Презентация "Социальное партнерство ДОУ и семьи"

  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи, дошкольного учреждения и социума. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение - социум»: — личное взаимодействие педагога в процессе воспитания и развития конкретного ребенка с микро и макро социумом. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного поля.
Иконка файла материала Презентация Социальное партнерство ДОУ с микро и макро социумом.pptx

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ – СЕМЬЯ - СОЦИУМ

«Семья - это самое главное педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словами…» П.Ф. Каптерев

В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами. Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.
Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.
I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).
II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники). В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.
Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями.
III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.
IV уровень – договор с родителями. П. 4. ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).



Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

Этапы построения доверительного делового контакта


Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть использованы ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно.
Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!»

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ И СЕМЬИ

Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Модель социального партнерства

Модель социального партнерства Родитель – ДОО решается в трех направлениях:
работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
повышение педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства».
У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения непосредственным образом влияют на оптимальную социализацию ребенка-дошкольника, способствуют развитию творческой самореализации всех участников образовательного процесса. Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный положительный импульс и для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Обогащение эмоциональных впечатлений детей также позитивно влияет на развитие их творческих способностей, придает им эстетическую насыщенность.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Задачи, решаемые в процессе сотрудничества ДОУ с социальным окружением многогранны, интегративны. Их можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения реализации образовательных областей, с точки зрения контингента участников и т.п. В целом, задачи можно определить так:
1. Образовательные:
Расширение кругозора детей и взрослых в пределах возрастной и познавательной компетенции.
Знакомство с деятельностью и функционалом объектов социального окружения района, где расположен ДОУ.
Знакомство с миром профессий.
Воспитание нравственно-этических норм
Эстетического восприятия, вкуса
Воспитание коммуникативных навыков
2. Развивающие:
Развитие творческих способностей
Развитие познавательных психических процессов
Развитие мелкой моторики

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ С СОЦИУМОМ

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса.

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ

ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями;
установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

1. Анкетирование; 2. Создание социального паспорта семьи; 3. Опрос для выявления запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы; 4. Организация круглого стола «Зачем нужен детский сад?».

Этапы работы с семьей:

Три группы родителей

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные походы;
материалы размещенные на Сайте ДОУ
дни добрых дел;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке досугов и проведении праздников;
совместное создание предметно – развивающей среды;
утренние приветствия;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
родительские гостиные;
телефон Доверия;
почта Доверия.


родительские уголки;
папки- передвижки;
«Советы Айболита!»;
«Это Я!»;
семейные и групповые альбомы;
фотовыставки;
выставки семейных рисунков;
«Дома с папой, мамой»;
«Обратная связь»;
«Мы растем»;
«Благодарим!»;
«Это интересно!»;
«Поиграйте с детьми».

Наглядно – информационный аспект работы:

Совместная деятельность родителей и воспитателя:

оформление центров группы;
изготовление дидактических пособий;
изготовление атрибутов для совместных праздников и развлечений;
помощь в создании предметно – развивающей среды в группе;
подготовка участка к зимней кампании, создание условий на участке к летне – оздоровительной кампании;
«Дни добрых дел» -ремонт игрушек, мебели, группы.

Позиция родителей:

Социальное партнерство педагогов с родителями

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. 

Результаты работы

родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя;
повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей ;
улучшились детско - родительскихе отношения;
повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе;
принимали участие в различных мероприятиях:
карнавальное шествие «День защиты детей»;
конкурсы детского рисунка на асфальте;
конкурс фотографии в рамках программы «Разговор о правильном питании», разработанной ООО «Нестле Фуд» и Институтом возрастной физиологии РАО;
малые Олимпийские игры в ДОУ;
муниципальный конкурс детского рисунка «Моя семья – счастливы вместе»;
конкурс новогодних поделок 2018

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОУ И СОЦИУМА


Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей МБДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами:

Сотрудничество ДОУ и социума

Конечно, в понятие «социальное окружение» для детского сада входит гораздо больше объектов, это и другие объекты социального назначения (поликлиника, почта России, магазины, банк, мастерская, больница, аптека).

Спасибо за внимание!