С давних пор счётные палочки становятся настоящими «выручалочками» для детей, постигающих основы математики. На страницах этой презентациия раскажу о некоторых интересных и занимательных играх со счётными палочками; занятий по конструированию, сенсорике; системы упражнений с палочками для развития мышления и речи. Способствуйте развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности; закреплению первоначальных знаний геометрических фигур и арифметического счёта. Счётные палочки – самый доступный и многофункциональный дидактический материал!Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции!
«Счетные палочки как средство
интеллектуального развития дошкольника»
игрушки стоят недешево. И чаще такие
игрушки всего выполняют какую-то одну
функцию — развивают логическое мышление
или мелкую моторику, творческое или
сенсорное восприятие. Но как хотелось бы
купить интересную, увлекательную и
недорогую игру, которая могла бы надолго
заинтересовать ребенка, была бы
многофункциональна.
Есть игры и игрушки, в задачу которых
входит исключительно развитие
интеллектуальных способностей —
математических представлений, логического
мышления, речи. Именно их чаще всего относят
к категории развивающих.
Наша универсальная игрушка должна
развивать интеллектуальные и творческие
способности, быть многофункциональной, то
есть такой, чтобы с ней можно было играть по-
разному, использовать в творческих занятиях,
сюжетно-ролевых играх. Потому что именно
такая игрушка и развивает ребенка по-
настоящему.
И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не
задумываются о её приобретении, так как
"официально" она предназначена вовсе не для
игр, а для школьных занятий и лежит на полке
рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые
обыкновенные счетные палочки.
• Практически каждый из нас с детства помнит такой
элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные
пластмассовые или же деревянные пластинки, которые
окрашивались в различные цвета. С помощью такого
нехитрого изобретения большинство из детей научились
считать, различать цвета, создавать композиции.
Каким же образом такая простая и почти примитивная
игра, как счетные палочки могут помочь ребенку развивать
абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные
знания и становиться с каждым днем умнее и
изобретательнее?
Для того чтобы современного ребенка, который буквально
утопает в разнообразии различных игрушек, могли
заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные
тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Первое, что
нужно сделать знакомя со счетными палочками, сказать что
они «волшебные». И на примере показать, что считать,
рисовать, изображать различные фигуры могут именно они.
• Задачи на смекалку, головоломки,
занимательные игры вызывают у ребят
большой интерес. Дети могут, не
отвлекаясь, подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая
палочки по заданному образцу, по
собственному замыслу. В таких занятиях
формируются важные качества личности
ребенка: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость,
сообразительность, вырабатывается
усидчивость, развиваются конструктивные
умения. Игры со счётными палочками
называют задачами на смекалку
геометрического характера, так как в
ходе, решения, как правило, идёт
преобразование одних фигур в другие, а
не только изменение их количества..
• В дошкольном возрасте используются самые
простые головоломки. Необходимо иметь наборы
обычных счётных палочек, чтобы составить и них
наглядные задачи - головоломки. В ходе решения
каждой новой задачи ребёнок включается в
активную умственную деятельность, стремясь
достичь конечной цели – видоизменить или
построить пространственную фигуру. Это является
хорошим средством воспитания у детей
дошкольного возраста интереса к математике, к
логике и доказательности суждений, желания
проявлять умственное напряжение,
сосредотачивать внимание на проблеме.
• Система игр и упражнений с палочками
является одним из эффективных средств
в системе работы по развитию речи и
обучению грамоте. Включение в эту
работу упражнений по выкладыванию
букв формирует знание зрительных
образов букв и умение соотносить звук с
буквой, что важно для последующего
обучения чтению. Кроме того,
упражнения с палочками способствуют
выработке гибкости и точности движений
рук, развитию глазомера.
• В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети
учатся планировать свои действия, обдумывать их,
искать ответ, догадываться о результате, проявляя при
этом творчество. Такая работа активизирует
мыслительную деятельность ребенка, развивает у него
качества, необходимые для профессионального
мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
•Составление фигур из палочек начинается с простого
изображения. В процессе выполнения задания
необходимо объяснять ребенку, как называется та или
иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ
образцов изображений сопровождается стихами,
изображениями реальных предметов (для младшей и
средней групп), загадками, потешками. Это необходимо,
для того чтобы у ребенка возникал не только
зрительный, но и слуховой образ, а также для
поддержания интереса к данному виду деятельности.
•
Нужно помнить, что игра со счётными палочками – это не
только увлекательное занятие, которое способствует развитию
мышления, пространственной ориентировки, но и возможность
доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные
эмоции!