Презентация "Выборочное изложение «Ужасная ночная метель»"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 02.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация подготовлена к уроку "Выборочное изложение «Ужасная ночная метель»" по произведению А.С. Пушкина "Метель". В презентации даются вопросы к тексту для изложения; задания по лексике, орфографии; задания для языкового анализа текста. Подобраны иллюстрации к тексту. Дан план к изложению и примерный текст изложения.
Иконка файла материала Изложение. Ужасная метель.pptx
Выборочное изложение «Ужасная ночная метель»   Цели и задачи:  подготовиться к написанию изложения: отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте;   продолжить формирование орфографических навыков, закрепить навыки правописания; развивать навыки монологической речи; развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
- Определите тип речи и стиль текста. - Какова тема, идея произведения?  - Как меняется погода? Как об этом говорит автор? - Как ведет себя лошадь? - Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это? О чём говорится в конце авторского текста?  - Как можно закончить изложение?
Словарная работа  З/е: определить лексическое значение:  метель, околица, невзвидеть, хлопья(снегу), небо слилося с землёю, ступать наудачу, всё было не видать, пот катился градом, подымал, въехал во мрак деревьев.  З/е: подберите синонимы:  сделалась метель, ничего, невзвидел, уверился, поворотил.  З/е: выберите материал для описания ветра, неба, снега, земли.
Работа по орфографии З/е: переписать слова, графически выделить орфограммы. Невзвидел, окрестность, что- то, исчезла, ступала наудачу, вправо, опрокидывалась, более получаса, подымал.
Языковой анализ текста - Как описывает ветер? - Какими художественными средствами пользуется автор? (Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла) - Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру? (Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).
Описание ветра: поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, метель не утихала, ветер не мог тут свирепствовать.  Описание неба:  небо слилось с землей, небо не прояснялось.  Описание снега: белые хлопья снегу, небо слилось с землею, он (Владимир) поминутно был по пояс в снегу, лошадь ступала наудачу, то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму.
план   I. «В одну минуту дорогу занесло». II. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу». 1. «Владимир ехал полем». 2. «Уже более часа был он в дороге». 3. «В стороне стало что-то чернеть». III. «Лошадь ободрилась, и Владимир успокоился».   изложение   Поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Наконец в стороне что-то стало чернеть. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.