Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
дефектология
Взрослым
14.07.2018
В данном материале подробно рассматривается организация работы специалистов ПМПконсилиумов в ОУ. Указаны основные цели и задачи, направления работы, состав, виды консилиумов и основные функции специалистов в рамках сопровождения. Приведен пример составления программы и этапы сопровождения. Приводится алгоритм деятельности членов ПМПк.
Организация ПМП консилиумов.pptx
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Психолого – медико – педагогический
консилиум в образовательном
учреждении
Подготовила
Руководитель ТПМПК г. Якутска
Попова Ирина Константиновна
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Деятельность ПМПк
регламентируется:
Инструктивное письмо МО РФ от 27.03.2000 г. №
27/9016 «О психологомедикопедагогическом
консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Приказ МО РС (Я) от 15.05.2000 г. № 0129/424
Приказ и Положение Управления образования г.
Якутска « О создании психолого – медико –
педагогических консилиумов в муниципальных
образовательных учреждениях Городского округа
«Город Якутск» № 0110/671 от 18.11.2009 г.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Цель работы ПМПк
психолого
медико
Целью ПМПк является обеспечение диагностико
коррекционного
педагогического сопровождения воспитанников с
состояниями
отклонениями
декомпенсации, в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и
состоянием
индивидуальными
соматического и нервнопсихического
здоровья
воспитанников.
развитии и/или
особенностями,
в
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Задачи ПМПконсилиумов:
Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей и/
состояний декомпенсации с первых дней пребывания ребенка в ОУ;
Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка;
Определение готовности к школьному обучению детей,
поступивших в школу, с целью вычленения «группы риска»;
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие ребёнка, динамику его состояния, перспективное
планирование коррекционно – развивающей работы;
Организация взаимодействия между педагогическим коллективом
ОУ и специалистами, участвующими в работе ПМПКонсилиума;
Направление ребёнка в ПМПК территориального и центрального
уровня в случае трудностей в диагностике или конфликтной
ситуации .
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Задачи ПМПконсилиумов
(дополнительные после введения ФГОС
ОВЗ)
Консолидированное решение, определяющее особенности процесса
комплексного индивидуально ориентированного сопровождения ребенка с ОВЗ;
Участие специалистов в адаптации образовательной программы,
рекомендуемой ребенку (коррекционной программы, как ее компонента в
соответствии с выявленными особенностями психического и физического
развития ребенка). Включение родителей как полноправных участников в
обсуждение и разработку СОУ, в том числе, в рамках АОП;
Определение динамики развития и образования ребенка, включая
эффективность реализации специальных образовательных условий,
эффективность коррекционноразвивающих мероприятий специалистов
консилиума в рамках психологопедагогического сопровождения;
Информирование родителей о результатах реализации АОП и социальной
адаптации.
организационнометодическая поддержка педагогического состава организации
в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с
ОВЗ.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Состав ПМПконсилиума
Методист или зам. директора
по УР (председатель ПМПк)
Учитель – логопед
Учитель дефектолог;
Педагог психолог;
Врач (педиатр, невролог,
детский психиатр);
Учителя (предметники)
Воспитатели с большим
стажем работы.
Отсутствующие специалисты
привлекаются в ПМПк на
договорной основе
Специалисты,
включенные
в ПМПк,
выполняют
работу
в
рамках
основного
рабочего
в
соответствии с реальным
запросом на обследование
детей.
времени,
Специалистам может быть
установлена доплата за
увеличение объема работ
(за
выплат
стимулирующего ФОТ).
счёт
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Основные направления работы ПМПк
Диагностический блок
обследование по запросу
специалистов, воспитателей,
родителей (законных
представителей); диагностику,
динамическое наблюдение.
Блок анализа и планирования
предполагает анализ результатов
диагностики, выбор способа организации
коррекционноразвивающего процесса,
планирование работы, статистический
учет.
