наблюдение.
Блок анализа и планирования
предполагает анализ результатов
диагностики, выбор способа организации
коррекционноразвивающего процесса,
планирование работы, статистический
учет.
Коррекционноразвивающая работа
предусматривает проведение коррекционно
развивающих занятий с воспитанниками: с
педагогомпсихологом по развитию психических
процессов, с учителем дефектологом по
развитию познавательных процессов, с учителем
логопедом по совершенствованию различных
сторон речи, с музыкальным руководителем по
развитию темпа и ритма, с учителем по физической
культуре по развитию общей моторики.
Блок профилактической и
консультативной работы
включает углублённые
диагностические обследования,
консультации для педагогов и
родителей детей с ОВЗ.
Блок контроля
предоставление информации о
работе ПМПк на педагогических
советах, на родительских собраниях,
подведение итогов за учебный год.
Основные функции специалистов ПМПк
образовательного учреждения:
Экспертнодиагностическая: специалисты ПМПк
образовательного учреждения осуществляют диагностику
развития ребенка, уровень сформированности знаний, умений
и навыков общесоциального и академического плана,
целостное развитие личности, способностей к самореализации,
адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном
этапе.
Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный
уровень диагностики развития ребенка.
Аналитическая функция
1. Профессиональный анализ каждым специалистом ПМПк
«входящей» информации и результатов обследования ребенка.
Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике
развития ребенка:
планирование обследования ребенка на ПМПк на основании
«первичного анализа».
решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.
коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.
2. Представление ежегодной аналитической справки по
результатам деятельности ПМПк руководителю
образовательного учреждения.
Организационная функция
1. Координация деятельности специалистов и педагогов
образовательного учреждения в решении психолого
педагогических и коррекционноразвивающих задач в работе с
детьми и подростками.
2. Разработка и реализация форм взаимодействия ПМПк
образовательного учреждения с другими учреждениями,
осуществляющими психологопедагогическое и медико
социальное сопровождение и поддержку развития детей и
подростков.
Методическая функция:
Проведение методических совещаний специалистами ПМПк.
На всех уровнях системы социальнопсихологопедагогического
сопровождения образовательного процесса используются:
1. Единый пакет стандартизированных диагностических методик для
обследования детей (набор диагностических методик для каждого
конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования
ребенка).
2. Единые требования к формам документации и статистической
отчетности по результатам деятельности.
3. Единые требования к процедуре обследования ребенка, в
соответствии с показаниями.
Обязательное для каждого специалиста ПМПк повышение квалификации
на соответствующих профильных курсах, не реже одного раза в пять лет.
Консультативная функция:
Все специалисты ПМПк, посредством профессионально
организованных способов осуществляют консультирование детей
и подростков с отклонениями в развитии; консультирование лиц,
представляющих интересы детей с отклонениями в развитии.
Функция сопровождения:
контроль эффективности психолого педагогической и
коррекционноразвивающей деятельности специалистов ПМПк.
Просветительская функция: обмен основами
профессиональных знаний с педагогами, воспитателями, детьми,
общественностью и специалистов между собой.
Алгоритм деятельности членов ПМПк
Сбор информаций о ребенке, зачисленном в ОУ ;
проведение первичной диагностики, соматического,
психического, социального здоровья.
Анализ полученной информации, определения
количества детей, нуждающихся в медицинской и
специальной педагогической помощи, конкретизация
помощи для каждого ребенка (логопедическая,
психологическая, социальная, медицинская,
комплексная).
Совместная разработка рекомендаций для ребенка,
родителей, педагогов школы;
составление индивидуальной комплексной учебно
коррекционной программы (деятельность педагога
психолога, учителя ОШ, учителядефектолога, учителя
логопеда, врачей, соцпедагога и родителей.
образовательного маршрута и режима.
Консультирование всех участников индивидуального
психологомедикопедагогического сопровождения о путях и
способах и методах решения проблем ребенка.
