Возрастные особенности
младшего подростка:
семье;
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту;
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и
отдаленном будущем;
киноискусством.
Вопросы родителям:
Сколько учебных предметов изучалось
Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
Какова недельная учебная нагрузка была
у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
Сколько учителей обучало Вашего
ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
Сколько времени в среднем тратил Ваш
ребёнок на подготовку домашних
заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица
4 класс
5 класс
1
2
3
4
6 – 7
предметов
18 – 20
часа
1 – 3
учителя
2 – 2,5
часа
8 – 10
предметов
23 – 25
часов
7 – 9
учителей
3 -5,5
часа
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных
педагогов;
Возникающие
проблемы:
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной
адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом
обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при
выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь ПОСЛЕ попыток
выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными
отношениями – с одноклассниками и
учителем.
Признаки
дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими
впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных
событий, переключить внимание на другие
темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы,
Жалобы на те или иные события, связанные со
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
учителей, одноклассников.
школой.
Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение
интеллектуальной деятельности. Отставание в
развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие поведения
ребёнка правовым и моральным нормам
(агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со
сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности,
тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Чем можно помочь?
Недопустимость физических мер воздействия,
запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек,
дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение
удовольствий, физические и психические
наказания.
Предоставление ребенку самостоятельности в
учебной работе и организация обоснованного
контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные
успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.
Слова, которые поддерживают и
которые разрушают его веру в
себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
Зная тебя, я уверен, что
вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень
хорошо.
У тебя есть некоторые
соображения по этому
поводу? Готов ли ты
начать?
Это серьезный вызов. Но
я уверен. Что ты готов к
нему.
Зная тебя и твои
способности. Я думаю. Ты
смог бы сделать это
гораздо лучше.
Эта идея никогда не
сможет быть реализована.
Это для тебя слишком
трудно, поэтому я сам это
сделаю.
Способы преодоления
тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не
запрещайте без всяких причин того, что разрешали
раньше.
во всем примером ребенку.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других
Помогите ему найти дело по душе.
значимых взрослых людей.