Материал из опыта работы над самообразованием по теме "Устное народное творчество -как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".В презентации раскрыта работа с фольклором: потешки, загадки, сказки, их значение и разнообразная работа с детьми и родителями по развитию речи детей 3-4 лет.
«Устное народное творчество,
как средство развития речи
детей младшего возраста»
Отчёт по самообразованию
подготовила воспитатель МБДОУ д/с №12
«Рябинка» Новокрещенова Вера Алексеевна
Я выбрала тему для своего
самообразования «Влияние устного
народного творчества на развитие речи
детей 3-4 лет». Несомненно, на
сегодняшний день тема актуальна. В то
время как развивается наука, в жизнь
внедряется компьютеризация, народный
язык начинает терять эмоциональность.
Его заполнили иностранные слова, а язык
компьютера лишен окраски, образности.
Через устное народное творчество
ребёнок не только овладеет родным
языком, но и, осваивает его красоту,
лаконичность, приобщается к культуре
своего народа, получает первые
впечатления о ней. К тому же словесное
творчество народа представляет собой
особый вид искусства, то есть вид
Цель :выявить и изучить влияние
форм устного народного
творчества на развитие речи
детей. Возраст детей 3-4 г.–
вторая младшая группа. Очень
хотелось за время работы
воспитать в детях чуткое
отношение к народному
творчеству, обогатить речь,
воображение, чувства детей.
Приобщить детей к русскому
фольклору, увлечь народными
сюжетами.
Поставила задачи: выявить значение
устного народного творчества в
системе воспитания детей;
обогащать речь детей, чувства
детей, воображение; развивать
свободное общение взрослого и
детей о прочитанном, практическое
овладение нормами русской речи;
учить внимательно слушать, и
запоминать художественные
произведения, отгадывать загадки,
принимать участие в драматизации
сказок; приобщить детей к русскому
фольклору; воспитывать дружеские
чувства и гуманное взаимоотношения
Задачи:
• развивать активную речь
детей;
• показать красоту русского
языка через устное народное
творчество, выраженное в
песнях, потешках, сказках,
припевках, колыбельных;
• сформировать у детей интерес
к устному народному
творчеству;
• обогатить словарный запас
Самостоятельно, с помощью журналов
«Дошкольное воспитание», «Ребенок в
детском саду», ресурсов интернета,
программой разработки
образовательных областей «Речевое
развитие», изучила несколько тем для
реализации плана самообразования.
Материал отбирала в соответствии с
возрастными возможностями детей.
Темы были таковы: «Роль загадок в
развитии речи ребенка», «Роль
потешек в развитии речи ребенка», ,
«Роль сказки в воспитании детей»,
«Влияние сказки на психику ребенка»,
«Театрализованные игры как средство
развития речи детей».
Народные песенки, потешки,
пестушки также представляют
собой прекрасный речевой
материал, который можно
использовать, как в организованной
образовательной деятельности, так
и в совместно-партнерской
деятельности детей младшего
возраста.
С их помощью можно развивать:
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
В работе над фольклором большое внимание
уделила потешкам. Потешки включаю во все
режимные моменты.
Застегнём застёжки
На твоей одёжке.
На мою малышку наденем
штанишки
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Дневной сон
• Баю-баю, спи,
дружок,
• Повернись на
правый бок.
• Только ты один
не спишь.
• Закрывай глаза,
малыш.
«Жил-был у
Игры-инсценировки
бабушки
серенький
козлик»
«Идёт коза рогатая..»
Шутки-прибаутки помогают установить
с ребёнком эмоциональный контакт»
«Курочка-
«Еду-еду к бабе, к
деду»
рябушечка»
Рассказываем потешки
«Кот Васька»
«Огуречик, огуречик»
Песенки помогают освоить звуковые навыки
устной речи , эмоциональность,
выразительность
«Два весёлых гуся»
«Ладушки, где были? У
бабушки !»
Хороводные игры
«Каравай,
каравай, кого
хочешь выбирай!
«У кого в руках
платочек»
Рассказываем сказки по
картинкам
Игры-драматизации.
Сказки-это особая фольклорная форма, помогает развивать
выразительность речи , обогащать воображение
Сказка «Репка»
Сказка «Курочка Ряба»
Театр сказок помогает детям быть уверенными
и самостоятельными, работать над
выразительностью речи.
Пальчиковые игры с проигрыванием потешек
развивают не только речь, но мелкую
моторику.
«Этот пальчик хочет
спать…»
«Пальчик-мальчик, где ты
был?»
«Книга- твой лучший друг »
«Ты беседуй чаще с
ней,
«Королева книжка в
Станешь вчетверо
умней»
гостях у ребят»
Книгу можно полистать, посмотреь картинки,
получить море удовольствий и детям и взрослым.,
«С книгой поведёшься, ума
наберёшься»»
Загадка- одна из малых форм устного народного
творчества, в которой в предельно сжатой форме
даются наиболее яркие признаки предметов и явлений.
Работа с родителями.
• 1. Консультации «
Потешки-как развитие
речи детей 3-4 лет»
• 2Домашнее задание
«Разучивание потешек
дома»
родителей «В гости к
бабушке»
• 3.Советы родителям
«Баю-баюшки»-как
укладывать детей спать»
• 4.Пополнение библиотеки
книгами-потешками.
• 5. Показ развлечения для
Ценность устного народного
творчества заключается в том, что с
его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком
эмоциональный контакт. В. А.
Сухомлинский считал сказки,
потешки, песни незаменимым
средством пробуждения
познавательной активности,
самостоятельности, яркой
индивидуальности. И
действительно, ласковый говорок
прибауток, потешек вызывает
радость не только у ребенка, но и у
взрослого, использующего
Таким образом, словесное русское
народное творчество заключает в
себе поэтические ценности. Его
влияние на развитие речи детей
неоспоримо. С помощью малых
форм фольклора можно решать
практически все задачи методики
развития речи и наряду с
основными методами и приемами
речевого развития младших
дошкольников можно и нужно
использовать этот богатейший
материал словесного творчества
народа.