Коррекционноразвивающая работа
предусматривает проведение коррекционно
развивающих занятий с воспитанниками: с
педагогомпсихологом по развитию психических
процессов, с учителем дефектологом по
развитию познавательных процессов, с учителем
логопедом по совершенствованию различных
сторон речи, с музыкальным руководителем по
развитию темпа и ритма, с учителем по физической
культуре по развитию общей моторики.
Блок профилактической и
консультативной работы
включает углублённые
диагностические обследования,
консультации для педагогов и
родителей детей с ОВЗ.
Блок контроля
предоставление информации о
работе ПМПк на педагогических
советах, на родительских собраниях,
подведение итогов за учебный год.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Основные функции специалистов ПМПк
образовательного учреждения:
Экспертнодиагностическая: специалисты ПМПк
образовательного учреждения осуществляют диагностику
развития ребенка, уровень сформированности знаний, умений
и навыков общесоциального и академического плана,
целостное развитие личности, способностей к самореализации,
адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном
этапе.
Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный
уровень диагностики развития ребенка.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Аналитическая функция
1. Профессиональный анализ каждым специалистом ПМПк
«входящей» информации и результатов обследования ребенка.
Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике
развития ребенка:
планирование обследования ребенка на ПМПк на основании
«первичного анализа».
решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.
коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.
2. Представление ежегодной аналитической справки по
результатам деятельности ПМПк руководителю
образовательного учреждения.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Организационная функция
1. Координация деятельности специалистов и педагогов
образовательного учреждения в решении психолого
педагогических и коррекционноразвивающих задач в работе с
детьми и подростками.
2. Разработка и реализация форм взаимодействия ПМПк
образовательного учреждения с другими учреждениями,
осуществляющими психологопедагогическое и медико
социальное сопровождение и поддержку развития детей и
подростков.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Методическая функция:
Проведение методических совещаний специалистами ПМПк.
На всех уровнях системы социальнопсихологопедагогического
сопровождения образовательного процесса используются:
1. Единый пакет стандартизированных диагностических методик для
обследования детей (набор диагностических методик для каждого
конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования
ребенка).
2. Единые требования к формам документации и статистической
отчетности по результатам деятельности.
3. Единые требования к процедуре обследования ребенка, в
соответствии с показаниями.
Обязательное для каждого специалиста ПМПк повышение квалификации
на соответствующих профильных курсах, не реже одного раза в пять лет.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Консультативная функция:
Все специалисты ПМПк, посредством профессионально
организованных способов осуществляют консультирование детей
и подростков с отклонениями в развитии; консультирование лиц,
представляющих интересы детей с отклонениями в развитии.
Функция сопровождения:
контроль эффективности психолого педагогической и
коррекционноразвивающей деятельности специалистов ПМПк.
Просветительская функция: обмен основами
профессиональных знаний с педагогами, воспитателями, детьми,
общественностью и специалистов между собой.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Алгоритм деятельности членов ПМПк
Сбор информаций о ребенке, зачисленном в ОУ ;
проведение первичной диагностики, соматического,
психического, социального здоровья.
Анализ полученной информации, определения
количества детей, нуждающихся в медицинской и
специальной педагогической помощи, конкретизация
помощи для каждого ребенка (логопедическая,
психологическая, социальная, медицинская,
комплексная).
Совместная разработка рекомендаций для ребенка,
родителей, педагогов школы;
составление индивидуальной комплексной учебно
коррекционной программы (деятельность педагога
психолога, учителя ОШ, учителядефектолога, учителя
логопеда, врачей, соцпедагога и родителей.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
образовательного маршрута и режима.
Консультирование всех участников индивидуального
психологомедикопедагогического сопровождения о путях и
способах и методах решения проблем ребенка.
Выполнение рекомендаций всеми участниками
сопровождения образовательного процесса.
