Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание.
Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания.
Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.
Упражнения и приёмы рефлексии
Алгоритм рефлексии учащихся на учебном занятии
1. Восстанови (перечисли), что сделал за занятие?
2. Определи свою деятельность по шкале успеха.
3. В книжке – малышке (табло) нарисуй выбранный символ.
4. Почему ты так определил?
5. Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше.
Я могла бы работать и лучше.
Сегодня поняла, чего мне не хватает для успешной работы.
Сегодня я работала в полную силу. У меня всё получилось.
Я сегодня плохо работала.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Упражнение "Ценности"
интересная работа
хорошая обстановка в стране
общественное признание
материальный достаток
любовь
семья
удовольствия, развлечения
самосовершенствование
свобода
справедливость
доброта
честность
искренность
вера
целеустремленность
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две
ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы
участники объединяются в малые подгруппы (по 34 человека) и обсуждают свои варианты.
Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими
впечатлениями.
• Упражнение «Подарок»
• Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
• Время: 35 минут.
• Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей
группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более
сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам
оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы
подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Упражнение «Ступеньки» Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную
самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция:
«Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
14 ступенька – самооценка занижена
57 ступенька – самооценка адекватна
810 ступенька – самооценка завышена
Упражнение «10 заповедей»
Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей,
выстраивании их в иерархии. Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов,
обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает
каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание
проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее
ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.
Рефлексия: Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в
группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но
хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.
"Я в лучах солнца"
Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие
качества.
Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши. Задача — задумав картину
(любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева.
Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один
элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается.
Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора». Упражнение
позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии
развивает сплоченность коллектива.
• Упражнение "Фоторобот"
Цель упражнения: формирование творческого воображения; формирование умения
абстрагироваться.
Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить
между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги,
плечи и т.д.
На упражнение отводится 15 минут.
• Упражнение «Все у меня в руках!»
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой
я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные
указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая
атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».
Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на
эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем ученикам предоставляется время для
знакомства с ответами друг друга. Затем обсуждаются результаты работы.
Можно в ходе работы предложить ученикам отдельные ответы перенести на карточки,
которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет
преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать
ответы и представить их в виде резюме.
• Упражнение "Волшебная рука"
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку
карандашом. На каждом пальце предлагается написать какоелибо свое качество, можно
раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу и другие
участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья
ладошка.
Обсуждение:
Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды
о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.
Телеграмма
После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив
при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для
вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком
направлении нам стоит продвигаться дальше?Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу
узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о
полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем
совместной работе.
Заверши фразу
Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления
результативности занятия (семинара и др.), раскрытия у обучающихся сформированности
определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд
фраз, касающихся содержания, психологической атмосферы, организации взаимодействия.
Синквейн
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк,
которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Прием «Вопрос себе» Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос
– это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то
тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в
рефлексивную позицию.
Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я
сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я
делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял
так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?»)
применительно ко всем типам ситуаций.
Прием «Запрет»
• Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих
событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся
запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами:
что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие
умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в
направленную рефлексию над своим опытом.
Ключевое слово
Ученикам предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них
ассоциируется содержание состоявшегося урока или результаты взаимодействия. После
этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать
ученикам.
Данный метод можно реализовать и устно: каждый из учеников по цепочке называет свое
слово.
МИНИСОЧИНЕНИЕ
Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках
бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы:
«Мои мысли о своем участии на занятии».
«Как я оцениваю результаты дела?»
«Что мне дало это занятие?»
Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием
можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия
достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.
Что я хочу знать?Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать
вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был
процесс обучения, тем полезнее это задание для группы.
Порядок реализации: преподаватель предлагает записать несколько незаконченных
предложений в вопросительной форме.
1. Я хотел бы знать, верно ли..?
2. Я спрашиваю себя, как..?
3. Я думаю о том..?
4. Больше всего меня занимает мысль..?
На поставленные вопросы класс может найти ответы к следующему уроку.
ПОПС – формула
• П – позиция
• О – объяснение (или обоснование)
• П – пример
• С – следствие (или суждение)
• Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
•
•
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на
практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
• И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Игра «Откровенно говоря».
Мы с вами заканчиваем наши занятия, и мне хотелось бы услышать о вашем отношении к
прошедшим занятиям. Закончите предложенные фразы:
Во время занятий я понял, что…
Самым полезным для меня было…
Мне не понравилось…
Больше всего мне понравилось…
Меня заинтересовало на занятиях …, и я хотел бы узнать…
Интересно
Личная
активность
Продуктивно