Презентация "Рефлексивные тенники"

  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация показывает какие технологии может использовать учитель при проведении рефлексии в конце урока или мероприятия. На сегодняшний день данная работа изучена достаточно мало. Так же может быть полезна администрации при проведении педсовета, семинара и проведении рефлексии после данной работы.
Иконка файла материала рефлексивные техники.pptx
Рефлексия в Рефлексия в обучении обучении Майорова С.М. Майорова С.М.
Что такое Что такое рефлексия? рефлексия? Для чего Для чего необходима необходима рефлексия? рефлексия?
Рефлексия Рефлексия ( от лат. Reflexio – обращение назад) – процесс субъектом самопознания внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия Рефлексия рассматривается как человеческая специфически способность, которая позволяет представлять субъекту собственные мысли, состояния, эмоциональные межличностные и действия предмет отношения рассмотрения специального (анализа и оценки) и практического преобразования. как
Рефлексия Задача рефлексии – внешнего осознание и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
Уровни рефлекс ии 1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень Уровни рефлексии (А.В.Карпов) Содержание Включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека. Предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте. Включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе.
Виды рефлексии Функции Вид 1. я Ситуативна Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего.
Вид 2. ая Ретроспективн Виды рефлексии Функции Служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом. Эта форма может служить выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов. для
Виды рефлексии Функции Вид 3. ная Перспектив рефлексия Включает в себя размышления о предстоящей деятельности, ходе представление деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов. о
Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности Направление использования 1. Урок, занятие • учитель • педагог Педагогическая специальность 2. Воспитательное мероприятие (праздник, предметник; дополнительного образования; • воспитатель ГПД. • классный • педагог руководитель; организатор; – –
Направления использования и применения рефлексии в педагогической деятельности • директор; • заместитель директора; Родительское • классный руководитель; собрание • педагог – психолог. • учитель – предметник; • педагог Тематическая 3. 4. неделя 5. Летний лагерь дополнительного образования. • вожатый, • воспитатель; • инструктор физкультуре. по
Методика организации рефлексии ученика на уроке • 1.Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. • 2.Восстановление последовательности выполненных действий. • 3.Изучение составленной последовательности действий с точки эффективности, ее зрения продуктивности, соответствия поставленным задачам. • 4.Выявление и формулирование результатов рефлексии.
Рефлексивные техники Важные аспекты организации Важные аспекты организации рефлексивной деятельности рефлексивной деятельности учащихся – ограниченность во учащихся – ограниченность во времени. времени. Техники эмоционального состояния Техники эмоционального состояния должны быть краткими, должны быть краткими, лаконичными, быстро лаконичными, быстро проводимыми, ненавязчивыми. проводимыми, ненавязчивыми.
Техники эмоционального состояния Вербальные Вербальные Невербальные Невербальные техники техники « + » « + » н-ное н-ное 1. Живое, 1. Живое, непринуждё непринуждё общение, общение, проговарива проговарива ние своих ние своих эмоций. эмоций. « - » « - » 1. Не все 1. Не все могут могут высказат высказат ься ься искренне. искренне. техники техники « + » « + » 1.Каждый 1.Каждый может может смело смело выразить выразить своё своё мнение. мнение. 2.Проводят 2.Проводят намного намного красочнее. красочнее. ся ся « - » « - » 1. 1. вие вие Отсутст Отсутст живого живого общени общени я. я.
1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример № 1. Фотосъёмка. Описание: Представьте, что сегодня весь урок (педсовет, родительское собрание) снимал фотограф. Но, увы, из-за неумелости фотографа плёнка попробуем засветилась. этой кадр восстановить плёнки. «Восстанавливаются»: а) эмоциональные Давайте каждый самые яркие, кадры;
1. Вербальные техники эмоционального состояния Пример № 2. Если бы я был бы были волшебником. Если Вы Описание: волшебником, то сегодня ……. • похвалили... • добавили… • исправили… • убрали…
1. Вербальные техники эмоционального состояния 1. Пример № 3. Ассоциации. Обучающимся Вариант № предлагается подумать и высказаться, на что похож проведённый урок. Сделать это можно по очереди, передавая право голоса друг другу с помощью какого – либо предмета. Вариант № 2. Подумать и высказаться, с чем учащийся мог бы ассоциировать себя на уроке (труженик, лентяй, пчёлка…).
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример № 1. Облако настроения.
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример № 2. Корабли. понравил не ось понравил ось Совет:
2. Невербальные техники эмоционального состояния Пример № 3. Мишень настроения. «Хорошо» в 10 окружности. Задание: Учащиеся отмечают на мишени степень усвоения материала или своё настроение и т.д. 9876 1 0
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример № 2. Теннисный мяч. В начале урока учитель начинает предложение, продолжение которого договаривает тот ученик, которому бросают мяч (лучше маленький, можно теннисный). Пример проведения техники: Учитель: Ты пришёл сегодня на урок с желанием… А (ловит мяч и продолжает) … получить знания (бросает мяч ученику Б). Б (продолжает цепочку ответов) … узнать новое о… (бросает мяч ученику В). В (ловит мяч и продолжает) … получить хорошую оценку … В ключевое предложение: «Сегодня я узнал…», «Было интересно учитель меняет конце урока
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример № 5. Твой выбор. 0 Задание: Отметьте на оси в зависимости от вашего воображения: 1. Насколько вам интересна тема урока 2. Насколько успешно вы справились с учебными задачами . . 3. Насколько вы были включены в работу и т.д.
3. Техники рефлексии, направленные на анализ собственной деятельности обучающегося Пример № 6. Анкета с выбором ответа. активно/пассивно 1. На уроке я работал 2. Своей работой на доволен/не доволен уроке я коротким/длинным 3. показался 4. За урок я 5. Моё настроение Урок для меня 6. Материал урока мне был не устал/устал стало лучше/стало хуже понятен/не понятен; интересен/скучен
5. Техники рефлексии, направленные на развитие творческих способностей Пример №1 Синквейн. В первой предмет. и строке пишется существительное, прилагательное, характеризующее существительное. Четвёртая строка – действие. Пятая – вывод. Алгоритм работы: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводится несколько третья – Вторая синквейнов. Задаётся тема. 3. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются синквейнов варианты по желанию учеников.
Вопросы для проведения рефлексии участникам олимпиады • 1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? • 2.Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? • 3.Какие были основные трудности и как я их преодолевал? • 4.Замечания и предложения на будущее (себе, учителям, организаторам олимпиады)
Рефлексия и самооценка своего труда Рефлексия учебного года Ф.И. ученика _________ Класс_________- 1.Мое самое большое дело за учебный год 2.В чем я изменился за год? 3.Мой самый большой успех? 4.Моя самая большая трудность? 5.Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? 6.Чему я научился по • математике • русскому языку • английскому языку и т.д.
Рефлексия и самооценка курса (темы) Самооценка ученика _____по курсу_______ 1.На занятиях я: -узнал -понял -научился 2.Лучше всего у меня получалось 3.Основные трудности у меня были 4. Какие изменения произошли у меня: ­ в знания по предмету ­ в умениях чувствовать и ощущать ­ в моих творческих способностях ­ В умениях осознавать себя (рефлексия) 5.Сам себе я желаю
Задание группам. Опишите вербальную и урока,..). 4. Рекомендации. невербальную технику по плану: 1. Необходимость инструментария техники. 2. Описание техники. 3. Примечания (возраст, этап
Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, направленность на саморазвитие.
Литература – Рефлексивные 1. техники эмоционального состояния детей/авт. сост. Л.В.Свешникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 79с.