Алгоритм деятельности членов ПМПк
Составление индивидуального коррекционно
Анализ выполнения рекомендаций всеми членами службы
сопровождения (выявление положительной или
отрицательной динамики: что получилось? что не удалось?
почему?).
Каждую четверть специалисты ПМПк отслеживают качество
обучения детей, усвоения образовательной программы, для
этого проводятся самостоятельные и контрольные работы.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
На период подготовки ПМПк и последующей реализации
рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист:
учитель и / или классный руководитель, воспитатель ДОУ или
др.
специалист, проводящий коррекционную работу.
повторных
обсуждений
Ведущий специалист отслеживает динамику развития
ребенка и эффективность оказываемой помощи и выходит с
ПМПк.
инициативой
Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического развития ребенка
(без указания диагноза) и программу коррекционной помощи,
обобщающую рекомендации специалистов; подписывается
ПМПк.
председателем
Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения
родителей, предложенные рекомендации реализуются только с
их согласия.
на
и
всеми
членами
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Виды консилиумов
Диагностический (на нем анализируются результаты диагностики,
даются рекомендации по его дальнейшему сопровождению);
Аналитический (анализ результативности коррекционной работы
или корректировка образовательного маршрута и режима
обучения);
Проблемный (приглашается учитель, и команда специалистов
обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребенка с
целью выработки рекомендаций для педагога);
Методический (нацелен на подготовку материалов для проведения
консультаций, самообразование, повышения профессиональной
компетентности специалистов), проводится не реже одного раза в
месяц, особое значение такой консилиум имеет в том случае, если
мало узких специалистов.
Итоговый (проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в
конце учебного года).
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
На учебный год планируется не менее 4 плановых заседаний
ПМПк , но по запросам участников образовательного
процесса могут проводиться и внеплановые
Плановые ПМПк
определение путей психолого
медикопедагогического
сопровождения детей с
проблемами в развитии;
выработка согласованных
решений по определению
образовательного
коррекционноразвивающего
маршрута воспитанника;
динамическая оценка
состояния ребёнка и коррекция
ранее намеченной программы.
Внеплановые ПМПк
проводятся по запросам
специалистов, организующих
коррекционноразвивающее
обучение с детьми, а также по
запросам родителей (законных
представителей) воспитанников ОУ.
Поводом для внепланового ПМПк
является отрицательная динамика
развития ребенка и необходимость
изменения ранее проводимой
коррекционной работы.
изменение ранее проводимой
коррекционноразвивающей
программы в случае её
неэффективности.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Формы учета деятельности специалистов ПМПк
Журнал предварительной записи детей на ПМПк;
Журнал регистрации ПМПконсилиумов МОУ СОШ №;
Дневник динамического наблюдения ребёнка;
Выписки из протокола №___ ПМПк;
Протоколы первичного обследования ПМПк МОУ;
Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями
(законными представителями) учащегося;
Статистический учет деятельности ПМПк;
Нормативные и методические документы ПМПк МОУ;
План работы ПМПк на уч.год;
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Варианты категории детей с минимальными
нарушениями
Дети с минимальными нарушениями слуха;
Дети с минимальными нарушениями зрения
(косоглазие, амблиопия);
Дети с нарушениями речи;
Дети с лёгкой задержкой психического развития;
Педагогически запущенные дети;
Дети – носители негативных психических состояний
(утомляемые, тревожные, с нарушениями сна,
аппетита);
Дети часто болеющие, аллергики, посттравматики;
Дети с психопатоподобными формами поведения
(аффективная возбудимость, истероидность);
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Варианты категории детей с
минимальными нарушениями
Дети с нарушенными формами поведения
органического генеза (гиперактивность, СДВГ);
Дети с психогениями (неврозами);
Дети с начальным проявлением психических
заболеваний (шизофрения , РДА, эпилепсия);
Дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии
церебрально – органической природы;
Дети, имеющие асинхронию созревания отдельных
структур головного мозга или нарушение их
функционального или органического генеза.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Этапы индивидуального
сопровождения ребенка
1 этапом по сопровождению ребенка
является сбор информации о ребенке.
