Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике.
Разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам
(языку, математике, рисованию и др.)Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.
«Развитие интеллектуальных
способностей дошкольников
через конструктивную деятельность»
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта».
Ж. Пиаже
• Конструирование теснейшим образом связано с
интеллектуальным развитием ребенка. При
помощи конструирования у детей развивается
техническое мышление, концептуальное
мышление, речевая деятельность и
способности: конструировать, планировать,
думать, оценивать, классифицировать, считать,
оценивать результат, совместно решать задачи,
распределять роли, объяснять важность
данного конструктивного решения. Дети учатся
определять, на что похож предмет и чем он
отличается от других, представлять предметы в
различных пространственных положениях и
мысленно менять их взаимное расположение;
овладевают умением соизмерять ширину,
длину, высоту предметов; у них
совершенствуется острота зрения, восприятие
формы и размеров объекта, пространства.
Конструирование из игровых строительных
материалов является наиболее доступным и
легким видом конструирования для
дошкольников. Детали строительных
наборов представляют собой правильные
геометрические тела (кубы, цилиндры,
бруски и т. д.) с математически точными
размерами всех их параметров. Это дает
возможность детям с наименьшими
трудностями, чем из других материалов,
получить конструкцию предмета, передавая
пропорциональность его частей,
симметричное их расположение построек.
Конструктивная деятельность
способствует становлению важнейшего
умственного действия – наглядного
моделирования; развивает способность
воспринимать свойства предметного мира;
понимать существенные зависимости
структуры предмета и его функции и
создавать новые, оригинальные образы
• Приступая к конструированию, перед
детьми ставится определенная задача,
требующую умственного напряжения.
Особое удовлетворение и радость
вызывает у них успешно выполненная
задача. Особое внимание уделяется
конструированию по условиям,
например: «Построй мост через реку
(определенной ширины), чтобы по
нему могли разъехаться две машины».
• При конструировании дается
примерный образец, показываются
основные части конструкции и
предлагается детям воплотить свои
замыслы, поскольку это способствует
развитию умения самостоятельно
намечать тему постройки, подбирать
нужный материал.
• Современные условия развития общества
требуют абсолютно нового, нестандартного
подхода к организации образовательного
процесса. Воспитатель детского сада должен
владеть арсеналом методов, приемов, быть
универсалом, который способен варьировать,
создавать, видеть перспективу,
экспериментировать. Заинтересовать
дошкольников, увлечь их, в доступной
игровой форме познакомить со сложными
понятиями помогает тщательно
организованная развивающая предметно
пространственная среда, новые пособия,
игрушки.
• Совершенно недавно в моей педагогической
деятельности произошло знакомство с
трансформируемым
игровым конструктором для
обучения «Тико». Он представляет собой
набор ярких плоскостных фигур из
пластмассы, которые шарнирно соединяются
между собой.
Использование обучающего конструктора ТИКО –
эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования,
дети не замечают, как в игре педагогом реализуются
воспитательные и образовательные задачи.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику,
воображение, эстетический вкус, пространственное мышление,
логику, сообразительность и внимание.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития
творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание,
память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать
материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и
недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты
своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется
сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В ходе планомерной работы у детей вырабатывается
умение выделять основные этапы создания конструкций и
самостоятельно планировать их изготовление,
объективно оценивать качество своей работы и работы
товарищей, находить причины неудач. При этом мы
поощряем творческую инициативу, выдумку, фантазию и
изобретательность.
В ходе конструктивной деятельности:
• у детей расширяется интерес к деятельности людей по
созданию архитектурных, художественных ценностей,
технических изобретений, предметов, вещей,
необходимых для жизни людей;
• формируется интерес к конструированию из разных
материалов;
• совершенствуются конструкторские навыки при
создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу
из строительного материала, разных конструкторов и в
плоскостном моделировании;
• формируются представления о строительных элементах
и их конструктивных свойствах;
• развивается стремление к творчеству,
экспериментированию и изобретательству;
• развивается способность к самостоятельному анализу
сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу);
• совершенствуются навыки пространственной
ориентации;
• формируется стремление к совместной деятельности;
• ? формируются навыки коммуникативного, делового
общения.
• Конструирование это особая форма детской деятельности,
основная цель – получение определенного продукта, создание из
различных материалов разнообразные игровые поделки.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей,
что очень важно для всестороннего развития личности.