Выполнение рекомендаций всеми участниками
сопровождения образовательного процесса.
Алгоритм деятельности членов ПМПк
Составление индивидуального коррекционно
Анализ выполнения рекомендаций всеми членами службы
сопровождения (выявление положительной или
отрицательной динамики: что получилось? что не удалось?
почему?).
Каждую четверть специалисты ПМПк отслеживают качество
обучения детей, усвоения образовательной программы, для
этого проводятся самостоятельные и контрольные работы.
На период подготовки ПМПк и последующей реализации
рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист:
учитель и / или классный руководитель, воспитатель ДОУ или
др.
специалист, проводящий коррекционную работу.
повторных
обсуждений
Ведущий специалист отслеживает динамику развития
ребенка и эффективность оказываемой помощи и выходит с
ПМПк.
инициативой
Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического развития ребенка
(без указания диагноза) и программу коррекционной помощи,
обобщающую рекомендации специалистов; подписывается
ПМПк.
председателем
Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения
родителей, предложенные рекомендации реализуются только с
их согласия.
на
и
всеми
членами
Виды консилиумов
Диагностический (на нем анализируются результаты диагностики,
даются рекомендации по его дальнейшему сопровождению);
Аналитический (анализ результативности коррекционной работы
или корректировка образовательного маршрута и режима
обучения);
Проблемный (приглашается учитель, и команда специалистов
обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребенка с
целью выработки рекомендаций для педагога);
Методический (нацелен на подготовку материалов для проведения
консультаций, самообразование, повышения профессиональной
компетентности специалистов), проводится не реже одного раза в
месяц, особое значение такой консилиум имеет в том случае, если
мало узких специалистов.
Итоговый (проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в
конце учебного года).
На учебный год планируется не менее 4 плановых заседаний
ПМПк , но по запросам участников образовательного
процесса могут проводиться и внеплановые
Плановые ПМПк
определение путей психолого
медикопедагогического
сопровождения детей с
проблемами в развитии;
выработка согласованных
решений по определению
образовательного
коррекционноразвивающего
маршрута воспитанника;
динамическая оценка
состояния ребёнка и коррекция
ранее намеченной программы.
Внеплановые ПМПк
проводятся по запросам
специалистов, организующих
коррекционноразвивающее
обучение с детьми, а также по
запросам родителей (законных
представителей) воспитанников ОУ.
Поводом для внепланового ПМПк
является отрицательная динамика
развития ребенка и необходимость
изменения ранее проводимой
коррекционной работы.
изменение ранее проводимой
коррекционноразвивающей
программы в случае её
неэффективности.
Формы учета деятельности специалистов ПМПк
Журнал предварительной записи детей на ПМПк;
Журнал регистрации ПМПконсилиумов МОУ СОШ №;
Дневник динамического наблюдения ребёнка;
Выписки из протокола №___ ПМПк;
Протоколы первичного обследования ПМПк МОУ;
Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями
(законными представителями) учащегося;
Статистический учет деятельности ПМПк;
Нормативные и методические документы ПМПк МОУ;
План работы ПМПк на уч.год;
Варианты категории детей с минимальными
нарушениями
Дети с минимальными нарушениями слуха;
Дети с минимальными нарушениями зрения
(косоглазие, амблиопия);
Дети с нарушениями речи;
Дети с лёгкой задержкой психического развития;
Педагогически запущенные дети;
Дети – носители негативных психических состояний
(утомляемые, тревожные, с нарушениями сна,
аппетита);
Дети часто болеющие, аллергики, посттравматики;
Дети с психопатоподобными формами поведения
(аффективная возбудимость, истероидность);
Варианты категории детей с
минимальными нарушениями
Дети с нарушенными формами поведения
органического генеза (гиперактивность, СДВГ);
Дети с психогениями (неврозами);
Дети с начальным проявлением психических
заболеваний (шизофрения , РДА, эпилепсия);
Дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии
церебрально – органической природы;
Дети, имеющие асинхронию созревания отдельных
структур головного мозга или нарушение их
функционального или органического генеза.