2 этап анализ полученной информации.
3 этап совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей,
специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого
«проблемного» ребенка.
4 этап консультирование всех участников сопровождения о способах решения
проблем ребенка.
5 этап решение проблем. Выполнение рекомендаций каждым участником
сопровождения.
6 этап анализ выполненных рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что
не получилось? Почему?)
7 этап дальнейший анализ развития ребенка (Что мы делаем дальше?)
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Программа комплексного сопровождения обучающегося
2 четверть
Содержание
коррекционной работы
Учащ-ся педагог Роди
тели
1 четверть
Содержание
ФИО учащегося__________Класс___________
Виды
корек
ц.
возде
йствия
,
сроки
испол
нения
коррекционной работы
Учащ-ся педагог Роди
тели
Специ
алист
ы
Учитель
–
дефект0
л.
Учитель -
логопед
Педагог
-
психолог
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Программа индивидуального
сопровождения для обучающегося 1
класса с трудностями в школьной
№ №Содержание проводимой работы
адаптации
Сроки
выполнени
я
Ответствен
ные
Отметки
о
выполнен
ии
1
2
3
4
Знакомство с учащимся:
- Индивидуальные беседы.
- Наблюдение в ходе учебно-
воспитательного процесса.
- Скрининговые мед-кие
исследования.
Комплексная психолого-
педагогическая диагностика
готовности к школьному обучению.
Первичное речевое обследование
учащегося
Сентябрь
Октябрь
1 четверть
Кл. рук.
Психолог
Соц. педагог
Медик
Сентябрь
Октябрь
Учитель-
дефектолог
Психолог
Сентябрь
Логопед
Индивидуальные занятия по
коррекции речевых недостатков
1
четверть
Логопед
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Программа индивидуального
сопровождения для обучающегося 1
с трудностями в школьной адаптации
класса
(образец)
5
6
7
8
Индивидуальная психолого-
педагогическая коррекция по
результатам психолого-
педагогических исследований
Знакомство с семьей учащегося.
Беседы с родителями о состоянии
здоровья и готовности учащегося к
обучению;
Групповые занятия по адаптации
учащегося к школе
Индивидуальные Коррекционно-
развивающие занятия с учащимся по
теме:
"Коррекция поведения и общения"
"Коррекция познавательных процессов"
Октябрь-
декабрь
Сентябрь-
Октябрь
1
четверть
1 полугодие
Психолог
Учитель-
дефектолог
Кл. руководитель
Медик
Психолог
Социальный
педагог
Психолог
Психолог
Учитель-
дефектолог
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
9
10
11
Беседы с родителями об адаптации
учащегося; соблюдении режима дня,
занятости во 2 половине дня
Анкетирование по первичной
социальнопедагог. адаптации к школе
Анкетирование родителей выявление
индивидуальнопсихол. особенностей
ребёнка
1 полугодие
Ноябрь
Декабрь
12
Родительское собрание о прохождении
адаптации учащимися класса
Ноябрь
13
14
Анализ успеваемости результатов за 1 и
2 четверти
1 полугодие
Заседание ПМПК
Итоги сопровождения
Декабрь
Классный
руководитель
Психолог
Социальный
педагог
Психолог
Кл. руководитель
Учитель
дефектолог
Кл. руководитель
с участием
специалистов
ПМПк
.Кл. руководитель
Учитель
дефектолог
Психолог,
дефектолог
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
Психологическое наблюдение
Понятийное логическое мышление
Понятийное образное мышление
Скорость переработки информации
Внимательность
Кратковременная речевая память
Кратковременная зрительная память
Настроение
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
2 четв.
3 четв.
4 четв.
1 четв.
Логопедическое наблюдение
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Лексика
Грамматика
Связная речь
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
3 четв.
