Презентация к педсовету на тему «Рефлексия на уроках в начальных классах в условиях системно-деятельностного подхода».Одним из условий применения системно-деятельностного подхода является использование рефлексии. Рефлексия – завершающий этап в структуре современного урока, на котором происходит обобщение материала, подведение итогов. Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов.Презентация к педсовету.
Рефлексия
(от латинского
«отражение») – умение
размышлять, заниматься
самонаблюдением.
Виды учебных рефлексий
Физическая (успел – не успел)
Сенсорная (самочувствие: комфортно –
дискомфортно)
Интеллектуальная (что понял, что
осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал)
Духовная (стал лучше – хуже)
Задачи этапа рефлексии –
Помочь учащимся самостоятельно
обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить
направления в дальнейшем изучении
материала
Формы предъявления рефлексии
Устная
Письменная
Деятельность
Учителю следует: вернуть учащихся к
учителя во время рефлексии
первоначальным записям
предположениям; внести изменения; дать
творческие, исследовательские или
практические задания на основе
изученной информации
Деятельность
учащихся
Учащиеся соотносят
«новую» информацию со
«старой», используя
знания, полученные на
уроке
На стадии рефлексии осуществляется
анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах
или в группах.
Основные приемы
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Сама ТЕМА это «ствол дерева»
«Листочки» это ПРОГНОЗ
«Веточки» это АРГУМЕНТЫ,
обоснования прогнозов
Прием «ФИШБОУН»
Причина
Причина
Причина
Причина
Проблема
Проблема
Вывод
Вывод
ФактыФакты
ФактыФакты
«Оценочное окно»
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
«Знаю – Хочу знать – Узнал»
З –
что мы
знаем
Х –
что мы
хотим
узнать
У –
что мы
узнали и
что нам
осталось
узнать
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из
текста?
«Двухчастный дневник»
Вопросительные
Основные понятия
темы
слова
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?
и др.
«Концептуальная таблица»
Роберт
Скотт
Руал
Амундсен
Линии
сравнения
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача
Сюжетные таблицы
Кто?
Что?
Когда?
Где? Почему?
Инсерт
(условные значки)
V
(осознать
новые
знания)
Я это
знал
+
(исправить
неверные
предположения)
Это для меня
абсолютно
новое
(исправить
неверные
предположения
Это
?
(побудить
дальнейший
интерес к теме)
Я хочу знать
противоречит
тому, что я
об этом
больше
знал
Стратегия
«Отсюда – сюда»
11
Группа получает
общее задание по теме
33
Сбор информации
об объекте
Выделение общего
для запоминания
55
основной части таблицы
77
Написание совместного
исследования по теме
22
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Обмен информацией в группе
4 4
66
Заполнение таблицы
88
Презентация исследования
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в
рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех
слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.
Прием «перекрестная дискуссия»
Я буду беречь вещи, которые меня
окружают
ДА
НЕТ