Данная разработка предназначена для проведения уроков литературного чтения, внеклассного чтения. Презентация раскрывает тему войны в творчестве М.М. Пришвина. Она помогает глубже проникнуть в творчество писателя, осознать его позицию как человека и гражданина. Презентация помогает в формировании патриотического воспитания. Работа красочная, содержательная.Microsoft PowerPoint 97-2003 (.ppt)
Тема войны и природы в творчестве
М. М. Пришвина.
« Если бы природа могла
чувствовать благодарность
к человеку за то, что он
проник в её жизнь и воспел
её, то прежде всего эта
благодарность выпала бы
на долю Михаила
Пришвина»
Константин Паустовский
Ктото умный когдато сказал: «Россия соткана из двух миров из
мира дивной природы и мира уникальной культуры. Когда их не
будет, не станет и России».
Мир русской культуры рухнул давно. Мир природы ускользает от
нас, просачиваясь сквозь пальцы. Он тает в тисках алчности
железной пяты мегаполисов, пожирающих все больше земного
пространства. Разрушается цепочка мировой гармонии: от
необъятного безжизненного космоса к живой природе к
одушевленной твари к разумному человеку. Разрушение началось с
конца, с человеческого разума. В результате по принципу домино
гибнет мир животных, мир одушевленных тварей, исчезает живая
природа. Жизнь огромного мира природы, жизнь животных уходят с
земли, изгоняются.
Михаил Пришвин был простым и
мудрым человеком, удивительно
цельным и чистым, быть может, даже и
наивным. Всю жизнь он сохранял в
себе максимализм молодости и
юношескую восторженность. Это
Пришвин назвал реки и озера «глазами
земли». Это он, Пришвин, смог так
придумать: «весна света». Только он
мог
описывать торфяные болота как
«кладовые солнца» и тронуть
рассказом о «горячей душе дерева»
или
«бездонной нежности зверей». Язык
Пришвина такой же мощный, такой же
неприглаженный, живой, как и
природа, о которой повествует
писатель.
Простыми средствами добиться полной правды красоты
мира, стремить читателя к добру –таково было творческое
кредо Пришвина. И вот это гуманистическое, одухотворённое
любовью ко всему живому мировоззрение художника было
поставлено перед тяжким испытанием – разразилась война.
Вести о трагических потерях, о горе и лишениях потрясли
престарелого писателя. Ему предстояло заново осмыслить
основы своей жизненной философии, включить в неё и горе,
и ненависть, и беспощадность к врагу. В дневниках,
рассказах, повестях военных лет запечатлелись этапы этой
коренной ломки.
В суровом 1943 году Пришвин
заносит в дневник: «Знаю, и всегда
это знал, и терзался, что меньше,
много меньше давал, чем дано мне,
но теперь ясно мне было, что, может
быть, потому и мало давал, что писал
только о радости, что, может быть, в
этом я единственный писатель, и что
быть таким очень трудно»… В этом
же году, в самый разгар войны,
написан цикл военного времени – «
Соловей» ( другое название –
«Рассказы о прекрасной маме» ). Эти
короткие рассказы, каждый по
своему, утверждает победу жизни
над смертью, радости над горем,
победу светлых сторон человеческой
натуры над тёмными.
«Прекрасная мама» Родина берёт на себя заботу об осиротевших детях,
о своём будущем. Контуженные горем сироты делают первые шаги на
нелёгкой дороге взросления, они совершают первый нравственный выбор
между своим и общим, между любовью к себе и любовью к ближним,
между добром и злом.
Удерживаясь от старческой сентиментальности, следит писатель
за первыми неокрепшими ростками любви, доброты и
ответственности. Самый, пожалуй, трогательный среди рассказов
– «Козочка», где маленькая девочка, из жалости взятая в дочери
одинокой женщиной, вдруг сама совершает по отношению к ней
подвиг жалости и доброты – перевернитека страницы книги,
загляните ещё раз в конец рассказа, вдумайтесь в это слово –
«теперь»!...
В богатстве мировой литературы книги – как отдельные атомы.
Встречаясь – в сознании читателя, они могут вступать в самые
неожиданные взаимодействия. Тема цикла «Соловей» дети,
любовь, жалость. Об этом же – философская сказка
французского писателя Антуана де СентЭкзюпери «Маленький
принц», написанная почти одновременно. Положите рядом две
эти книги – сколь многое может вам открыться в сходстве и
Несомненно одно из величайших достижений Пришвина –
писателя, одно из самых добрых, самых мудрых, самых
человечных произведений нашей литературы – сказкабыль
«Кладовая солнца». Краткая, ёмкая, насыщенная смыслом,
она недаром имеет двойное жанровое определение: она
может читаться и как «быль» как бытовая история про
заблудившихся в лесу крестьянских детишек, и как
«сказка», вернее, притча о силе любви и родственного
внимания, об обретении близости и совместной борьбы со
злом.
Именно к этому – к идее необходимости единения сил добра –
пришел в конце пути замечательный русский писатель
Михаил Пришвин.
Он прожил долгую, плодотворную жизнь. Вышедшее
посмертно собрание сочинений его составило шесть
объемных томов – хотя многое, написанное Пришвиным,
осталось за пределами этого издания. И все созданное
им было подчинено одной задаче: рассказать правду о
жизни, иногда суетной, иногда жестокой, и рассказать
так, чтобы помочь и читателю осмыслить свой земной
путь, помочь ему устремить свою душу навстречу
радости.
Могила М.М.Пришвина
Сидящая на уступе
ПтицаСирин,
таинственная птица
счастья. Расправив
крылья, запрокинув
голову. Она поёт,
сливаясь в песне с
травами, цветами,
животными, птицами
– всем тем, что так
любил в своей жизни
Михаил Михайлович
Пришвин.
«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет,
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек…
М. Цуранов