2 четв.
4 четв.
1 четв.
Педагогическое наблюдение
Сформированность учебных
навыков:
математика
чтение
письмо
Сформированность школьно –
значимых умений:
умение планировать свою деятельность
способность понять и принять инструкцию
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Отслеживание результатов сопровождения
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Наблюдения
Уровень развития
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
Медицинское наблюдение
Медикаментозное лечение
Физиолечение
Массаж
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Анализ выполненных рекомендаций всеми
специалистами
(Что удалось? Что не получилось? Почему?)
В конце учебного года по результатам заполненного
каждым специалистом дневника динамического
наблюдения обучающегося делается вывод:
что удалось? Что не получилось? Почему?
Даются итоговые рекомендации:
Продолжить работу по сопровождению
данного обучающегося;
Снять обучающего с сопровождения, ввиду
коррекции трудностей в обучении
и школьной адаптации;
Изменить маршрут психолого педагогического
сопровождения;
Включить в сопровождение дополнительных специалистов
и т.д.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации
специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
содержит ряд принципиальных этапов.
В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением
образовательной организации его заключения о
психофизических особенностях ребенка, его статусе как
«ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями
каждым специалистом консилиума проводится углубленное
обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации
рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
По результатам обследований специалистов проводится
коллегиальное заседание консилиума, на котором
определяется и конкретизируется весь комплекс специальных
образовательных условий обучения и воспитания ребенка с
ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. При
необходимости вносятся поправки в индивидуальный
коррекционный образовательный маршрут.
Итогом консилиумной сессии является заключение
консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и
индивидуальная программа сопровождения ребенка (в рамках
реализации адаптированной образовательной программы) на
определенный период.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Задачи специалистов ПМПк в рамках ППС детей с ОВЗ
•специалисты психологопедагогического сопровождения разрабатывают адаптированную
образовательную программу, коррекционные программы, комплекс мероприятий по
психологосоциальнопедагогическому сопровождению, систему отслеживания динамики
развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционноразвивающей
работы, проводят консультации с выработкой рекомендаций педагогам и родителям;
•учителя адаптируют программы по отдельным предметам и корректируют сам учебный
процесс (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения);
•завуч осуществляет подготовку и организацию встреч, налаживает координацию усилий
всех участников ПМПк, составляет индивидуальный учебный план;
•тьютор (ассистент учителя) режим пребывания в ОО, помогают
•осуществлять организационные моменты, ведет дневник наблюдений, при необходимости
проводит индивидуальные занятия;
•социальный педагог – разрабатывает программу формирования социальной
компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе
дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий;
•команда поддержки (ПМПк) определяет критерии и условия оценивания результатов
обучения для ребенка с ОВЗ.
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Вывод
и
работа
тесного
организации
эффективного
Без
постоянного
контакта,
педагогов
взаимодействия
со
образовательной
консилиума,
специалистами
реабилитация
эффективная
и
невозможна.
всего
слаженная
коллектива
педагогического
своевременному
способствует
выявлению проблем и оказанию
эффективной помощи воспитанникам
с ОВЗ.
Только
чёткая
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Литература
Письмо МОиН РФ от от 27 июня 2003 г. N 2851513/16 «О методических
рекомендациях по психолого –педагогическому сопровождению обучающихся»;
Рабочая книга психологомедикопедагогического Консилиума
( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого
медикопедагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М.
Семаго/ М., 2000.
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И.
Психологомедикопедагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих
материалов / под общей ред. М.М.Семаго М., АРКТИ, 1999. – 138с.
Нам А.Б. Система психологомедикопедагогических консилиумов как
продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения
по комплексному сопровождению ребенка // Администратор образования. – 2008.
№15.
О порядке создания и организацииработы психологомедикопедагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. 2006. №1
Презентация "Психолого – медико – педагогический консилиум в образовательном учреждении
Спасибо
за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.