Этапы индивидуального
сопровождения ребенка
1 этапом по сопровождению ребенка
является сбор информации о ребенке.
2 этап анализ полученной информации.
3 этап совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей,
специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого
«проблемного» ребенка.
4 этап консультирование всех участников сопровождения о способах решения
проблем ребенка.
5 этап решение проблем. Выполнение рекомендаций каждым участником
сопровождения.
6 этап анализ выполненных рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что
не получилось? Почему?)
7 этап дальнейший анализ развития ребенка (Что мы делаем дальше?)
Программа комплексного сопровождения обучающегося
2 четверть
Содержание
коррекционной работы
Учащ-ся педагог Роди
тели
1 четверть
Содержание
ФИО учащегося__________Класс___________
Виды
корек
ц.
возде
йствия
,
сроки
испол
нения
коррекционной работы
Учащ-ся педагог Роди
тели
Специ
алист
ы
Учитель
–
дефект0
л.
Учитель -
логопед
Педагог
-
психолог
Программа индивидуального
сопровождения для обучающегося 1
класса с трудностями в школьной
№ №Содержание проводимой работы
адаптации
Сроки
выполнени
я
Ответствен
ные
Отметки
о
выполнен
ии
1
2
3
4
Знакомство с учащимся:
- Индивидуальные беседы.
- Наблюдение в ходе учебно-
воспитательного процесса.
- Скрининговые мед-кие
исследования.
Комплексная психолого-
педагогическая диагностика
готовности к школьному обучению.
Первичное речевое обследование
учащегося
Сентябрь
Октябрь
1 четверть
Кл. рук.
Психолог
Соц. педагог
Медик
Сентябрь
Октябрь
Учитель-
дефектолог
Психолог
Сентябрь
Логопед
Индивидуальные занятия по
коррекции речевых недостатков
1
четверть
Логопед
Программа индивидуального
сопровождения для обучающегося 1
с трудностями в школьной адаптации
класса
(образец)
5
6
7
8
Индивидуальная психолого-
педагогическая коррекция по
результатам психолого-
педагогических исследований
Знакомство с семьей учащегося.
Беседы с родителями о состоянии
здоровья и готовности учащегося к
обучению;
Групповые занятия по адаптации
учащегося к школе
Индивидуальные Коррекционно-
развивающие занятия с учащимся по
теме:
"Коррекция поведения и общения"
"Коррекция познавательных процессов"
Октябрь-
декабрь
Сентябрь-
Октябрь
1
четверть
1 полугодие
Психолог
Учитель-
дефектолог
Кл. руководитель
Медик
Психолог
Социальный
педагог
Психолог
Психолог
Учитель-
дефектолог
9
10
11
Беседы с родителями об адаптации
учащегося; соблюдении режима дня,
занятости во 2 половине дня
Анкетирование по первичной
социальнопедагог. адаптации к школе
Анкетирование родителей выявление
индивидуальнопсихол. особенностей
ребёнка
1 полугодие
Ноябрь
Декабрь
12
Родительское собрание о прохождении
адаптации учащимися класса
Ноябрь
13
14
Анализ успеваемости результатов за 1 и
2 четверти
1 полугодие
Заседание ПМПК
Итоги сопровождения
Декабрь
Классный
руководитель
Психолог
Социальный
педагог
Психолог
Кл. руководитель
Учитель
дефектолог
Кл. руководитель
с участием
специалистов
ПМПк
.Кл. руководитель
Учитель
дефектолог
Психолог,
дефектолог
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
Психологическое наблюдение
Понятийное логическое мышление
Понятийное образное мышление
Скорость переработки информации
Внимательность
Кратковременная речевая память
Кратковременная зрительная память
Настроение
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
2 четв.
