Презентация Жостово 6 класс ИЗО по программе Шпикаловой, создавалась для проверки знаний учащихся по теме Жостово, а так же расширить знания по декоративно-прикладному искусству, раскрывает историю создания промысла, этапы выполнения росписи, необходимые инструменты, а так же музей и музейные экспонаты .жостово
2. Замалевок
6. Тенежка
5. Прокладка
1. Бликовка
4. Чертежка
3. Привязка
7. Орнамент
1. Замалевок
2. Тенежка
3. Прокладка
4. Бликовка
5. Чертежка
6. Привязка
7. Орнамент
C 1746 года,
сохраняя
традиции...
всё только
начинается...
В 2016 году 270 лет
Нижний Тагил крупнейший промышленный
центр Урала является родиной русского
расписного железного подноса.
Искусство уральской лаковой росписи,
зародившееся в 40е годы 18 столетия и
активно развивающееся в 21 , обогатило
художественную культуру России.
В нем воплотился сплав высокого
профессионального мастерства,
кропотливого труда мастеров по металлу,
стремление к прекрасному и талант
народных живописцев.
Почему же именно Нижний Тагил
стал родиной этого удивительного
промысла? Дело в особенностях
развития этого региона, которые
сейчас принято называть
"горнозаводской цивилизацией",
Так сейчас принято именовать
уральский образ жизни,
сложившийся в 1819 веках.
Отсчет истории его идет от условной
даты 1746 год,
к которой относят самые ранние
архивные сведения о железных
подносах с художественной
отделкой.
Тагильский металл
с маркой "Старый соболь" стал
известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского
Высокогорского железного рудника". Металл,
ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1
пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.
Его качество, пластичность в обработке
высоко ценились, уральские умельцы
искали различные формы применения и
демонстрации этих качеств тагильского
железа. Еще не было листопрокатного
производства, и металл обрабатывался
методом ковки одним из самых сложных
и трудоемких способов
металлообработки. Минимальная толщина, удивительно
ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а
также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и
виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие
изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на
промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая
их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.
Пресс для изготовления форм заменил
ручную работу кузнеца, встает вопрос,
чтобы отделка подноса производилась
все быстрее и была дешевле. В это
время все большое распространение
получает "маховое" письмо, когда
кончик кисти подхватывает краску и
белила и в дватри взмаха "лепит"
цветочный венчик, стебли, листья.
"эта летящая скоропись приводит к отказу от
кропотливо выполняемых деталей, упрощает,
предельно стилизирует и обобщает форму»
После революционных событий начала XX века,
жизнь промысла замерла, поскольку были почти
забыты все приемы традиционного цветочного
письма.
Замерла, но не остановилась.
Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная
заря" наладили выпуск подносов с росписью.
Впоследствии в 1957 году на базе этих артелей
был создан Нижнетагильский завод
эмалированной посуды, который последствии и
стал центром возрождения тагильского
подноса.
Цыровка (цырь) это древний прием,
применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри"
состоит в том, что поверх золота густо заливали
красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой
иглой осторожно соскребали красочный слой до
золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные
таким способом, они отличались изяществом и
изысканностью. После этого изделие покрывалось
лаком, которые назывался "тагильским" или
"хрустальным" и превосходил по прочности и
прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие,
нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал
краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых
оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.
В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было
связано с деятельностью школы живописи (18061820 гг.), специально
учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым.
В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское
обеспечение.
Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник
Академии художеств В.И. Албычев профессиональный
художник. Это самым положительным образом повлияло на
качество росписей. В этот период популярность приобрели
подносыкартины, когда в центре писалась маслом копия
картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски
вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры
часто были чернобелыми, поэтому цветовые решения
полностью принадлежали художнику. Мифологические,
исторические, галантные сцены помещались в рамку,
образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом:
сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные
кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны
с пышными букетами.
http://www.tagilva
riant.ru/news/new
s/tri_veka_tagilsko
go_podnosa/#