Презентация "Современные технологии речевого развития дошкольников"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 28.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация знакомит педагогов и родителей с современными технологиями по развитию речи дошкольников. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Иконка файла материала совр технологии реч развития.ppt
Речевое развитие включает:  владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;   развитие речевого творчества;  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
 • Наглядные: организация наблюдения; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ; просмотров видеофильмов.  • Словесные: речевой образец; повтор; вопрос;  • Игровые: дидактические игры-упражнения; театрализованные игры; сюжетно-ролевые игры; и другие виды игр с речевым содержанием.  • Косвенные: подсказка; совет; реплика; замечание.
Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной, Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой, Технология дифференцированного (индивидуализированного)    обучения, Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.   «Обучение составлению творческих рассказов»,  Технология ТРИЗ,   Моделирование,  Мнемотехника, Карты Проппа  Технологии обучения образной речи:  - Технология обучения детей составлению сравнений  - Технология обучения составлению метафор  - Технология обучения составлению загадок  Технология синквейна  Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),  Здоровьесберегающие технологии  Игровые технологии 
 Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
 Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.
 Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».
 Методы моделирования:  1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)  2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)  3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
 Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений. - Карты Проппа.  Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые«подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,
 Технология обучения детей составлению сравнений  Технология обучения детей составлению метафор.  Технология обучения детей составлению загадок.
 Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления сиквейна:  Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.  Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. идею темы.  Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.  Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.  Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе
 - подвижные игры,  -пальчиковая гимнастика,  -бодрящая гимнастика после сна,  - артикуляционная гимнастика и т.п. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
 1.  Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);  2.  Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);  3.  Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Метод каталога;  Метод мозгового штурма;   Метод фокальных объектов;  Метод «Системный анализ»;   Метод морфологического анализа;  Типовое фантазирование;  Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками);  Мышление по аналогии.
  Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);  «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);  «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад); «Введение в сказку новых атрибутов, героев».  
 Активизация речевой деятельности в целом не возможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
 В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
 технология проектной деятельности;  технология развития детского речевого   творчества; технология группового взаимодействия детей; технология поисково-исследовательской деятельности; технология создания детского портфолио; технология коллекционирования;    информационно-коммуникационные технологии.
 Выше перечисленные технологии оказывают огромное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.