Данная презентация знакомит педагогов и родителей с современными технологиями по развитию речи дошкольников. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
• Наглядные: организация наблюдения;
демонстрация иллюстраций, картин,
предмета, макета и т. д. ; просмотров
видеофильмов.
• Словесные: речевой образец; повтор;
вопрос;
• Игровые: дидактические игры-упражнения;
театрализованные игры; сюжетно-ролевые
игры; и другие виды игр с речевым
содержанием.
• Косвенные: подсказка; совет; реплика;
замечание.
Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
Технология дифференцированного (индивидуализированного)
обучения,
Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
«Обучение составлению творческих рассказов»,
Технология ТРИЗ,
Моделирование,
Мнемотехника,
Карты Проппа
Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
Технология синквейна
Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Технология «Азбука общения» позволяет
развить навыки межличностного общения со
взрослыми и сверстниками. Технология
нацелена на формирование у детей
представлений об искусстве человеческих
взаимоотношений. «Азбука общения»
представляет собой сборник специально
разработанных игр и упражнений,
направленных на формирование у детей
эмоционально-мотивационных установок по
отношению к себе, окружающим, сверстникам
и взрослым людям, на создание опыта
адекватного поведения в обществе,
способствующего наилучшему развитию
личности ребенка и подготовки его к жизни.
Фундаментальными составляющими
проблемы развития речи детей
дошкольного возраста, по мнению А.Г.
Арушановой, является диалог,
творчество, познание, саморазвитие.
Технология направлена на
формирование коммуникативной
компетенции, в основе которой
способность ребенка наладить общение
с окружающими людьми при помощи
вербальных и невербальных средств.
Данная технология основывается на изучении и
понимании ребёнка. Педагог изучает
особенности воспитанников при помощи
наблюдения, делает соответствующие
заметки в виде карт
индивидуального развития ребёнка. На
основе длительного сбора информаций,
воспитатель отмечает достижения ребёнка.
Для примера, «Индивидуальная программа
познавательного общения взрослого с
ребёнком» М. Ю. Сторожевой.
Эта технология представляет собой
систему поэтапного включения
авторских игр в деятельность
ребёнка и постепенного усложнения
образовательного материала – игра
«Четырёхцветный
квадрат», «Прозрачный
квадрат», «Чудо соты».
Методы моделирования:
1.Предметное моделирование (детские рисунки
сюжетных фрагментов героев, предметов для
игры; плоскостные театры; фланелеграф;
иллюстрации рассказов, сказок,
стихотворений)
2.Предметно – схематическое моделирование
(структура текста - круг, разбитый на сектора
(начало, середина, конец); театры
геометрических фигур)
3.Графическое моделирование (структуры
описательного рассказа об игрушках,
транспорте и другие; схемы к рассказам,
стихотворениям; наборы схем для
графического плана; детские схемы).
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов,
облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям
легко запомнить информацию и применять её в
практической деятельности. Мнемотаблицы особенно
эффективны при пересказе, составлении рассказов,
заучивании стихотворений.
- Карты Проппа.
Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные
сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные
функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не
каждая сказка содержит их в полном объёме. С помощью
карт Проппа можно приступить к непосредственному
сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо
пройти так называемые«подготовительные игры», в которых
дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,
Технология обучения детей
составлению сравнений
Технология обучения детей
составлению метафор.
Технология обучения детей
составлению загадок.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Правила составления сиквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она
из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые
раскрывают данную тему.
идею темы.
Третья строка – три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек
высказывает своё отношение к теме. Это может быть
крылатое выражение, цитата, пословица или
собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе
- подвижные игры,
-пальчиковая гимнастика,
-бодрящая гимнастика после сна,
- артикуляционная гимнастика и т.п.
Все эти игры тоже направлены на
развитие речи детей, так как любая из
них требует изучения правил,
запоминания текстового
сопровождения, выполнение движений
по тексту.
1. Рассказ по восприятию (о том, что
видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что
воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению
(придуманный, основанный на
вымышленном материале, на
преобразовании имеющихся
представлений)
Метод каталога;
Метод мозгового штурма;
Метод фокальных объектов;
Метод «Системный анализ»;
Метод морфологического
анализа;
Типовое фантазирование;
Метод ММЧ (моделирования
маленькими человечками);
Мышление по аналогии.
Во время сочинения сказок можно
использовать следующие приемы:
«Салат из сказок» (смешивание
разных сказок);
«Что будет, если... (сюжет задает
воспитатель);
«Изменение характера персонажей
(сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых
атрибутов, героев».
Активизация речевой деятельности в
целом не возможна без активизации ее
основных компонентов, поэтому
большое внимание следует уделять
словесным играм, цель которых –
обогащение словарного запаса,
формирование грамматической
правильности речи, интонационной
выразительности и, главное развитие
умения использовать уже имеющиеся
средства в речевой деятельности.
В игре – драматизации происходит
совершенствование диалогов и
монологов, освоение выразительности
речи. В игре-драматизации ребенок
стремится познать собственные
возможности в перевоплощении, в
поиске нового и в комбинациях
знакомого. В этом проявляется
особенность игры-драматизации как
творческой деятельности,
деятельности, способствующей
развитию речи детей.
технология проектной деятельности;
технология развития детского речевого
творчества;
технология группового взаимодействия детей;
технология поисково-исследовательской
деятельности;
технология создания детского портфолио;
технология коллекционирования;
информационно-коммуникационные технологии.
Выше перечисленные технологии
оказывают огромное влияние на
развитие речи детей дошкольного
возраста. Современные
образовательные технологии могут
помочь в формировании
интеллектуально смелой,
самостоятельной, оригинально
мыслящей, творческой, умеющей
принимать нестандартные решения
личности.