Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
1.Истоки средневековой византийской цивилизации. Периодизация византийской истории.
Особенности развития Византии:
прямая преемственность по отношению к Римской империи
неразрывная связь с христианской церковью:
распространение в Византии отдельного направления христианства – православия
претензии Византии на главенство в Средневековом мире - политическое и духовное лидерство
I этап (IV - середина VII в.) - период разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодаль-ных отношений:
централизованная монархия с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограниче-ниями власти императора.
Периодизация византийской истории.
.
сохранение унаследованного от Рима статуса мировой державы
византийский император - главный арбитр в Европе
действовали римские государственные и социальные институты
масштабным явлением оставалось рабовладение
процветали унаследованные от Античности города
II этап ( к. VII – к. ХII в.) - период формирования феодальных порядков:
государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада
императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня:
правитель сменил титул «император» на греческий «василевс»
расширились полномочия
административного аппарата
Император
Лев III Исавр
1204г. Захват Константинополя крестоносцами
III этап (XIII - XVвв.) - углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии:
резкое ослабление византийского государства
фактический распад в XIII – XIVвв
XV в. – гибель Византии
2.Особенности византийского феодализма.
Линии сравнения | Феодализм | |
Европейский | Византийский | |
Формы землевладения | ||
Права и обязанности феодалов | ||
Феодальная иерархия | ||
Положение | ||
Положение |
Задание: прочитайте п. 3 с.123-124, заполните сравнительную таблицу «Европейский и византийский феодализм».
Линии сравнения | Феодализм | |
Европейский | Византийский | |
Формы зем-левладения | На условиях службы земля (феод) переда-валась во владение феодалу, как правило, наследственное | На условиях службы феодалу передавалось право взимания налогов с определённой терри-тории; |
Права и обя-занности феодалов | Право иммунитета (су-дебные и администра-тивные привилегии | Не имели права высшего |
Феодальная иерархия | Иерархическая вас-сально-ленная систе-ма (правовая и позе-мельная зависимость вассалов от сеньоров); | Зависимость от цент-ральной власти, не имели военных отрядов; |
Византийские воины, X в. Распространённым явлением в Византии были пожалования земель за службу.
Положе-ние | Бóльшая часть крес-тьян находилась в зависи-мости от феодалов | Значительное число сво-бодных крестьян – об-щинников; |
Положе-ние | Возникали большей час-тью заново на землях крупных феодалов, вели борьбу с ними за права и вольности | Сохранились со времён Античности, были напря-мую связаны с централь-ной властью |
По сравнению
с Западной Европой, Византия была «страной городов».
Для Средневековья чрезвычайно привлекательными оставались идея и образ империи.
3. Система политической власти.
Корона правителей Священной Римской империи. к. X в.
Задание: прочитайте п 4 с.124-126.
Составьте схему «Власть византийского императора».
Докажите, что власть императора Византии была самодержавной.
4. Церковь и государство.
«Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, - священство и царство: одно, служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, - из одного и того же начала вышли и привели в порядок человеческую жизнь…если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было бы подарено»
Юстиниан I. Предисловие к VI новелле
Концепция симфонии властей - определяющая в цер-ковно-государственных отношениях Византийской импе-рии.
Симфония - союз церковной и государственной власти, в основе которого лежит идея гармонии и согласия влас-тей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг друга.
Причины:
обрядовые, догматические и другие различия
претензии папства на главенство над восточной церковью.
1054 г. – церковный раскол
Римско-католическая церковь на Западе
Центр - Рим
Православная церковь на Востоке
Центр - Константинополь
Наука:
Лев Математик (IX в.) основал Магнавр-скую школу в Константинополе, собрал библиотеку античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы императорского дворца (рычащие львы)
Евсевий Кесарийский (IVв.) - автор цер-ковной истории;
Иоанн Дамаскин (конец VII-VIIIв.) – бого-слов, философ и поэт.
Лев Математик
Иоанн Дамаскин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.