В данной презентации представлены понятие язычества, определения(толкования) главных славянских богов и божеств, приведены цветные иллюстрации.Есть дополнительная информация из истории развития некоторых мифологических персонажей. Приведены в качестве поэтических иллюстраций стихи, авторы которых, создавая поэтическую картину, обращаются к образам языческих богов. Представлена библиография о славянской мифологии.
«ТАМ РУССКИЙ ДУХ,
ТАМ РУСЬЮ
ПАХНЕТ…»
Панарина Оксана Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей №7
МИР СЛАВЯНСКОЙ
МИФОЛОГИИ
Язычество – от «языки»(суть:
народы,племена);
это вера во множество богов, которые олице
творяли силы природы, представления людей
об
окружающем мире, мире человеческих
отноше
ний.
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ
ЯЗЫЧНИКИ
Идол («капь», статуя) – изображение бога.
Капище – место приношения жертв богам и бо
жествам.Святилища под открытым небом часто
были круглыми,состоящими из двух валов.Во
внутреннем кругу ставились идолы,здесь горел
жертвенник и приносились жертвы богам. Вне
шний круг назывался требищем.
Треба – языческое приношение и ритуальное
съедение жертвенной пищи всеми присутству
ющими.
БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
СВАРОГ
Сварог – верховный владыка Все
ленной,родоначальник богов; отец
солнца и огня. Все основные боги
славянские – дети Сварога, оттого
зовутся Сварожичи.
Перун – грозное славянское божест
во,сын Сварога.Молнииего оружие,
радуга – его лук, тучиодежда, гром
далеко звучащее слово, ветры и бу
ри дыхание.Признается богом зем
ного огня, богом морей и рек,богом
ветров.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
У Перуна была огромная свита: Гром,Молния,
Град,Дождь,русалки и водяные,
ветры,которых
четыре, как и четыре стороны света.Отсюда
день Перуна – четверг( ср. «после дождичка в
четверг», «чистый четверг»).Перуну и другим
Богам служат богатыри: Горыня, Вернигора,
Дубыня, Елиня, Лесиня, Бор, Верни
вода,Усыня,
Медведко,Соловейразбойник(ураганный
ветер),
Святогор и др.
М.ХЕРАСКОВ
«ВЛАДИМИРИАДА»
Боги велики; но страшен Перун;
Ужас наводит тяжела стопа,
Как он, в предшествии молний своих,
Мраком одеян, вихрями повит,
Грозные тучи ведет за собой.
Ступит на облак – огни изпод пят;
Ризой махнет –побагровеет твердь;
Взглянет на землю – встрепещет земля;
Взглянет на море – котлом закипит.
Клонятся горы былинкой пред ним.
Страшный! Свой гнев ты от нас отврати!
Перуница – супруга громовержца
Перуна; девагромовница.Она раз
деляет власть над грозами со сво
им мужем.Подчеркивается ее
воин
ственная сущность.
Ю.МЕДВЕДЕВ
«КОПЬЕНОСИЦА»
…Но едва лишь восток по уходу
Стражей ночи зазолотится –
Открывает ключами ворота небесного свода
Копьеносица Перуница.
Для богов и людей
Возвещает приход светозарного Солнца
И на тройке ретивых коней
По небесному кругу несется…
Дажьбог – сын Сварога, бог солнца.
Дажьбогов день праздновали весной
В этот день сжигали Зиму,пекли
сладкие хлебы, а яйца красили лу
ковой шелухой в солнечный крас –
ный цвет.Под покровительством
Дажьбога находились все божества
плодородия.
Ярило –обаятельное славянское
божество; представитель силы мо
гучей,удали богатырской,веселья
молодецкого.Ярилин праздник начи
нается тем,что девушки выбирают
прекрасного юношу,сажают на коня,
наряжают в цветы.Проводы Ярилы
это и проводы весны.
Макошь –богиня,влиянием на лю
дей равная Перуну.Это олицетворе
ние Матери Сырой Земли, а также
дочь Перуна; богиня плодородия,
посредница между небом и землей;
покровительница женщин и их дел,
а также торговли.
Лада – славянская богиня красоты,
любви и бракосочетаний.
О человеке,который женился без
любви, говорили: «Не с Ладою же
нился!»Чтобы избегнуть таких бед,
молодожены приносили богине цве
ты,мед и ягоды.
Лель –сын богини Лады, он
побуж
дает природу к оплодотворению, а
людей – к брачным союзам.Об
этом
боге страсти до сих пор напоминает
слово «лелеять», то есть нежить,
любить.
Белбог –воплощение света, боже
ство удачи, счастья, блага.
Чернобог – олицетворение всех
злоключений и бед,воплощение
земного мрака, вечной вселенской
тьмы.
Див – одно из воплощений верхов
ного бога Сварога.Это вихрьчело
век,сверкающий точно молния, ко
торый внезапно появлялся на пути
войска,идущего в поход, и
выкликал
пророчества: то страшные, то бла –
гоприятные.
Доля и Недоля – счастье и несча
стье, судьба и несудьба, удача и не
удача.Это две сестры, небесные
пряхи,которые плели нить жизни
каждого человека.Но у Доли с вере
тена текла ровная,золотистая нить,
а Недоли –неровная,непрочная.
Морана – богиня бесплодной,бо –
лезненной дряхлости, увядания
жизни и ее неизбежного конца –
смерти.
В слове «мор»,которое обозначает
поголовную и внезапную смерть це
лых народов, сохранилась память
об этой жестокой богине.
Берегиня – это
богиня,породившая
все сущее.В берегинь обращались
просватанные невесты,умершие до
свадьбы; берегини хранили благо
получие разных мест и видов при
роды.
Птица Гамаюн–посланница
славян
ских богов, их глашатай. Она поет
людям божественные гимны и про
возвещает будущее тем, кто согла
сен слушать тайное.Гамаюн все на
свете знает.По древнему поверью,
крик птицы Гамаюн предвещает
счастье.
Баба Яга – персонаж славянской
мифологии; принадлежит сразу
двум мирам: миру живых и миру
мертвых.Отсюда ее безграничные
возможности.Она обитает в дрему
чем лесу,который издавна вселял в
людей страх, поскольку восприни
мался как граница между миром
мертвых и живых.
НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Слово «Яга» – огрубленное от «Яшка».Яшей в
славянских песнях называли ящура – некогда
жившего на земле и исчезнувшего прародителя
всего живого; отсюда слово пращур.Баба Яга
изначальнопрародительница,очень древнее по
ложительное божество, хранительница рода и
традиций, детей и околодомашнего пространст
ва.В период принятия христианства всем язы
ческим богам и божествам придавались злые
черты.Так строгая прародительница стала злоб
ным существом.
Кощей Бессмертный – от слова
«кощь»(сухой,тощий, худой телом).
Кощей –представитель темных
туч,
окованных стужею, иссушитель
влаги,скупой хранитель сокровищ
и
похититель красавиц.