Публикация является частью публикации:
Мир в первой половине ХХ в.Тема урока: Страны Европы и США в начале ХХ века.
Урок истории 9 класс.
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск
План:
1. Установление господства монополий.
2. Начало борьбы за передел мира.
3. Социальные движения.
4. Реформизм в начале ХХ века.
проследить процесс формирования монополий;
установить связь установления господства монополий и изменений внутренней политики ведущих стран Запада, а также активизацией социальных движений
Цель урока:
Термины и понятия:
Монополия
Концентрация производства
Картель, синдикат, трест
Вывоз капитала
Эшелоны капиталистического развития
Борьба «за место под солнцем»
Анархосиндикализм
Центризм
Феминизм
Реформизм, «ллойдджорджизм», «прогрессивный либерализм»
1. Установление господства монополий.
Развитие техники и
технологий
Концентрация
производства
Усиление конкуренции
Завод начала ХХ в.
Монополии –
союзы капиталистов
Виды монополий | ||
Картель - экономи-ческое объедине-ние, участники кото-рого заключают соглашение о регу-лировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы | Синдикат – объеди-нение предприятий, осуществляющих общую коммерчес-кую деятельность: | Трест –экономичес-кое объединение, в рамках которого участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридичес-кую самостоятель-ность |
Участники сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность | Участники сохраняют производственную и юридическую самостоятельность | Реальная власть в тресте сосредоточива-ется в руках правления или головной компании |
Типы вывоза
капиталов
Инвестиции в производство
в колониях и менее развитых
странах с целью увеличения
прибыли за счет дешевого
сырья и рабочей силы
Займы под проценты
(«ростовщический
капитал»)
Господство монополий
Усиление конкуренции
Вывоз капиталов
усиление неравномерного развития в группе лидеров и в мире в целом
смена лидеров капиталистического развития: Англия и Франция постепенно уступали лидерство США и Германии
разделение мира по уровню развития капитализма на 3 группы, или 3 эшелона
Завод конца XIX - нач. ХХ века. Англия.
I эшелон
США
Великобритания
Франция
II эшелон
Германия
Япония
страны Европы
III эшелон
страны Латинской Америки
Азия (кроме Японии)
Африка
Эшелоны капиталистического развития – группы стран в зависимости от уровня развития в них капитализма.
2.Начало борьбы за передел мира.
Задание: проанализируйте текст учебника с. 18-19, определите, какие страны приняли участие в борьбе за «место под солнцем», почему именно эти страны.
Найдите доказательства, что это была борьба за передел мира
3. Социальные движения.
увеличение количества рабочих
рост общего образовательного уровня и профессиональной квалификации
концентрации рабочего класса
рост их сплоченности и организованности
Анархо-синдикализм - течение в рабочем движении, находившееся под влиянием анархизма
Основные идеи:
высшая форма организации трудящихся - профсоюзы
к профсоюзам должны перейти средства производства
против любой политической борьбы и власти
за тактику «прямого действия» - саботаж, бойкот, экономическую забастовку и,
как «высшую форму» борьбы,
всеобщую экономическую
стачку
Социалистическое движение
Революционеры
Социал-демократы
Центризм
К.Либкнехт
Р.Люксембург
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.