Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается
самостоятельно. Это наш путь к мастерству.
Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается
самостоятельно. Это наш путь к мастерству.
Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
«Здоровьесберегающе
«Здоровьесберегающе
«Здоровьесберегающе
«Здоровьесберегающе
е образование»
е образование»
е образование»
е образование»
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым,
помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка
только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта,
защищенности и, безусловно, интерес к вашему
уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается
самостоятельно. Это наш путь к мастерству.
Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Прогнозируемая модель личности ученика
1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального
существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности
жизнедеятельности как условий благополучного существования
человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими
упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.
Ожидаемые
конечные
результаты
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности
школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому
образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в
двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию
здоровых детей.
Дискомфортные состояния
учащихся
Дезаптационные состояния:
•
•
•
•
часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
долго переживает неудачи в течение урока;
с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;
при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может
ответить хорошо;
долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах;
не умеет прилагать усилия, если чтото не получается, прекращает работу, ищет какието
оправдания;
почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется
проявить сообразительность;
после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять
ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
•
•
•
•
•
•
•
•
Гигиенические условия, вызывающие
состояние физического дискомфорта
•
•
•
•
•
•
•
нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком
жарко или слишком прохладно);
повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и
раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях;
неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, в частности от работы
электрических обогревателей; накопление в воздухе веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е.
обычными выделениями человеческого тела то, что называется плохо проветренным помещением;
нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации
вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в
токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски) и
учитель;
воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся,
вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например,
жужжание ламп дневного света); недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно
возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при
авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся
пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);
длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении
контрольной работы на спаренных уроках).
Основные "школьные" факторы,
негативно воздействующие на
здоровье учащихся
учебного процесса;
• перегрузка учебных программ, интенсификация
• несовершенство учебных программ и технологий;
• авторитарный стиль преподавания;
• отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
• использование преимущественно обучающих
• недостаток двигательной активности учащихся;
• неправильное питание учащихся;
• несоблюдение гигиенических требований в
• недостаточное финансирование школы.
организации образовательного процесса;
технологий, в ущерб воспитательным;
Недостаточно обсуждаемые и
изучаемые:
•
•
•
•
•
•
•
дидактогенная организация образовательного процесса;
недостаточная психологическая культура учебновоспитательного процесса;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья,
здоровьесберегающих технологий;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах
здоровья;
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости»,
необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной
социальнопсихологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учителей;
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для
реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности,
чувства юмора и др.).
Степени приверженности
школы идеям
здоровьесбережения
• Использование отдельных методов, направленных на
нейтрализацию недостаточной освещенности, не
подходящей школьникам мебели по росту,
необеспеченности горячим питанием; на активизацию
отдельных здоровьесберегающих воздействий
(проведение физкультминуток, организация фитобара,
введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.).
• Внедрение отдельных технологий, нацеленных на
решение конкретных задач здоровьесбережения:
предупреждение переутомления, нарушений зрения,
оптимизацию физической нагрузки, образовательное
самоопределение, обучение учащихся здоровью и др.
содержательной связи друг с другом и на единой
методологической основе.
• Комплексное использование технологий в
Что педагог должен
уметь:
• анализировать педагогическую ситуацию в условиях
педагогики оздоровления;
• владеть основами здорового образа жизни;
• устанавливать контакт с коллективом учащихся;
• наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное
поведение;
• прогнозировать развитие своих учащихся;
• моделировать систему взаимоотношений в условиях
педагогики оздоровления;
• личным примером учить учащихся заботиться о своем
здоровье и здоровье окружающих людей.
Для эффективного внедрения в педагогическую
практику идей здорового образа жизни
необходимо решение трех проблем:
– Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе,
своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных
чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
– Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен
полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой
основе стараться понять, каковы его способности.
– Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса
педагогики оздоровления, которое предполагает не только
достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с
максимально сохраненным здоровьем.
Принципы здоровьесберегающе
й педагогики
• Принцип не нанесения вреда
• Принцип приоритета действенной заботы о здоровье
учащихся и педагогов
• Принцип триединого представления о здоровье
• Принцип непрерывности и преемственности
• Принцип субъектсубъектного взаимоотношения с
• Принцип соответствия сознания и организация
обучения возрастным особенностям
• Принцип сочетания охранительной и тренирующей
учащимися
стратегии
Функции здоровьесберегающей
технологии
• ФОРМИРУЮЩАЯ
• ИНФОРМАТИВНО
КОММУНИКАТИВНАЯ
• ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
• АДАПТИВНАЯ
• РЕФЛЕКСИВНАЯ
• ИНТЕГРАТИВНАЯ
Основные компоненты
здоровьесберегающей технологии
• АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися
высшей ценности своего здоровья,
• ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, связанный с приобретением необходимых
для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ, включающий систему ценностей и
установок, которые формируют систему гигиенических навыков и
умений
•
• ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, учитывающий то, что человек как биологический
вид существует в природной среде
• ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает
владение способами деятельности, направленными на повышение
двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того,
этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание
организма, высокие адаптивные возможности.
Классификация
здоровьесберегающих технологий
• По характеру деятельности
• По направлению деятельности
• Комплексные
Типы технологий
• Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение
двигательной активности, витаминизация, организация здорового
питания)
• Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия,
аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,
арттерапия)
• Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по
развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные
мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
• Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем
в предметы общеобразовательного цикла)
«Дружно, смело, с
оптимизмом – за
здоровый образ жизни!»