Современный урок должен быть – актуальным и интересным! В хорошем уроке всегда взаимосвязаны организационная, логическая и психологическая стороны. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
© Фокина Лидия
Петровна
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК –
АКТУАЛЬНЫЙ УРОК
"Современный урок могут
отличать любые черты,
главное , чтобы и у
обучающихся, и у учителей
было желание продуктивно
работать"
СОШИ №16
г. Горловка
Учитель начальных классов
Донцова Наталия Георгиевна
© Фокина Лидия
Петровна
Урок - клеточка педагогического
процесса. В нем, как солнце в капле
воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в
уроке.
(Скаткин М.)
«Урок – это зеркало
общей и педагогической
культуры учителя,
мерило его
интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора, эрудиции».
В.А.
Сухомлинский
© Фокина Лидия
Петровна
Урок – коллективная
форма обучения,
которой присущи:
• постоянный состав учащихся;
• определенные временные
рамки занятий;
• жесткая регламентация
учебной работы над одним и
тем же для всех учебным
материалом.
Структура и методика
организации урока во многом
зависит от тех дидактических
целей и задач, которые
ставятся учителем, а также от
тех средств, что имеются в его
распоряжении.
А урок остаётся !!!
© Фокина Лидия
Петровна
Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …
Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время
обучения…
Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…
Как для учеников, так и для учителя урок
интересен тогда, когда он современен в
самом широком понимании этого слова.
Современный – это и совершенно новый, и
не теряющий связи с прошлым, одним
словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный]
означает важный, существенный для
настоящего времени. А ещё – действенный,
современный, имеющий непосредственное
отношение к интересам сегодня живущего
человека, насущный, существующий,
проявляющийся в действительности. Помимо
этого урок современный обязательно
закладывает основу для будущего.
© Фокина Лидия
Петровна
Модернизация образования
напрямую связана с уроком
© Фокина Лидия
Петровна
Ребенок значительную часть времени в
школе проводит на уроке, где
реализуются основные задачи
модернизации.
Современный урок – это основной
механизм усвоения школьниками
стандартов образования.
На уроке формируются
компетентности ребенка,
представляющие собой одну из
главных идей модернизации.
Урок является наиболее важной
формой индивидуального подхода к
ребенку.
© Фокина Лидия
Петровна
Современная педагогика
ориентирована на то, чтобы
- ребёнок научился учиться;
- открыл в себе энергию познания,
постоянного стремления к получению
новых знаний.
Идея сотрудничества исходит
от древних мудрецов;
проходит через философию многих
духовных учений, классической
педагогики и психологии.
Личностно ориентированный подход в
образовательном процессе помогают
обеспечить интерактивные методики.
В переводе с английского языка interact –
«находиться во взаимодействии,
общаться».
© Фокина Лидия
Петровна
Современный урок это
прежде всего урок, на
котором учитель умело
использует все
возможности для развития
личности ученика, ее
активного умственного
роста, глубокого и
осмысленного усвоения
знаний, для формирования
ее нравственных основ.
Урок в основной школе,
© Фокина Лидия
Петровна
согласно идеям
модернизации
образования, должен
иметь и проектную
направленность,
предусматривать
созидательную,
коллективную работу,
обеспечивающую высокий
уровень познавательного
интереса школьников..
Исходная идея современного
урока: единство обучения,
воспитания и развития
© Фокина Лидия
Петровна
Общая функция урока:
целостное формирование личности на
основе воспитывающего и
развивающего обучения
Триединая цель урока:
Обучающий аспект ;
Воспитывающий аспект;
Развивающий аспект.
Результаты современного урока
© Фокина Лидия
Петровна
Личностные
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию
ценностносмысловые установки
социальные компетенции, личностные
качества
Метапредметные УУД:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметные
опыт деятельности специфический для
данной предметной области
система основополагающих элементов
научного знания
10
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
© Фокина Лидия
Петровна
4. Коммуникативный – уровень общения
5. Содержательный – подбор материала для
1. Организационный – организация класса в
течение всего урока, готовность учащихся
к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед
учащимися, как на весь урок, так и на
отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости
изучаемого материала как в данной теме,
так и во всем курсе.
