Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.
Иконка файла материала презентация конструирование_WEB.pptx
«Развитие интеллектуальных  способностей дошкольников  через конструктивную деятельность» «Конструируя, ребенок действует,  как зодчий, возводящий здание  собственного интеллекта».                                                         Ж. Пиаже
• Конструирование теснейшим образом связано с  интеллектуальным развитием ребенка. При  помощи конструирования у детей развивается  техническое мышление, концептуальное  мышление, речевая деятельность и  способности: конструировать, планировать,  думать, оценивать, классифицировать, считать,  оценивать результат, совместно решать задачи,  распределять роли, объяснять важность  данного конструктивного решения. Дети учатся  определять, на что похож предмет и чем он  отличается от других, представлять предметы в  различных пространственных положениях и  мысленно менять их взаимное расположение;  овладевают умением соизмерять ширину,  длину, высоту предметов; у них  совершенствуется острота зрения, восприятие  формы и размеров объекта, пространства.
Конструирование из игровых строительных  материалов является наиболее доступным и  легким видом конструирования для  дошкольников. Детали строительных  наборов представляют собой правильные  геометрические тела (кубы, цилиндры,  бруски и т. д.) с математически точными  размерами всех их параметров. Это дает  возможность детям с наименьшими  трудностями, чем из других материалов,  получить конструкцию предмета, передавая  пропорциональность его частей,  симметричное их расположение построек.
Конструктивная деятельность  способствует становлению важнейшего  умственного действия – наглядного  моделирования; развивает способность  воспринимать свойства предметного мира;  понимать существенные зависимости  структуры предмета и его функции и  создавать новые, оригинальные образы
• Приступая к конструированию, перед  детьми ставится определенная задача,  требующую умственного напряжения.  Особое удовлетворение и радость  вызывает у них успешно выполненная  задача. Особое внимание уделяется  конструированию по условиям,  например: «Построй мост через реку  (определенной ширины), чтобы по  нему могли разъехаться две машины». • При конструировании дается  примерный образец, показываются  основные части конструкции и  предлагается детям воплотить свои  замыслы, поскольку это способствует  развитию умения самостоятельно  намечать тему постройки, подбирать  нужный материал.
• Современные условия развития общества  требуют абсолютно нового, нестандартного  подхода к организации образовательного  процесса. Воспитатель детского сада должен  владеть арсеналом методов, приемов, быть  универсалом, который способен варьировать,  создавать, видеть перспективу,  экспериментировать. Заинтересовать  дошкольников, увлечь их, в доступной  игровой форме познакомить со сложными  понятиями помогает тщательно  организованная развивающая предметно­ пространственная среда, новые пособия,  игрушки. • Совершенно недавно в моей педагогической  деятельности произошло знакомство с  трансформируемым  игровым конструктором для  обучения «Тико». Он представляет собой  набор ярких плоскостных фигур из  пластмассы, которые шарнирно соединяются  между собой.
Использование обучающего конструктора ТИКО –  эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста.  Увлеченные в процесс моделирования и конструирования,  дети не замечают, как в игре педагогом реализуются  воспитательные и образовательные задачи.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику,  воображение, эстетический вкус, пространственное мышление,  логику, сообразительность и внимание.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития  творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание,  память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать  материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и  недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты  своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется  сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В ходе планомерной работы у детей вырабатывается  умение выделять основные этапы создания конструкций и  самостоятельно планировать их изготовление,  объективно оценивать качество своей работы и работы  товарищей, находить причины неудач. При этом мы  поощряем творческую инициативу, выдумку, фантазию и  изобретательность.
В ходе конструктивной деятельности: • у детей расширяется интерес к деятельности людей по  созданию архитектурных, художественных ценностей,  технических изобретений, предметов, вещей,  необходимых для жизни людей; • формируется интерес к конструированию из разных  материалов; • совершенствуются конструкторские навыки при  создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу  из строительного материала, разных конструкторов и в  плоскостном моделировании; • формируются представления о строительных элементах  и их конструктивных свойствах; • развивается стремление к творчеству,  экспериментированию и изобретательству; • развивается способность к самостоятельному анализу  сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу); • совершенствуются навыки пространственной  ориентации; • формируется стремление к совместной деятельности; • ? формируются навыки коммуникативного, делового  общения.
• Конструирование ­ это особая форма детской деятельности,  основная цель – получение определенного продукта, создание из  различных материалов разнообразные игровые поделки.  Конструирование больше, чем другие виды деятельности,  подготавливает почву для развития технических способностей детей,  что очень важно для всестороннего развития личности.