Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"
Оценка 4.8

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
воспитательная работа
9 кл
14.01.2019
Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"
Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание. Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания. Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.
Упражнения и приёмы рефлексии.docx
Упражнения и приёмы рефлексии Алгоритм рефлексии учащихся на учебном занятии  1.        Восстанови (перечисли), что сделал за занятие? 2.        Определи свою деятельность по шкале успеха. 3.        В книжке – малышке (табло) нарисуй выбранный символ. 4.        Почему ты так определил? 5.        Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше. Я могла бы работать и лучше. Сегодня поняла, чего мне не хватает для успешной работы. Сегодня я работала в полную силу. У меня всё получилось. Я сегодня плохо работала. • • • • • • • • • • • • • • • Упражнение "Ценности" интересная работа  хорошая обстановка в стране  общественное признание  материальный достаток  любовь  семья  удовольствия, развлечения  самосовершенствование  свобода  справедливость  доброта  честность  искренность  вера  целеустремленность  Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3­4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. • Упражнение «Подарок» • Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. • Время: 3­5 минут. • Описание   упражнения:   Ведущий:   «Давайте   подумаем,   что   мы   могли   бы   подарить   Вашей группе,   чтобы   взаимодействие   в   ней   стало   еще   эффективнее,   а   отношения   в   ней   –   более сплоченными?   Давайте   скажем,   что   каждый   из   нас   дарит   группе.   Я,   например,   дарю   вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!» Упражнение «Ступеньки»   Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную  самооценку. Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция:  «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:    1­4 ступенька – самооценка занижена 5­7 ступенька – самооценка адекватна 8­10 ступенька – самооценка завышена  Упражнение «10 заповедей»  Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей,  выстраивании их в иерархии.  Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов,  обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает  каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание  проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее  ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.  Рефлексия:  Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в  группе закончились. Вы идете домой.   Подумайте о том, что вы не сказали группе, но  хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это. "Я в лучах солнца"   Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие  качества.   Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши. Задача — задумав картину  (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева.  Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один  элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается.  Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора». Упражнение  позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии  развивает сплоченность коллектива. • Упражнение "Фоторобот" Цель упражнения: ­ формирование творческого воображения; ­ формирование умения  абстрагироваться.  Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить  между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.  На упражнение отводится 15 минут. • Упражнение «Все у меня в руках!» На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой  я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные  указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая  атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на  эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем ученикам предоставляется время для  знакомства с ответами друг друга. Затем обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы предложить ученикам отдельные ответы перенести на карточки,  которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет  преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать  ответы и представить их в виде резюме. • Упражнение "Волшебная рука" Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку  карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое­либо свое качество, можно  раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу и другие  участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья  ладошка.  Обсуждение:  Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды  о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. Телеграмма После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив  при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для  вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком  направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу  узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о  полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем  совместной работе. Заверши фразу Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления  результативности занятия (семинара и др.), раскрытия у обучающихся сформированности  определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд  фраз, касающихся содержания, психологической атмосферы, организации взаимодействия. Синквейн  Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк,  которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья ­ описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая ­ это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Прием «Вопрос себе»  Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то  тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в  рефлексивную позицию. Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я  сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я  делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял  так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?»)  применительно ко всем типам ситуаций. Прием «Запрет» • Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих  событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами:  что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие  умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в  направленную рефлексию над своим опытом. Ключевое слово Ученикам предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них  ассоциируется содержание  состоявшегося урока или результаты взаимодействия. После  этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать ученикам. Данный метод можно реализовать и устно: каждый из учеников по цепочке называет свое  слово.  МИНИ­СОЧИНЕНИЕ Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках  бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы: «Мои мысли о своем участии на занятии». «Как я оцениваю результаты дела?» «Что мне дало это занятие?» Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием  можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия  достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.  Что я хочу знать? Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать  вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был  процесс обучения, тем полезнее это задание для группы. Порядок реализации: преподаватель предлагает записать несколько незаконченных  предложений в вопросительной форме. 1. Я хотел бы знать, верно ли..? 2. Я спрашиваю себя, как..? 3. Я думаю о том..?  4. Больше всего меня занимает мысль..? На поставленные вопросы класс может найти ответы к следующему уроку. ПОПС – формула • П – позиция • О – объяснение (или обоснование) • П – пример • С – следствие (или суждение) • Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: • • «Я считаю, что…».  Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».  Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на  практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».  • И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»  Игра  «Откровенно   говоря». Мы  с  вами  заканчиваем  наши  занятия,  и  мне  хотелось  бы  услышать  о  вашем  отношении  к прошедшим занятиям.  Закончите  предложенные  фразы:  Во  время  занятий  я  понял,  что…  Самым  полезным  для  меня  было…  Мне  не  понравилось…  Больше  всего  мне  понравилось…  Меня  заинтересовало  на  занятиях …,  и  я  хотел  бы  узнать…                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Интересно Личная активность Продуктивно

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2019