учителя с классом.
изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и
приемов обучения, оптимальных для
данного типа урока, для данной темы, для
данного класса и т.п.
оценки деятельности ученика на уроке для
стимулирования его активности и развития
познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока,
анализ деятельности учащихся на уроке,
анализ результатов собственной
7. Контрольно-оценочный – использование
Наиболее общие подходы к
организации современного урока:
© Фокина Лидия
Петровна
усиление
его
социальной
направленности;
практикоориентированность
образования;
направленность
на
развитие
мышления, практических навыков;
расширение
рода
элективных курсов, коллективных
форм работы;
различного
дифференциация
образовательного процесса.
© Фокина Лидия
Петровна
Успех современного урока зависит
от личности учителя, его
профессионализма, современности
использования различных средств
ИКТ.
Доступная форма подачи учебного
материала, создание ситуации
успешности, доброжелательная
атмосфера на уроке – все это
помогает учащимся усваивать
трудный и тяжелый материал
учебника.
© Фокина Лидия
Петровна
Подготовка к уроку:
основные этапы
Определение:
• темы урока;
• место темы в учебном
• ведущих понятий, на
курсе;
которые опирается
данный урок
(ретроспектива);
который будет
использован в
дальнейшем
• учебного материала,
© Фокина Лидия
Петровна
• Методы контроля эффективности
Методы организации
учебной деятельности на
уроке
• Методы формирования сознания в целостном
педагогическом процессе (рассказ, объяснение,
беседа, работа с книгой и т.д.);
• Методы организации практической и
познавательной деятельности и формирования
опыта позитивного социального поведения
(моделирование ситуаций на уроке, анализ и
обобщение социального опыта, решение
познавательных задач, учебные игры и т.д.).
деятельности и поведения (соревнование,
игровые ситуации, образно-эмоциональное
воздействие, поощрение и др.).
педагогического процесса (тестовые
технологии педагогических измерений, устный
и письменный опрос, накопительная система,
защита творческих работ, проектов,
формирование портфолио, рейтинговое
оценивание и др.).
• Методы стимулирования и мотивации
© Фокина Лидия
Петровна
• если предполагается урок применения
Цели и задачи урока
• если планируется урок усвоения новых
знаний, то перед обучающимися
ставятся соответствующие задачи по
восприятию, осмыслению
определенных понятий, законов,
теорий;
знаний, навыков и умений,
обучающиеся настраиваются на
творческое решение ряда практических
задач на основе усвоенных знаний;
• на уроке комплексного применения
знаний и умений обучающиеся учатся
применять полученные знания и навыки
в жизненных условиях, что формирует
творческую активность в решении
нестандартных проблем и задач;
• на уроке обобщения и систематизации
знаний обучающиеся не только
повторяют пройденный материал, но и
приводят понятия в стройную систему,
© Фокина Лидия
Петровна
Структура урока
• целеполагание;
• мотивация;
• постановка проблемы;
• освоение нового
материала
(информационный блок)
• подведение итогов,
рефлексия;
• оценивание.
Формулировка
целей:Цели формулируются от
© Фокина Лидия
Петровна
учащегося, выступающего в
качестве субъекта
образовательной деятельности,
например:
В ходе занятия учащиеся смогут:
• получить представление…;
• освоить приемы…;
• приобрести навыки работы в
• усвоить понятия …;
• научиться формулировать
малой группе…;
собственные оценочные
суждения по проблеме…;
по теме… и т.д.
• освоить приемы решения задач
Мотивация
© Фокина Лидия
Петровна
Чрезвычайно важный элемент урока,
так как именно она обеспечивает
настрой на решение познавательных
задач, организацию совместной
деятельности.