3 четв.
4 четв.
1 четв.
Логопедическое наблюдение
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Лексика
Грамматика
Связная речь
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
3 четв.
2 четв.
4 четв.
1 четв.
Педагогическое наблюдение
Сформированность учебных
навыков:
математика
чтение
письмо
Сформированность школьно –
значимых умений:
умение планировать свою деятельность
способность понять и принять инструкцию
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
Медицинское наблюдение
Медикаментозное лечение
Физиолечение
Массаж
Анализ выполненных рекомендаций всеми
специалистами
(Что удалось? Что не получилось? Почему?)
В конце учебного года по результатам заполненного
каждым специалистом дневника динамического
наблюдения обучающегося делается вывод:
что удалось? Что не получилось? Почему?
Даются итоговые рекомендации:
Продолжить работу по сопровождению
данного обучающегося;
Снять обучающего с сопровождения, ввиду
коррекции трудностей в обучении
и школьной адаптации;
Изменить маршрут психолого педагогического
сопровождения;
Включить в сопровождение дополнительных специалистов
и т.д.
Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации
специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
содержит ряд принципиальных этапов.
В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением
образовательной организации его заключения о
психофизических особенностях ребенка, его статусе как
«ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями
каждым специалистом консилиума проводится углубленное
обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации
рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.
По результатам обследований специалистов проводится
коллегиальное заседание консилиума, на котором
определяется и конкретизируется весь комплекс специальных
образовательных условий обучения и воспитания ребенка с
ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. При
необходимости вносятся поправки в индивидуальный
коррекционный образовательный маршрут.
Итогом консилиумной сессии является заключение
консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и
индивидуальная программа сопровождения ребенка (в рамках
реализации адаптированной образовательной программы) на
определенный период.
Задачи специалистов ПМПк в рамках ППС детей с ОВЗ
•специалисты психологопедагогического сопровождения разрабатывают адаптированную
образовательную программу, коррекционные программы, комплекс мероприятий по
психологосоциальнопедагогическому сопровождению, систему отслеживания динамики
развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционноразвивающей
работы, проводят консультации с выработкой рекомендаций педагогам и родителям;
•учителя адаптируют программы по отдельным предметам и корректируют сам учебный
процесс (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения);
•завуч осуществляет подготовку и организацию встреч, налаживает координацию усилий
всех участников ПМПк, составляет индивидуальный учебный план;
•тьютор (ассистент учителя) режим пребывания в ОО, помогают
•осуществлять организационные моменты, ведет дневник наблюдений, при необходимости
проводит индивидуальные занятия;
•социальный педагог – разрабатывает программу формирования социальной
компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе
дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий;
•команда поддержки (ПМПк) определяет критерии и условия оценивания результатов
обучения для ребенка с ОВЗ.
Вывод
и
работа
тесного
организации
эффективного
Без
постоянного
контакта,
педагогов
взаимодействия
со
образовательной
консилиума,
специалистами
реабилитация
эффективная
и
невозможна.
всего
слаженная
коллектива
педагогического
своевременному
способствует
выявлению проблем и оказанию
эффективной помощи воспитанникам
с ОВЗ.
Только
чёткая
Литература
Письмо МОиН РФ от от 27 июня 2003 г. N 2851513/16 «О методических
рекомендациях по психолого –педагогическому сопровождению обучающихся»;
Рабочая книга психологомедикопедагогического Консилиума
( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого
медикопедагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М.
Семаго/ М., 2000.
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И.
Психологомедикопедагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих
материалов / под общей ред. М.М.Семаго М., АРКТИ, 1999. – 138с.
Нам А.Б. Система психологомедикопедагогических консилиумов как
продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения
по комплексному сопровождению ребенка // Администратор образования. – 2008.
№15.
О порядке создания и организацииработы психологомедикопедагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. 2006. №1