Презентация "Рефлексия и приёмы рефлексии"

  • Презентации учебные
  • docx
  • 14.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание. Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания. Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.
Иконка файла материала Упражнения и приёмы рефлексии.docx
Упражнения и приёмы рефлексии Алгоритм рефлексии учащихся на учебном занятии  1.        Восстанови (перечисли), что сделал за занятие? 2.        Определи свою деятельность по шкале успеха. 3.        В книжке – малышке (табло) нарисуй выбранный символ. 4.        Почему ты так определил? 5.        Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше. Я могла бы работать и лучше. Сегодня поняла, чего мне не хватает для успешной работы. Сегодня я работала в полную силу. У меня всё получилось. Я сегодня плохо работала. • • • • • • • • • • • • • • • Упражнение "Ценности" интересная работа  хорошая обстановка в стране  общественное признание  материальный достаток  любовь  семья  удовольствия, развлечения  самосовершенствование  свобода  справедливость  доброта  честность  искренность  вера  целеустремленность  Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3­4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. • Упражнение «Подарок» • Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. • Время: 3­5 минут. • Описание   упражнения:   Ведущий:   «Давайте   подумаем,   что   мы   могли   бы   подарить   Вашей группе,   чтобы   взаимодействие   в   ней   стало   еще   эффективнее,   а   отношения   в   ней   –   более сплоченными?   Давайте   скажем,   что   каждый   из   нас   дарит   группе.   Я,   например,   дарю   вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!» Упражнение «Ступеньки»   Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную  самооценку. Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция:  «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:    1­4 ступенька – самооценка занижена 5­7 ступенька – самооценка адекватна 8­10 ступенька – самооценка завышена  Упражнение «10 заповедей»  Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей,  выстраивании их в иерархии. Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов,  обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает  каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание  проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее  ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.  Рефлексия:  Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в  группе закончились. Вы идете домой.   Подумайте о том, что вы не сказали группе, но  хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это. "Я в лучах солнца"   Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие  качества.   Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши. Задача — задумав картину  (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева.  Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один  элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается.  Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора». Упражнение  позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии  развивает сплоченность коллектива. • Упражнение "Фоторобот" Цель упражнения: ­ формирование творческого воображения; ­ формирование умения  абстрагироваться.  Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить  между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.  На упражнение отводится 15 минут. • Упражнение «Все у меня в руках!» На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой  я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные  указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая  атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на  эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем ученикам предоставляется время для  знакомства с ответами друг друга. Затем обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы предложить ученикам отдельные ответы перенести на карточки,  которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет  преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать  ответы и представить их в виде резюме. • Упражнение "Волшебная рука" Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку  карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое­либо свое качество, можно  раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу и другие  участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья  ладошка.  Обсуждение:  Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды  о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. Телеграмма После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив  при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для  вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком  направлении нам стоит продвигаться дальше?Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу  узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о  полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем  совместной работе. Заверши фразу Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления  результативности занятия (семинара и др.), раскрытия у обучающихся сформированности  определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд  фраз, касающихся содержания, психологической атмосферы, организации взаимодействия. Синквейн  Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк,  которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья ­ описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая ­ это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Прием «Вопрос себе»  Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то  тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в  рефлексивную позицию. Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я  сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я  делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял  так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?»)  применительно ко всем типам ситуаций. Прием «Запрет» • Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих  событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами:  что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие  умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в  направленную рефлексию над своим опытом. Ключевое слово Ученикам предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них  ассоциируется содержание  состоявшегося урока или результаты взаимодействия. После  этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать ученикам. Данный метод можно реализовать и устно: каждый из учеников по цепочке называет свое  слово.  МИНИ­СОЧИНЕНИЕ Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках  бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы: «Мои мысли о своем участии на занятии». «Как я оцениваю результаты дела?» «Что мне дало это занятие?» Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием  можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия  достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.  Что я хочу знать?Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать  вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был  процесс обучения, тем полезнее это задание для группы. Порядок реализации: преподаватель предлагает записать несколько незаконченных  предложений в вопросительной форме. 1. Я хотел бы знать, верно ли..? 2. Я спрашиваю себя, как..? 3. Я думаю о том..?  4. Больше всего меня занимает мысль..? На поставленные вопросы класс может найти ответы к следующему уроку. ПОПС – формула • П – позиция • О – объяснение (или обоснование) • П – пример • С – следствие (или суждение) • Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: • • «Я считаю, что…».  Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».  Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на  практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».  • И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»  Игра  «Откровенно   говоря». Мы  с  вами  заканчиваем  наши  занятия,  и  мне  хотелось  бы  услышать  о  вашем  отношении  к прошедшим занятиям.  Закончите  предложенные  фразы:  Во  время  занятий  я  понял,  что…  Самым  полезным  для  меня  было…  Мне  не  понравилось…  Больше  всего  мне  понравилось…  Меня  заинтересовало  на  занятиях …,  и  я  хотел  бы  узнать…                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Интересно Личная активность Продуктивно