репродукциями картин;
Может выступать в форме:
• видеофрагмента;
• работы с карточками или
• музыкального фрагмента;
• стихотворения;
• демонстрации опыта;
• эмоционального рассказа;
• притчи, басни, мудрого изречения и
При этом важно, чтобы все это
т.д.
выходило на содержательную
проблему урока, побуждало мысль
школьников, формировало
определенные аналогии,
ассоциативные ряды.
© Фокина Лидия
Петровна
Формулировка проблемы
урокаПроблема в самом сжатом
виде представляет собой
осознанный разрыв между
желаемым и
действительным, тем, что
мы имеем, и тем, что мы
хотим обрести.
Формулируя совместно с
учащимися проблему
занятия мы также
определяем оптимальные
средства и методы ее
разрешения, то есть, то,
что нам нужно, чтобы
© Фокина Лидия
Петровна
Ожидаемые результаты
• всегда важно, чтобы
деятельность обучающихся
ориентировалась на
конкретный результат;
• подобная установка
позволяет определять и
подбирать оптимальные
средства, способы
обеспечения результатов;
• тесно связаны с целями
урока формулируемые
ожидаемые результаты;
• их обсуждаем вместе с
обучающимися, выясняем,
чего мы хотим достичь к
Основная часть урока –
информационный блок
© Фокина Лидия
Петровна
Может конструироваться
•
самыми различными
способами:
беседа, рассказ, работа с
учебником, иными
источниками;
группах;
штурма;
• организация работы в малых
• проведение мозгового
• постановка эксперимента;
• проведение учебной игры и
• чаще всего применяется
т.д.;
совокупность методических
приемов.
Рефлекс
ия
© Фокина Лидия
Петровна
как обязательный элемент
урока:
• строится на обсуждении
степени достижения
целей занятия (что
получилось, что не
получилось);
• включает в себя
оценивание результатов
работы класса на уроке.
- Урок прошел удачно! Я успешно
справился с
заданиями. Я очень доволен своей
работой.
- Задания вызвали у меня затруднения,
но я справился! Я вполне доволен
собой.
- Задания на уроке оказались довольно
трудными. Мне нужна помощь!
Организация домашнего
задания
© Фокина Лидия
Петровна
• ни в коем случае нельзя
упускать данный элемент,
сославшись на нехватку
времени;
• обеспечивает связь между
уроками, выстраивание их в
логике, системе;
• способствует формированию
устойчивого познавательного
интереса к предмету,
мотивации к изучению;
• способствует формированию
приемов исследовательской
деятельности у учащихся;
моделирования последующих
• является основой
Интерактивные методы
обучения…
• Интерактивные методы обучения – система правил
© Фокина Лидия
Петровна
организации продуктивного взаимодействия
учащихся между собой и с учителем в форме
учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при
котором происходит освоение нового опыта и
«НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки
получение новых знаний.
• Урок – КВН Урок -
• Урок – сказка Урок -
• Урок – путешествие Урок –
• Урок – спектакль Урок -
• Урок – викторина Урок –
• Урок – ярмарка
• Урок – игра Урок -
• Урок – аукцион Урок – «Клуб
• Урок – лекция Урок –
консультация
экспедиция
«Лесная газета»
соревнование
«Следствие
ведут знатоки»
эстафета
почемучек»
ВЫВОДЫ
© Фокина Лидия
Петровна
Современный урок должен быть –
актуальным и интересным! В хорошем
уроке всегда взаимосвязаны
организационная, логическая и
психологическая стороны.
Мастерство учителя на уроке
• в умелом владении
заключается главным
образом
методикой обучения и
воспитания,
• творческом применении
новейших достижений
педагогики и передового
педагогического опыта,
познавательной и
практической
• рациональном руководстве
© Фокина Лидия
Петровна
Творческих успехов,
дорогие коллеги!